19. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. - М.. 1959.- 392 с8. Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч. Т.5. - М. 1973.
20. Ницше Ф.Рождение трагедии из духа музыки // Его же: Стихотворения, философская проза. - С-П.. 1993.
21. Овсянников М.Ф. Гегель.- М, 1971.
22. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - №. 1984 - С. 183-199, С. 234-346, С. 247-272.
23. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1992.- С. 189-371.
24. Хогарт. Анализ красоты -М.. 1988.-290 с.
25. Шефтсбери А. Эстетические опыты. - М, 1975. - 245с.
26. Эстетика Ренессанса - Антология. – М., 1981.-Т.1-2
. искусстве - М., 1975.- 445с
Тема 3. Значимость эстетических проблем искусства в духовной жизни
общества
Занятие 4
Феномен искусства и архитектуры
1. Искусство как феномен социокультурного развития. Понятие художественного образа. Специфика архитектурно-художественного образа.
2. Виды и жанры искусства. Различные подходы к их классификации.
3. Архитектура как вид искусства. Актуализация отдельных видов искусства в различные эпохи.
4. Пограничные формы художественной деятельности (праздники, этикет, шоу, мола, дизайн).
5. Архитектуре как прообраз и модель социального синтеза Виды искусств, синтезируемые в архитектуре.
6. Психология искусства как междисциплинарное научное направление, его структура и основные подходы. Специфика архитектурного творчества.
Литература
1. Басин Е.Я. Психология художественного творчества (личностный подход).-М., 1991- 61 .с
2. Борев Ю. Эстетика. - М., 1981. - С. 148 -189.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 11-
-109, С. 251 -341.
4. Гулыга А.В. Принципы эстетики. -М.. 1987.-С. 162- 229.
5. Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры. - М., 1990.- 445 с.
6. Западноевропейская эстетика XX в. - М.. 1992.
7. Золкин А.Л. Эстетика, с. 239-250
8. Каган М.С. Художественная культура XIX века. Морфологический аспект // Художественна культура в капиталистическом обществе. - Я., 1986.-С 53-85.
9. Кашина Н.В. Жанр как эстетическая категория. - М., 1990. - 60 с.
10. Кандилис Ж. Стать архитектором. - М.. 1979.-480 с
11. Кривцун О.А. Эстетика. -М., 1998.-С. 155-189, С. 203-253
12. Новикова Л.И. Эстетика и техника, альтернатива иди интеграция. - М., 1976
13. Психология художественного творчества : Хрестоматия –Mинск, Харвест, 1999
14. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. - М., 1985г.-420 с
15. Степанов А.В., Иванова ГЛ., Нечаев И.Н. Архитектура и психология. -М., 1984 - 195с.
16. Фрейд 3. Художник и фантазирование - М., 1995.
17. Юнг К., Ной манн Э. Психоанализ и искусство. - М, 1996.
Занятие 5
Искусство в ХХI веке
1. Модернизм и постмодернизм. Основные черты культурной эпохи постмодернизма. Особенности эстетического сознания в постиндустриальном обществе .
2. Основные направления, течения и стили современного искусства. Архитектура постмодернизма. Акционизм-хеппенинг и т.д. Энвайремент.
3. Место и роль искусства в духовной жизни общества XXI в.,.
Литература
1. Батракова С.П. Искусство и утопия. - М, 1990 - 173с 2.
2. Бычков В.В. Эстетика, с. 430-510
3. Вуск Якоб. Мифы и утопии архитектуры XX века - М, 1990.-259 с.
4.Генис А. Вавилонская башня; Искусство настоящего времени // Иностранная лнтература-1996-№9
5. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма. - М. 1982.
6. Золкин А.Л. Эстетика, с.376-424
7. Козловски П. Культура постмодерна - М , 1997.-С 21-22,0.157-164.
8. Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество.-Воронеж
1995, 224 с.
9. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. -M.e 1997 -268 с
10. Семенов О. Искусство ли искусство нашего времени? // Новый мир.- 1993г №8
11. Философия культуры.Становление и развитие.-С-Пб:1998, с. 150-250
РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Учебная программа данного курса предусматривает 38 часов времени для
индивидуальной работы со студентами. Основной особенностью методики работы со студентами, занимающихся художественной практикой, является наряду с обсуждением на семинарских занятиях общетеоретических проблем эстетики, включение в эстетико-философский анализ актуализированных самой художественной деятельностью студентов вопросов. Основные требования к самостоятельной работе включают:
- четкую аргументацию причины обращения к данной проблеме;
-выделение философско-эстетического аспекта данной проблемы;
-краткий экскурс в историю проблемы и ее теоретическое осмысление в философских концепциях;
-активное использование и обобщение материала из сопредельных курсов, в первую очередь из архитектуры;
-выводы и резюме, выявление значимости данной проблемы в духовной и практической жизни общества;
-использование дополнительной литературы.
Список рекомендуемых тем для самостоятельных работ в форме рефератов в докладов остается открытым, т.е. каждый студент может сам сформулировать тему.
