СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………............... | 4 |
Глава I. Теоретические основы вопроса формирования эмоционально-оценочных суждений дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства............ | 7 |
1.1 Формирование эмоционально-оценочных суждений как психолого-педагогическая проблема..………………………………………. | 7 |
1.2 Психолого-возрастные особенности формирования эмоционально оценочных суждений у детей шестого года жизни при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства ……………………………………………. | 15 |
1.3 Произведения народного декоративно-прикладного искусства как средство формирования эмоционально-оценочных суждений | 24 |
1.4 Методика формирования эмоционально-оценочных суждений старших дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства ……………………. | 32 |
Выводы по главе I…………………………………………………………………. | 40 |
Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционально-оценочных суждений детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства………………………………………….. | 42 |
2.1 Диагностика сформированности эмоционально-оценочных суждений детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства | 42 |
2.2 Реализация комплекса методов и приемов формирования эмоционально-оценочных суждений детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства………………………………………. | 46 |
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-оценочных суждений детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства................................... | 53 |
Выводы по главе II ………………………………………………………………... | 56 |
Заключение ……………………………………………………………................... | 57 |
Список литературы ……………………………………………………….............. | 59 |
Приложения ……………………………………………………………………….. |
Введение
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное декоративно-прикладное искусство находит большое отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы культуры активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.
Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простата, завершенность формы, обобщенность образ) именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.
Так постепенно формируется умение высказывать эмоциональные суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Часто у детей эмоциональная оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому - это проявление не только эмоциональной оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.
Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного искусства в воспитании творческой, эмоционально развитой личности. Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой, Е. И. Васильевой, Е. Г. Ковальской, Т. С. Комаровой, А. Горунович, Н. Б. Халезовой, Р. Г. Казаковой, Т. Н. Дороновой, А. А. Грибовской и др. позволяют довольно подробно ознакомится с основами формирования эмоционально-оценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста.
Народное декоративно-прикладное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – развитие положительного эмоционального настроя детей дошкольного возраста. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей. Проблема эмоционального развития детей путем народного декоративно-прикладного искусства была и остается достаточно актуальной. Данный аспект воспитания предопределил тему исследования.
Тема исследования: формирование эмоционально-оценочных суждений у дошкольников в процессе ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: образовательный процесс на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-оценочных суждений детей шестого года жизни при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства на занятиях изобразительной деятельностью.
Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность использования методов и приемов формирования эмоционально-оценочных суждений у дошкольников шестого года жизни при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством на занятиях изобразительной деятельностью.
Гипотеза: процесс формирования эмоционально-оценочных суждений у дошкольников будет более эффективным нежели это имеет место в практике дошкольного образования, если:
– Данный процесс будет строиться на занятиях по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством;
– будут учитываться психолого-возрастные особенности детей шестого года жизни.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнить:
а) содержание понятий»эмоционально-оценочные суждения», «Эмоционально-оценочные суждения дошкольника», «средства народного декоративно-прикладного искусства»;
б) особенности проявления эмоционально-оценочных суждений в дошкольном детстве и обосновать показатели их сформированности.
2. Обосновать комплекс методов и приемов формирования эмоционально-оценочных суждений детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством.
3. Проверить данный комплекс методов и приемов в экспериментальной работе.
4. Разработать серию занятий и упражнений с целью формирования эмоционально-оценочных суждений у детей шестого года жизни при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством.
Методы исследования: анализ педагогический литературы, изучение опыта ДОУ№16, наблюдение, эксперимент, математическая обработка результатов, индивидуальные беседы с детьми.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы вопроса формирования эмоционально-оценочных суждений дошкольников при ознакомлении с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
1.1 Формирование эмоционально-оценочных суждений как психолого-педагогическая проблема
Начать данную главу мы бы хотели с определения эмоций, которое дается в философском словаре И.Т. Фролова.
Эмоции (франц. emotion, от лат. eraoveo - потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению, отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие эмоций в онтогенезе связано с тем, что определенные объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению эмоции, приобретают способность вызывать их (формируются предметные эмоции, имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты, бурные кратковременные эмоции.(27, 538)
Эмоция не имеет единого толкования ни в русской, ни в зарубежной педагогической литературе. Часто он употребляется как равнозначный термину чувство. Ряд ученых с понятием эмоция в узком смысле этого слова связывает простейшие эмоциональные переживания возникающие при удовлетворении или неудовлетворении первичных, ограниченных потребностей. Чувства же трактуются как образования, более сложных психологических отношений и связанные с потребностями, возникшими в ходе развития истории человечества. (10, 543)