и дизайна
Лекция 6
Искусство как феномен социокультурного развития
Искусство и миф. Теории происхождения искусства. Полифункциональ- ность искусства. Идея самоценности искусства. Художественный образ. Проницаемость границ между символикой художественных образов действительности. Специфика художественно-архитектурных образов. Семиотика о знаковой природе художественного образа.
Лекция 7
I
Особенность художественного процесса в общекультурном
развитии
Дискретность художественного процесса и проблема межэпохальных художественных смыслов. Асинхронность стилевого развития в разных видах искусства и архитектуре. Метод и стиль в зодчестве. Влияние культурных и психологических факторов на процесс художественного формообразования в искусстве. Историческая изменчивость границ видов искусства. Явление эстетической синестезии.
Взаимодействие внутрихудожественных и социальных факторов в развитии искусства. Синтез искусств и его эстетические закономерности.
Архитектура как прообраз и модель социального синтеза. Элитарное и массовое искусство. Роль художественно-стереотипных форм в процессах идентификации и социализации человека.
Лекция 8
Динамика взаимодействия различных форм художественной
деятельности
Эстетическое и общественное. Эстетическое начало в труде. Труд как творчество по законам красоты. Ремесло и искусство. Прикладное искусство. Эстетическая деятельность в современном производстве. Эстетическая деятельность и компьютерные технологии. Архитектура, градостроительство и дизайн. Эстетическая организация природной среды (экологическая эстетика). Эстетизация информационной среды и структур массовой коммуникации. Эстетический феномен моды. Эстетика рекламы.
Актуализация видов искусства в различные эпохи. Причины этого и тенденции. Исторические периоды актуализации архитектуры как вида искусства. Архитектура и политика. Взаимосвязь искусства с различными формами ценностного сознания.
Лекция 9
Психология искусства
Психология искусства как междисциплинарное научное направление, его структура и основные подходы (З.Фрейд, И.Юнг, Л.Выготский и др.). Понятие художественного творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества. Вдохновение и мастерство. Специфика архитектурного творчества. Художественное восприятие. Специфичность эмоционального воздействия реальных и художественных событий. Катарсис. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта.
Личность художника: эстетические и психологические аспекты. Проблема художественной одаренности образное мышление и ассоциативно-образная память, потребность к воплощению образа-замысла в материальное; трудолюбие и стремление к совершенству формы. Вдоховление, интуиция, воображение. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения.
Талант как реализованная одаренность. Гениальность как реализованная способность освобождения от плена времени (Б.Пастернак), интуиция вечного.
Художник и время. Художник и общество. Художник и толпа.
Лекция 10
Искусство ХХ - ХХI веков
Модеризм и постмодернизм. Антиутопичность постмодернизма. Тенденции освобождения архитектуры и дизайна от чистой функциональности и конструктивизма.
Место модернизма в духовной культуре общества. Роль искусства в созидании и разрушении культурных норм Архитектура информационного общества. Идея «глобальной деревни» и ее архитектурное выражение. Интеграция культур в условиях глобализации.
Перспективны развития искусства в XXI в. Значения и роль архитектуры и дизайна в формирования культурно-художественного производства человека будущего.
Тематика семинарских занятий /10часов/
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ
Занятие 1
Эстетика, ее предмет и содержание
1. Эстетики как философская рефлексия о мире выразительных форм. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики, ее интеграция с культурологией, социологией , психологией, экологией. Отличие искусствоведческого подхода к искусству от эстетического.
2. Сущность и сферы эстетического отношения. Основные категории эстетики.
Архитектура как важная сфера эстетических отношений.
3. Классификация эстетических учений.
Литературе
1.Борев Ю Эстетика -М., 1981.-С. 114-119
2.Бычков В.В Эстетика –М.,2002.-с.5-11
3.Гулыга А. В. Принципы эстетики. -М, 1987.-С 77-162
4.Завадский С.А. Плюралистическая эстетика // Вестник МГУ. -1991.
5.Золкин А.Л. Эстетика-М.,2008-с 3-12
6. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - С- П., 1997. - С. 429
7. Кривцун О.А. Эстетика. - М., 1998. -С 7-17
8.Кузнецова Т.В. Об эстетическом отношении к действительности //Вестник МГУ. - 1994.-J& 5. -С. 48-66.
9.Куренкова Р.А. Эстетика- М.,2004 -с. 4-29
10.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий - М.
1965
11. Малышев M.B. О сущности эстетического // Вестник МГУ. - 1996 -
№1
12. Мартынов В.Ф. Философия красоты. -Минск, 1999.- С. 24-63.
13. Мигель де Унамуно. О трагическом чувстве жизни у людей и народов
/Философские науки - I991. -№10- 115с
14. Рытикова Л А. Эстетическое сознание сущность и специфика. -
1985-52 с
15. Худущин Ф.С. Эстетическая идея. М., 1985.