Темы докладов и рефератов
1. Эстетика как философия красоты.
2. Сущность и структура эстетического отношения к действительности.
3. Эстетика и история искусств.
4. Эстетика и история архитектуры
5. Эстетика и этика:
6. Экологическая эстетика.
7. Эстетический и этический циклы развития культуры (по книге Ауробиндо «Человеческий цикл»).
8. Целостно-чувственная природа эстетического.
9. Эстетика постмодернизма.
10. Эстетика модернизма.
11. Учение П.Сорокина о периодах расцвета и заката Чувственной культуры
12. Эстетическое сознание.
13. Художественное сознание.
14. Единство Истины. Добра и Красоты.
15. Эстетика и психология
16. Самоценность искусства
17. Эволюция исторической потребности человека в искусстве.
18. Калокагатия как основной принцип эстетического сознания античности.
19. Аристотель о катарсисе.
20. Энтелехия и природа художественного творчества.
21. Искусство и миф.
22. Художественная теория и практика эллинизма (на примере архитектуры).
23. Эстетические взгляды Витрувия М.П.
24. Влияние социально-утопических взглядов Платона на архитектурное оформление полисов.
25. Эстетические взгляды стоиков.
26. Гедонистический пафос эстетики эпикурейцев.
27. Каноничность эстетки Средневековья.
28. Символика цветов как важнейшее выражение духовных сущностей.
29. Проблема соответствия образа в иконе и его божественного прообраза.
30. Эстетика архитектуры романского стиля.
31. Символика готического стиля.
32. Эстетический идеал.
33. Эстетический вкус
34. Искусство и наука в эпоху Возрождения,
35. Утопичность эстетических идей эпохи Возрождения.
36. Этико-эстетическая проблема в эстетике Нового времени.
37. Барокко как выражение разорванности самосознания культуры Нового
времени (на примере архитектуры).
38. Рационализм в эстетике Нового времени ( по работе Хогарта В.
«Анализ красоты).
39. Теория иронии Ф. Шлегеля.
40. Эстетика романтиков.
41. Эстетика И.Канта.
42. Эстетические взгляды Ф.Шеллинга.
43. Ф.Шиллер о неограниченных возможностях гуманистического искусства.
44. Гегелевская история искусства как этапы самопознания абсолютной идеи.
45. Природа художественной потребности.
46. Красота и мировые религии.
47. Эстетические взгляды Гете.
48. Чувство красоты А.Шопенгауэра.
49. Теория аполлоновского и дионисийского искусства Ф.Ницше
50. Восток и Запад: альтернативние пути гармонизации (на основе paботы О.Шпенглера «Закат Европы»).
51. Искусство как синтез ограниченного и безграничного.
52. Метафизическая функция прекрасного.
53. Перспективы духовной эволюции.
54. Сакралъно-гуманистический смысл прекрасного.
55. Эстетике как аксиология искусства.
56 «Продуктивная напряженность между цивилизацией в искусством (А.Тойнби)
57. Семиотика о знаковой природе художественного образа.
58. Иллюзорные и реальны социальные функции искусства в XX веке
(Т.Адорно).
59. Социально-художественные парадоксы развития искусства
60. Элитарное и массовое искусство.
61. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархитектура.
62. Визуальное восприятие в современной культуре.
63. Учение Дж.Гибсона об экологичности зрительного восприятия.
64. Художественная ментальнисть.
65. Антиутопичность постмодернизма.
66. Особенности художественного творчества в устойчивую культурную эпоху.
67. Экстатичность и избыточность художественных поисков в переходную культурную эпоху
68. Конфликт любви и творчества в жизни художника.
69. Бессознательное в художественном творчестве.
70. Вдохновение и мастерство.
71. Психология и архитектура.
72. Психология художественного восприятия.
73. Пространственные,световые и цветовые аспекты восприятия архитектурных форм.
74. Социально-психологические, правовые, экономические измерения статуса художника.
75. Архитектура как синтетический вид искусства.
76. Современные эстетические теории архитектуры.
77. Архитектура и политика
78. Архитектура- музыка - математика.
79. Причины «девиантности» форм поведения художника.
80. Взаимосвязь игрового и социально обусловленного начала в феномене моды.
81. Эстетика праздников.
82. Роль искусства в создании и разрушении культурных норм.
83. Искусство и мораль.
84. Эстетика абстрактного конструктивизма группы «Стиль». Эстетика «Стиля» как социальная утопия.
85. Принцип «непрерывности» в эстетике современной архитектуры.
86. Культурная диалектика архитектуры как пространственного искусства.
87. Архитектура информационной эпохи: тенденции и прогнозы
88. Ле Корбюзье : утопия и реальность архитектуры.
88. Архитектура и экономика.
89. Фантазийность и контекстуальиость как признаки постмодернистского искусства.
ГЛОССАРИЙ
Абстракционизн - творческий метод абстрактного (беспредметного, не-фигуративного)искусства, отказавшегося от изображения форм реальной дей-
ствительности.
Абсурдное искусство - одно из исправлений в искусстве модернизма, в