Специфика новоевропейской философии. Критика, предшествующей традиции, проблема «опыта» и «метода», обоснование проекта современной науки, новации в постановке гносеологических проблем и проблем человека. Эмпиризм Ф. Бэкона, сенсуализм Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Традиция рационализма: основные идеи Р.Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Создатели науки Нового времени: Г. Галилей, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Лаплас.
Эпоха Просвещения и культ разума. Общественно правовой идеал Просвещения. Ф. Вольтер, Ж-Ж. Руссо, французский материализм XVIII века. Идеи Просвещения в Германии: И.Кант, Г. Лессинг. Особенности проявления просветительских идей в русской философии XVIII века.
Однако не все столь безоблачно было в эпистемном царстве философии. Дж. Беркли, воспользовавшись успехами науки в области физиологии и психологии, неожиданно поставил философию на грань катастрофы. Перспектива превращения всех знаний в комплекс ощущений грозила субъективацией картины мира (солипсизмом). Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание И. Кант.
Контрольные вопросы:
2.5. Немецкая классическая философия.
1. Трансцендентальная философия И. Канта
2. Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля
Ключевые понятия: метафизика, трансцендентальный субъект, объективный идеализм, метод, трансцендентная реальность, диалектика, априори, закон, свобода, логика истины, панлогизм, абсолютная идея.
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
Вольфианская метафизика как философская система. Фундаментальность философской деятельности Канта; трансцендентальный субъект и анализ его возможностей в «Критике чистого разума»; величие и ограниченность разума, понимание человека в философии Канта. Основные идеи философии Фихте; трансцендентальный идеализм Шеллинга и его натурфилософия; абсолютный идеализм Гегеля: трактовка им соотношения логики, диалектики и метафизики в контексте панлогизма, антропологический материализм Фейербаха.
Контрольные вопросы:
1 . В чем состоит априоризм Канта?
2. Каково различие рассудка и разума в философии Канта?
3. В чем суть коперниковского переворота Канта в философии?
4. Что такое феномен и ноумен в философии Канта?
5. В чем причина возникновения антиномий?
6. Каким образом в структуре практического разума разрешает Кант
антиномии?
7. Как звучит категорический императив Канта?
8. Что такое абсолютная идея Гегеля?
9. Что такое триада у Гегеля?
10. Какова система философии Гегеля?
11. Покажите этапы развития объективного и абсолютного духа.
12. Как представлял себе Гегель исторический прогресс?
13. В чем противоречие между системой и методом в философии Гегеля?
14. В чем проявляется панлогизм философии Гегеля?
2.6. Философия XIX - начала XX века.
Ключевые понятия: класс, нация, революция, идеология, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, диктатура пролетариата, общественное бытие, общественное сознание, способ производства материальных благ.
Литература:
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.
2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
Историко-материалистическая философия К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Практика как фундаментальная категория философии. Разработка Энгельсом материалистической диалектики природы. Концепция общественно-экономических формаций и учение об освободительной миссии пролетариата. Вклад В.И. Ленина в разработку идей научного коммунизма. Исторический и диалектический материализм.
Необходимо обратить внимание на то, что марксистская концепция материалистического объяснения истории не в полной мере учитывала роль духовного фактора. Следует показать, что многие идеи марксизма были порождены образом капитализма XIX века и не смогли учесть удивительную приспособляемость этого способа производства к изменяющимся историческим реалиям. Исторические судьбы марксизма по-прежнему остаются одной из дискуссионных тем.
Если вернуться к европейской философии, то после Гегеля она пошла по пути пересмотра важнейших положений классической философии. Если гегелевская философия зиждется на уверенности в разумности мира, то уже А. Шопенгауэр начинает сомневаться в этом. Его воля к жизни носит в природе инстинктивный характер (иррациональный), а в человеческом поведении она обретает рассудочный характер, становясь сгустком вожделений. Жизнь - страдание, история - слепой случай, прогресс- иллюзия: таков неутешительный вывод Шопенгауэра.
В чем-то ему вторит С. Кьеркегор, хотя истоки его рассуждений иные. Он выступает от лица единичного, который важнее рода. Во всем природном мире царит необходимость, в человеческой жизни - свобода. Человек – это экзистенция (существование), обреченная на выбор и страшащаяся этого выбора. Если страх характеризует отношение человека к миру, то отношение к самому себе - отчаяние. Отчаяние - это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаяние - вечное умирание без конца. От этого изнуряющего состояния не может избавить даже Бог, «поскольку Бог помогает лишь так, как это может сделать свобода». Страх, отчаяние, вина становится в философии Кьеркегора способами проявления сокровенного Я. С. Кьеркегор выделяет типы экзистенции и отчаяния (эстетический – «отчаяние возможного», этический – «отчаяние вызова или мужественное отчаяние» и религиозный – «абсолютное или экзистенциальное отчаяние») и их отличия. «Абсолютное отчаяние» оставляет человека наедине с Богом; «эстетическое» - значимостью обладает только возможное, а не действительное; «этическое» - желание быть самим собой, полагаясь только на свои силы и возможности. Если в классической философии судящей инстанцией считается разум, то у датского мыслителя эта функция переходит к эмоциям. Все более сказывается недоверие разуму.
Эта тенденция еще более проявилась в философии жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей и др.). Следует обратить внимание на волю к власти Ницше, на возвеличивание им биологического начала в человеке, на его устремленности к некоему сверхчеловеку, способному придать духовное содержание тому обществу, где Бог умер. Это направление на первый план выдвигает понятие жизни, противоположное омертвляющим процедурам научного мышления, неспособного уловить подлинный аромат реальных процессов.
Контрольные вопросы;
1. Как понимал К. Маркс родовую сущность человека на раннем этапе своего творчества?
2. Что такое отчуждение по Марксу?
3. Назовите основные положения историко-материалистической концепции Маркса.
4. Насколько современен Маркс в наше время?
5. Как развивается человеческий дух по О.Конту?