16. Яковлев E.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. - М.. 1986-62 с.
Тема 2 История эстетических учений и художествен нал практика
исторических эпох
Занятие 2
Художественное сознание и эстетика античности и средневековья
1. Теснейшая связь античных эстетических концепций с художественной практикой. Калокагатия как принцип художественного сознания. Пифагорейская эстетика. Разработка основных эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония и т.д.
2. Эстетические взгляды Сократа и Платона. Отрицание Платоном ценности чувственного постижения действительности.
3. Эстетика Аристотеля. Теория катарсиса и мимезиса. Понятие энтелехии и механизмов художественного творчества. Художественно - архитектурное учения Витрувия. Основные черты античной архитектуры,выражающие мировоззренческие основания эпохи.
4. Красота как излучение божественной идея. Эстетические взгляды патристики. Псевдо - Лонгин «О возвышенном».
5. Художественные каноны искусства Византии и ее архитектура. Символика цветов. Причина широкого распространения в художественном творчестве средневековья языческих мотивов.
6. Особенности художественного освоения действительности в исламе, эстетические взгляды и каноны исламской эстетики.
Литература
1. Августин. Исповедь. - М, 1997. - с.79.
2. Бычков В.В. Эстетика,- с. 13-26
3. Витрувий Марк Поллион.. Об архитектуре. Десять книг - М, 1936. -348 с
4. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры – С.-П..1995. - с.42-43. с. 91-93, с.170-172.
5. Из истории эстетической мысли древности и средневековья. - М., 1961.
6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли - М, 1962.-Т. 1 (см. соответствующие разделы). - 560 с
7. Кривцун О.А. Эстетика,-М, 1998- с.21-56
8. Кузеев Р.Г. и др. Ислам в Евразии…М., 2008 – 516 с.
9. Куренкова Р.А Эстетика_М.,2004,с.29-42
10. Лекции по истории эстетики.-Л., 1973.- с. 65.
11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М, 1974.-421с
12.Лосев А.Ф. Истории античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М. 1975. -378с.
13. Мартынов В.Ф. Философия красоты.- Минск, 1999, - с.164-181,
с.183-202.
14. Овсянников Н.Ф. История эстетической мысли - М, 1984 – с. 11-42,
с.50-58
15. Шестаков В.Л. Очерки по истории эстетики.- М, 1979. - с.71-74
16. Яковлев Е.Г. Эстетика – с.406-451
Занятие 3
Художественные идеалы Возрождения и Нового Времени,
немецкая классическая и неклассическая эстетика
1. Общие черты, сближающие художественную теорию и практику Возрождения и античности и специфичность этих культур. Истоки рационализма и наукообразия эстетических теорий Возрождения.
2. Противоречивость духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в художественных тенденциях.
3. Эстетика барокко, рококо и классицизма, воплощение эпос стилей в архитектуре.
4. Эстетика Просвещения. Концепция искусства романтизма.
5. Разработка эстетической категории художественного вкуса. Мода и этикет.
6. Основные положения кантонской эстетики. Красота нравственного мира.
7. Гегель о природе эстетического и исторических этапах развитая искусства- Гегель о символичной природе архитектуры*
8. Гете о целостно-чувствственной природе эстетического отношения к дейс-
твительности
9. Признаки неклассической эстетики. Вшшообогашенме эстетической шслц и художественного творчества. (Шопенгауэр А., Ницше Ф.)
Литература
1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. –М, 1935-1937.-Т.1-2. 1.
2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант - М.. 1973. - 120 с.
3. Афасижев М. Н. Эстетика Канта-М., 1975 - 243 с
4. Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. –М., 1978. - 379 с
5. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966.-186 с.
6. Вольтер Ф. М. Л. Эстетика. - М.. 1974. - 430 с.
7. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Кьеркегора. – М.,1970 –с.28-40. .
8. Галеви Д. Ницше.-Рига, 1991.-214с
9. Гете И.В. Об. - М.. 1970. - С. 28-6.
10. Гегель Г.В.Ф. Эстетика-М., 1988. -Т. 1,с. 28-59
11. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Кьеркегора. – М.,1970 –с.28-40. .
12. Галеви Д. Ницше.-Рига, 1991.-214с
13. Гете И.В. Об. - М.. 1970. - С. 28-6.
14. Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998,-с.58-89., с.58-88.
15. Лекции по истории эстетики. - с.76-185.
16. Мартынов В.Ф Философия красоты. -Минск. 1999 -С 203-221.
17. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли -М.,1984 -С.58-155.
18. Ренессанс, Барокко Классицизм. - М . 1966. - 583 с.