Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к (стр. 8 из 14)

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Бородай Ю. М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М., 1996. Очерк первый-второй.

7. Воскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. - М., 1997.

8. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учеб­ник. - М., 1998. Гл.У1.

9. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. II.

Методические рекомендации:

Фундаментальным свойством материи является отражение и самоорганизация. Сле­дует знать определение и различные формы отражения в живой приро­де. Важно найти отличительные особенности поведения животных от орудийной, языковой и креативной деятельности человека. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания. Студент должен знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессоз­нательного. Надо знать структуру человеческой психики по 3. Фрейду. Желательно иметь представление о концепциях сознания в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма, Налимова В.В..

Современная компьютерная технология затрагивает проблему мо­делирования человеческого интеллекта. У студента есть возможность поразмышлять над специфическими особен­ностями данной проблемы.

Изучая сложнейшие проблемы творчества, необходимо определиться с понятием творчества как таковым, свободой творчества, его соотношением с отражением, его сущностью и смыслом, структурой процесса (субъект, объект, результат), его видами, критериями нового (истина, добро, красота; неповторимость, оригинальность, общественно-историческая уникальность), ценностями (материальные, духовные, социальными, политическими), механизмами [диалектическим взаимодействием интеллекта (мышления), воображения (фантазии) и интуиции (инсайта, «озарения»)], креативными способностями творца [одарённость, талантливость (талант), гениальность (гений)], его местом и ролью в обществе.

Контрольные вопросы:

1. Что такое сознание?

2. В чем отличие психики животных от сознания человека?

3. Какие факторы сыграли решающую роль в возникновении сознания?

4. Какова структура сознания?

5. Что такое самосознание?

6. Как Фрейд представлял человеческую психику?

7. Что понимал под коллективным бессознательным К. Г. Юнг?

8. Назовите некоторые бессознательные потребности по Э. Фромму.

9. Современные научные представления о строении мозга человека.

10. Что есть творчество и его критерии?

11. Рациональное и иррациональное в творчестве.

Тема 6. Многообразие форм и способов духовно-практического освоения мира в истории философии и науке

1. Специфика мифологического, нравственного и эстетического форм освоения мира.

2. Специфика научного освоения мира в истории человечества.

3. Материально-практическое освоение мира человечеством.

Ключевые понятия: социум, человек, практика, миф, наука, деятельность

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

Методические рекомендации

Существует многообразие форм духовно-практического освоения мира. Надо различать философские, религиозные, мифологическое, нравственное, эстетическое, научное и другие формы. При выделении ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них.

Традиция английского эмпиризма: бэконовское учение об опыте, о роли индукции, об „идолах“ познания. Когерентная теория истины Гоббса. Сенсуализм Гоббса и Локка. Тезис Беркли: быть - значит быть воспринимаемым. Юмовский скептицизм и психологизм, критика понятия причинности. Кантовское решение проблемы познания. Разум как законодатель. Специфика кантовского понимания мышления. Критика возможности сверхчувственного познания. Понятие „вещи в себе“. Антиномии разума. И. Фихте и его проект “наукоучения”. Трактовка познания в неокантианстве. Деление наук на номотетические и идиографические в Баденской школе. Идиографический подход (англ. idiographic; от греч. idios — своеобразный + grapho — пишу) — поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. Противоположное — номотетический подход, направленный на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем (природных, социальных, семиотических и т.д.) Гносеологические вопросы в позитивизме и неопозитивизме. Ф. Ницше: познание как выражение “воли к власти”. Разум и интуиция в философии А. Бергсона. Природа познания и понимание истины в прагматизме

Гуссерлевская критика психологизма в логике. Феноменология как строгая наука. Теория познания в русской философской традиции. Интуитивизм Н. Лосского.

Отказ от идеи репрезентации у Д. Дьюи, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера.

Истина и метод: от разума законодательствующего к разуму интерпретирующему; Г.-Р. Гадамер, П. Рикер и др. Философия и зеркало природы: Р. Рорти.

Студент должен ясно представлять сущность и основные этапы материально-практического освоения мира (подходы к освоению мира: потребительский, производительный, конструктивно-проектный).

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности мифологии?

2. В чем логика абсурда мифа (А эквивалентно Б)?

3. Перечислите бэконовские «идолы» познания.

4. Идея tabula rasa «чистая доска» Джона Локка.

5. Суть идеографического подхода.

6. Суть номотетического подхода.

7. Критерии научности в истории философии и науки.

Тема 7. Научное знание, его структура и динамика

1. Понятие науки, её социальные функции. Специфика научного познания.

2. Структура, строение и динамика научного знания.

3. Логика, методология и методы научного познания.

4. Научное творчество: сущность, структура, критерии, методология.

5. Проблема соотношения субъекта и объекта в познании в истории философии.

6. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Их формы.

7. Проблема истины. Интерсубъективность и конвенциональность истины. Аксиологический аспект истины (ценность). Диалектика относи­тельной и абсолютной истины в марксизме. Конкретность истины.

8. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.

9. Познание как философская проблема.

Ключевые понятия: истина, ценность, знание, заблуждение, практика, объективная истина, интерсубъективная истина, субъективная истина, конвенционализм, интеллектуальная интуиция, индукция, дедукция, принцип минимакса, «Бритва Оккама».

Литература

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 (глава 1. – глава 31).

5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

6. Кучевский В. Б. Философия: проблемы бытия и познания. Учебник. - М., 1998. Гл.ХП-ХУ

7. Спиркин А. Г. Философия: Учебник.- 2-е изд. - М.: Гардарика, 2005. Гл. 12.

8. Философия науки. Учебн. пособие. 5-е изд. Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Гардарики, - 2007 г.

Методические рекомендации

Необходимо понять науку как особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных (и предметных) системно организованных и обоснованных (эмпирически и теоретически, и суперкомпьютерно-вычислительно) знаний о мире. Анализируя социальные функции науки продумать возможность добавления функции науки как духовной силы (дух как свобода научного творчества).

Рассматривая специфику научного познания и его отличие от других видов познавательной деятельности (в том числе и обыденной) необходимо разобраться с объектом и предметом познания; его логикой, методологией и методами; критериями научной истины (объективность, предметность, системность организации и обоснованность).

В структуре научного знания важно выделить следующие элементы (формы организации):

1) два уровня: эмпирический и теоретический (подчеркнуть при этом становление принципиально нового – суперкомпьютерно-вычислительного);

2) два типа (по характеру познания): фундаментальный и прикладной;

3) три вида (по формам организации предмета): дисциплинарный, междисциплинарный и проблемно организованный.

Надо знать их основные различия и содержание.

Центральная проблема гносеологии (эпистемология) заключается в ответе на вопрос: как че­ловек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впе­чатлениями, может получить объективное знание о мире? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии. Необходимо различать гносеологический, аксиологический и конвенциальный аспекты истины, абсолютную и относительную истину, принцип конкретности истины. Особого внимания заслуживает проблема критерия истины.