Анализ результатов констатирующего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности эмоционально-оценочных суждений (60 % - 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию способностей словесного выражения эмоций.
Анализ литературы убеждает, что эти эмоционально-оценочные суждения целесообразно формировать в процессе целенаправленной деятельности, используя различные методы и приемы. Поэтому следующим этапом работы является формирующий эксперимент.
2.2 Реализация комплекса методов и приемов формирования эмоционально-оценочных суждений при ознакомлении старших дошкольников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
Народное искусство является мощным источником эмоционального развития детей.
Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эмоциональных суждений».
Рассматривая игрушки созданные народными умельцами, ребенок соотносит их с теми реальными образами (уточки, козлика, коня), которые были в его опыте, учится видеть сходство изображения с реальным предметом и выделять главное, производя мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез.
Чем более детальную и разнообразную информацию ребенок может получить об объектах окружающего мира, его свойствах и отношениях, тем более у него сформированы эмоционально-оценочные суждения. Тем более ярко и эмоционально он отзывается об окружающих людях, о музыке, литературе об искусстве, в том числе и народном.
Эстетическое восприятие является основой формирования образов-представлений и знаний о предметах и явлениях действительности, которые находят свое отражение в детском творчестве (изобразительном, музыкальном, игровом). Ведущие специалисты в области детского художественного творчества (Ю.Б. Алиев, НА Ветлугина, Е.П Игнатьев, ВС. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и др.) подчеркивают значение восприятия в проявлении и развитии детского творчества в разных областях. (19, 226)
На основе эстетического восприятия формируются эстетические представления, эталоны, чувства, которые позволяют детям осуществлять эмоциональную оценку предметов и явлений действительности, произведений искусства, продуктов своей творческой деятельности и других детей, среды, в которой они живут и воспитываются. Уровень овладения детьми разнообразными видами художественно-творческой деятельности также является важным показателем эстетического развития детей.
Вместе тем успешное овладение разнообразной художественно-творческой деятельностью возможно при условии постоянного обогащения впечатлений детей, в том числе и на основе познания искусства, развития сенсорного опыта, накопления запаса эстетического восприятия, умения осуществлять эмоциональную оценку и овладение разнообразными способами разных видов художественной деятельности. Таким образом, можно сказать, что разнообразие художественной деятельности аккумулирует полученный детьми эстетический опыт, и в них же этот опыт отражается, что и позволяет судить об уровне эстетического воспитания и развития детей средствами народного искусства, об их духовном развитии.(19,227)
Ребенок эмоционально дает оценку своей деятельности и своих поступков со стороны взрослых, под этим влиянием у него развивается способность к самооценке, критическое отношение к собственным действиям и их результатам.
Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами были использованы занятия направленные на формирование эмоционально-оценочных суждений рекомендованные О.А. Соломенниковой.
Цель формирующего эксперимента – экспериментально проверить педагогические условия формирования эмоционально-оценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по изобразительной деятельности.
Формирующий эксперимент включал в себя 12 занятий, состоящих из заданий:
– на развитие эстетического отношения к народной игрушке,
– на формирование умения рисовать элементы дымковской росписи,
– на развитие чувства цвета при составлении узора,
– на формирование чувственного выражения эмоций в процессе работы,
– на воспитание самостоятельности и творчества.
Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у О.А. Соломенниковой.
Единая структура занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, повтора, вариации, импровизации, приучения, индивидуального подхода к детям.
Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к изобразительной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в деятельность.
В процессе эмоционального развития ребенка создается ситуация успеха в данной деятельности. Это служит базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.
При обучении импровизации в разных видах деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный рассказ и оценка взрослого занимали ведущее место в системе обучения детей. Они формировали правильные представления о чувствительном выражении мыслей, об эстетике эмоций. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.
Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале народного декоративно-прикладного искусства.
Использовался доминантный вид занятия ведущей формой проведения которогосовместная деятельность педагога и детей.
Программа включала в себя 2 этапа.
1 этап - развивающий (занятия 1-2) был направлен на накопление
навыков совместного творчества, выражения чувств, в ходе коллективного творчества, оценки собственной деятельности и деятельности товарища.
Занятия проходили в форме рассказа, показа, беседы, совместного творчества.
2 этап - репродуктивно-творческий (занятия 3-12). Погружение в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта изобразительной деятельности. Ребенок импровизирует выражая свои творческие способности и навыки эмоциональной оценки ситуации.