Смекни!
smekni.com

Методика формирования эмоционально-оценочных суждений старших дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (стр. 6 из 13)

Хохлома

Издавна делали да расписывали посуду в заволжских деревеньках Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не покровской или кулигинской, а хохломской. Хотите узнать, по­чему? Слушайте.

Катят груженые подводы вдоль из­вилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! - погромыхивает деревян­ный товар. Везут его в большое село Хохлому семинские и кулигинские масте­ра. Оттуда разлетятся Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. Так и повелось - Хохло­ма да Хохлома. Вот и зовут по сей день рас­писанную золотую утварь хохломской.

А как же началось это удивительное хохломское художество? Да разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселил­ся в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец.

Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную ка­шу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и ее угостил. Жар-птица заде­ла золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказ­ка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замеча­тельную посуду. Сначала мастера выре­зают из дерева ложки, чашки, тарелки, за­тем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным мас­лом, натирают алюминиевым порошком, рас­писывают посуду, еще раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в золотую. Стали называть хохлому во всем мире золотой.

Полхов-Майдан

Есть такое огромное село Полхов-Майдан. Оно расположено в Горьковской области. А вокруг села - леса и поля. Дома сто­ят в нем очень тесно, прямо как на городских улицах - один к одному. Леса не дают селу расшириться, а трогать лес нельзя, его рубят толь­ко в отведенных местах. И за каж­дым домом в огороде обязательно стоит еще маленькая избушка - ма­стерская, по-здешнему - работня. В ней медово пахнет липой, везде разве­шен столярный инструмент, стоит верстак, к нему приложен токарный станок. Здесь и вы­тачивают мужчины из длинных липовых круг­ляшей фигурки матрешек, грибки-копилки и многое другое. А потом несут их в дом, и жен­щины-мастерицы берутся за дело. Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат. И они становятся белее снега. Затем перышками, кисточками тушью и крас­ками начинают их разрисовывать. И, перво-наперво, выводят на каждой свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. И зимой и летом, когда случаются солнечные дни, весь Полхов-Май­дан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Снег белый, а игрушки - как полыхающая радуга: в них - малиновое, зеленое, синее, желтое, алое. И все такое жаркое, как будто нет ника­кой зимы, как будто прожили ее люди, вырас­тив эти дивные цветы. И в заснеженных са­дах они, и над замерзшей речкой Поховкой, и во дворах.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, рас­писными подносами и шкатулками, потому что народное изобра­зительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое пони­мание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.

Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер всегда вносит .что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одина­ковой. Как правило, народный мастер работает без предвари­тельных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые варианты своих произведений.

Народный мастер создает разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и блюда, расписанные городецкими мастерами. Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревян­ными расписными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шутки и загорские точеные изделия. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.

Как уже говорилось, изобразительное народное искусство об­ладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лако­ничных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружаю­щего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы живот­ных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерам для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, кото­рые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям. Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Делая выводы, хочется подчеркнуть, что народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспиты­вая художественный вкус.

Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях.

Заканчивая данный параграф, мы предлагаем список литературы, который поможет вам при работе с детьми над формированием эмоционально-оценочных суждений при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством:

Грибовская А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. - М., 1999.

Григорьева О. Рисование и лепка. - С.-Пб.: Смарт, 1996.

Комарова Т. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.

Козина А. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Дорожин Ю. Мезенская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Дорожин Ю. Сказочная Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Дорожин Ю. Филимоновские свистульки. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Дорожин Ю. Жостовский букет. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Макарова Н. Секреты бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Макарова Н. Тайны бумажного листа. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Морозова О. Волшебный пластилин. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Орлова Л. Хохломская роспись. - М.: Мозаика- Синтез, 2000.

Носова Т. Узоры Полхов-Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Носова Т. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

1.4 Методика формирования эмоционально-оценочных суждений старших дошкольников при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством

Содержание функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способности.

Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. (16, 132)

Обучающие (формирующие) методы представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

– наглядные;

– практические;

– словесные.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца-задания, способа действия и др.

К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Являясь одним из методов, упражнения могут быть использованы в качестве приема и входить в состав других методов.

Игровой метод. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т. д. При этом в деятельности детей также используются действия разного характера - игровые и операторные. Одним из основных компонентов игры, который чаще всего включается в игровой метод, является воображаемая игровая ситуация в полном, развернутом виде.