Смекни!
smekni.com

Методика формирования эмоционально-оценочных суждений старших дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (стр. 5 из 13)

Выражение чувств, переживаний взрослого, т.е. его мимика, жест, поза, рано приобретают для дошкольника сигнальное значение.

При этом каждый элемент «считывается» с разной полнотой и легкостью в зависимости от наличия (или отсутствия других элементов)-, составляющих понятную дошкольнику комплексную жизненную ситуацию.

Например, выражение испуга, у девочки, изображенной на картинке, приобретает сигнальное значение тогда, когда оно подкреплено понятной ребенку ситуацией (например, бык гонится за девочкой). Но та же мимика, не вызывает ответного чувства у ребенка, если она дана вне жизненных, по­нятных ребенку обстоятельств. Однако, если подробно изображена вся обстановка, а у бегущей девочки не соответствующее обстоятельствам выражение лица (например, она улыбается), дети не могут правильно понять переживаемое девочкой чувство. Истолкование всей картинки осложняется.

Чувства ребенка-дошкольника становятся и более глубокими. Это прямо связано с нарастающим опытом ребенка, прежде всего социальным. Дети уже могут оценить поступок другого с позиции общепринятых норм поведения и дать какое-то обобщенное суждение о том, что они услышали или увидели, с точки зрения имеющихся у них знаний. Порой они сами отличают, что именно вызывает у них одобрение, огорчение или восторг.

Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей.

Что же касается народного декоративно-прикладного искусства, то дети шестого года жизни уже четко и обосновано выражают свои чувства к художественным образам (например, эта игрушка очень красива, она вызывает чувство радости, желание любоваться ею).

Дети с большим удовольствием слушают и дополняют рассказы воспитателя о мастерах, которые изготовили данное произведение народного искусства (Из высказывания Лены М.: изображая узор на хохломской посуде мастер, хотел передать всю красоту природы родного края; эта дымковская барыня так нарядна, что хочется изобразить ее наряд на своем рисунке).

На занятиях изобразительным искусством дети подолгу и с большим удовольствие любуются произведениями народных мастеров, обыгрывают различные сценки, используя персонажи народного декоративно прикладного творчества, тем самым, пополняя свой эмоциональный опыт, учатся полно и ярко выражать свои мысли и чувства.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в основе моральных чувств детей лежат знания. Однако, до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько-нибудь воспитанных чувствах. В том и состоит специфика чувств, что в них особенно убедительно проявляется единство отражения и отношения человека к действительности. Это единство у детей дошкольного возраста только начинает формироваться.

1.3 Произведения народного декоративно-прикладного искусства как средство формирования эмоционально-оценочных суждений дошкольников

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть Российской культуры. Эмоциональ­ность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги россиянам. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует фор­мированию гармонично развитой личности. Основанное на глубо­ких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на фор­мирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к род­ному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих тра­диционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с об­разцами народного творчества.

Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая ми­ниатюра и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

Рассмотрим предметы народного декоративного искусства, которые могут быть использованы в детском саду.

Дымковская игрушка

В городе Вятке, который стоит на большой реке, раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он на­звался «свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял - с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями, и с непрерывным, заливистым свистом.

Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Дымковская слобода находится за широкой рекой. Там и лепили из глины свистульки и игрушки: барынь, нянь и индюков, похожих на Жар-птиц, коней трехголовых и двухголовых. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стек­ами, они украшали дома. За окнами снег, су-робы, а в окнах, сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду, ярко светятся, улыбаются уди­вительные игрушки.

