Заканчивая данный параграф, перечислим методы и приемы работы с детьми над формированием эмоционально-оценочных суждений.
Методы | Приемы |
Наглядные показ образца-задания, способа действия и др.; Практические упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), моделирование; Словесные (рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение) сюжетный и описательный рассказ, творческий рассказ. Игровой метод. Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному. | Словесные приемы: объяснение, указание, показ, пояснение, педагогическая оценка. Повтор, вариации, импровизации |
Выводы по I главе
Эмоционально-оценочное суждение – это способ словесного выражения чувств, к человеку, объекту, принципу основанное на том, насколько человек ценит их свойства или характеристики.
Эмоциональное отношение к окружающему миру, природе, людям, произведениям искусства и литературы в дошкольном возрасте рассматривалось многими учеными-педагогами (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Т.С. Комарова и др.).
Чтобы ребенок овладел навыком эмоционально-оценочных суждений необходимо учить его видеть красоту окружающего мира, произведений искусства, литературы, народного творчества.
Формирование у ребенка оценивающего отношения к произведению искусства, к окружающей жизни, выработка определенной системы эстетических представлений – это один из этапов формирования позитивного отношения к искусству и творчеству.
Являясь своеобразным эталоном, искусство вызывает чувства радости, удовольствия. Это и определяет его положительное восприятие. Однако такой подход может возникнуть только в том случае, если ребенок понимает, что такое красота, что делает предмет красивым; если обогащается его опыт поиска прекрасного в жизни и в искусстве.
Развитие представлений об эмоциях – это, прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах – эмоционально-оценочных суждениях. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена на:
– осознание детьми факта возникновения эмоций;
– понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
– осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
– расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию.
Эмоциональное отношение к народному декоративно-прикладному искусству является важнейшим фактором развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающих самые разнообразные чувства.
Эмоционально-положительному отношению ребенка к деятельности способствует, как подчеркивают известные педагоги и психологи, удовлетворение потребности ребенка. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства способствует удовлетворению потребностей ребенка к деятельности, а следовательно вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.
Оценивая роль деятельности в активизации содержательного, эмоционального общения ребенка со своими ровесниками и воспитателем, следует вспомнить слова русского педагога П.Ф. Каптерева: «Живой личности учителя – его собственной самодеятельности и искусства – ничто заменить не может: без нее метод мертв, без нее настоящего, живого успешного обучения никогда не будет. Дело воспитания и обучения – дело живое, которому наиболее чужды механизм и рутина; оно есть живой обмен мыслей и чувства между воспитываемым и воспитывающим, и его успех весьма много зависит от умения воспитателя пользоваться всеми окружающими ребенка условиями, чтобы влиять на него».
Глава IV. Диагностические методики сформированности
эмоционально-оценочных суждений у детей старшего
дошкольного возраста
4.1 Проявление эмоционально-оценочных суждений у
детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с
произведениями народного декоративно-прикладного искусства
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования эмоционально-оценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста мы решили изучить уровень сформированности эмоционально-оценочных суждений у детей подготовительной к школе группы ДОУ № 16 г.Бузулука Оренбургской области.
Экспериментальная работа проводилась с января по июнь 2006 года. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет. Из них 5 девочек и 5 мальчиков.
Так как конкретная диагностическая методика выявления сформированности эмоционально-оценочных суждений в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством у детей старшего дошкольного возраста не выявлена. Нами была создана и использована собственная методика, опирающаяся на диагностические методики М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, О.А. Соломенниковой.
Констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
1) выявление уровня сфомированности умений детей выражать свои эмоции;
2) выявление уровня сформированности эмоционально-оценочных суждений детей шестого года жизни.
Для проведения данной диагностики нами был разработан ряд вопросов полные и эмоциональные ответы на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные ответы или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.
Для удобства обработки данных мы выделили следующие критерии:
– высокий;
– средний;
– низкий.
Приведем расшифровку каждого уровня.
Высокий уровень. Ребенок подробно описывает игрушку используя яркие сравнения, выделяя характерные признаки (не менее 3-4). Дает детальную, обоснованную оценку своего отношения к изделию. Рассказывая о предназначении игрушки и о характере мастера использует воображение и прошлый опыт.
Средний уровень. Ребенок описывая игрушку использует сравнения (1-2). Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию народного промысла, но менее эмоциональную и живую. Не фантазирует на тему предназначения игрушки.
Низкий уровень. Затрудняется в описании игрушки, не выделяет признаков. Свое отношение высказывает скупо, либо не высказывает вообще.
Отобранные диагностические задания дают возможность определить критерии эмоционально-чувственного отношения к произведению народного декоративно-прикладного искусства, умение понять и выразить словесно свои чувства, настроения, вызванные увиденным, уметь оценить работу народных мастеров.
Цель данной работы, проанализировать выражение чувств и эмоций по отношению к произведению народного декоративно-прикладного искусства, дымковской игрушке.
Для проведения диагностики предлагается 10 вопросов, на которые дети дают ответы:
1. Опишите дымковскую игрушку.
2. Какие цвета использованы для раскрашивания игрушки?
3. Сочетание, каких цветов вам больше нравится?
4. Нравятся ли вам узоры, которые использованы для оформления данной игрушки?
5. Какие узоры и цвета вам не нравятся?
6. Почему мастера использовали яркие краски при раскрашивании дымковских игрушек ?
7. Как вы думаете, о чем размышлял мастер, делая данную игрушку?
8. Кому предназначались игрушки дымковских мастеров в давние времена?
9. Какие чувства у вас вызывает данная игрушка?
10. Почему люди любят дымковские игрушки?
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, на сколько эмоционально и красочно дети умеют выражать свои чувства. Каков у дошкольников уровень сформированности эмоционально-оценочных суждений. Какие мысли и чувства вызывают у них изделия народного декоративно–прикладного искусства, в частности дымковская игрушка.
По окончанию занятия был подведены итоги. Сформированность эмоционально-оценочных суждений оценивалась по критериям, или уровням.
Диагностическое обследование проводилось посредством беседы, с использованием при затруднениях иллюстраций с изображением объектов, о которых идет речь. По ходу занятия детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали, целесообразно на занятия по диагностике приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение каждого ребенка оперировать эмоционально-оценочными суждениями.
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу.
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Средний уровень |
1 | Катя А. | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | С |
2 | Лера М. | + | + | + | - | + | - | - | - | - | - | Н |
3 | Саша Л. | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | Н |
4 | Игорь К.. | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | В |
5 | Никита Б. | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Н |
6 | Юля И. | + | - | - | - | + | - | + | + | - | + | С |
7 | Денис К . | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | Н |
8 | Аня М. | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | Н |
9 | Алина Ф. | + | + | + | + | - | - | + | - | - | - | Н |
10 | Слава Б. | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | С |
Высокий | 10 % | |||||||||||
Средний | 30 % | |||||||||||
Низкий | 60 % |
Из таблицы видно, что у детей эмоционально-оценочные суждения сформированы на достаточно низком уровне. Дети затруднились ответить, какие узоры и почему им понравились или не понравились, также вызвали затруднения вопросы о предназначении игрушек и о чувствах которые, вызывают данные игрушки.