Ведь они необыкновенно нарядны! Выле­пит мастерица игрушку, а потом укра­шает ее разными оборками, волана­ми, накладными цветами. Даль­ше - обжиг в печах, побелка. Рос­пись - только по беленому. Крас­ки особенные - яркие, блестящие, а в узорах, в основном, круги. Дым­ковские мастерицы немного волшеб­ницы. Вот индюк - всегда был обыкно­венным и не очень-то симпатичным. А благо­даря им он превратился в настоящую Жар-птицу. Посмотрите, какой у индюка теперь ог­ромный и необыкновенный хвост, который го­рит, как многоцветное солнышко. А какая ко­рона на голове! Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

Гжель

Под Москвой в Раменском районе (село Гжель) еще в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской глины раз­ные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Само название «гжель» выводят из гла­гола «жечь», обжигать глину. Во все времена посуда формовалась на гончарном круге и в гипсовых фор­мах, а скульптурки и игрушки лепились вручную. Потом изделия обжигались при тем­пературе 1200°С. Гжель - это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья, на­писанные черным кобальтом по белому фар­фору. Изделия гжельских умельцев от­личаются изящной формой. Узоры легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насы­щенным темно-синим цветом с пе­реливами придают необыкновен­ный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солон­кам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушны­ми и радуют глаз.

Филимоновская игрушка

Раньше в деревне Филимоново специаль­но для праздников делали игрушки из гли­ны - свистульки. Смешные придумыва­ли свистульки: зверюшки, птицы, ко­ни, барыни, солдаты. И у всех жи­вотных сильно-сильно вытягивали шеи, так что коровы были похожи на жирафов, а медведи на Змей-горынычей одноголовых. И все фигурки по обожженной глине раз­рисовывали полосами: красными, желтыми, зелеными. От этих полос в глазах рябит, как от солнышка. А называются эти игрушки филимоновскими - по назва­нию деревни, которая находится недалеко от города Тулы.

Места там небогатые лесами, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые-ласковые, теплые. Берет мастери­ца в руки комок глины, разминает его долго долго, греет своими руками, вытягивает, вы­лепляет тело, ноги, голову, рога, уши. И гладит, ласкает, разговаривает с ними. Игрушки должны быть очень красивые, доб­рые, веселые, чтобы глянул чело­век на них и сразу же полюбил. По­том вылепленные фигурки ставят в печь ряд за рядом на березовые поленья. Дров много, горят они жарко и долго. Игрушки раскаляют­ся в печи сначала докрасна, потом добела. А после - медленно-медленно остывают. А когда их вынимают из печи, ока­зывается, что из черных они стали бело-роэовыми и твердыми, как камень. И только тогда начинается роспись. Да не кисточкой, а гуси­ным пером. С кисточки краска к чистой обо­жженной глине не пристает, а с гусиного пера пристает. Теперь в Филимоново делают не только свистульки, но и огромные игрушки, которыми можно украшать помещения.

Городец

На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним - леса большие-боль­шие, местами дремучие. Когда-то там стро­или для всей Волги корабли. Да не про­стые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узо­рами. На носу- русалки, их назы­вали берегинями. Улыбчивые львы на корме. И дома в Городце укра­шали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на ска­зочные терема. Делают в Городце иг­рушки - из дерева и глины.

Самое красивая городецкая игрушка - это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьет, удила грызет. Его рисуют на де­ревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, ко­торые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Ино­гда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких-то сказочных, веселых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчат­ся кони, летят кони, словно это и кони и птицы одновременно. Нигде, кроме Городца такого не увидишь. Есть и оп­ределенные правила в росписи го-родецкими цветами. Сначала рисуют на доске розовые и голубые круги - будущие «розаны» и «купавки». Размещают их венком, букетом по три-пять цветков, рису­ют листья. Затем, когда краска высох­нет, прорисовывают их. «Розан» украша­ют венчиком из листьев, в нем ярко выражен центр цветка. У «купавки» малый кру­жок смещен или влево, или вправо. Дальше мастера оживляют листья, цветы, коней, птиц черной и белой краской. Когда работа закон­чена, ее покрывают лаком. Вот и получается такой праздничный, торжественный и красоч­ный орнамент с пышными бутонами, соцве­тиями и листьями, создающий радостное, свет­лое настроение.