основе которого лежит мировоззрение экзистенциализма.
Авангардизм -термин, обозначающий течения в искусстве, порывающие с тралиционными эстетическими принципами.
Амбивалентность - двойственностъ чувстненного восприятия.
Артефакт - материальный объект, как носитель художественных смыслов или совокупности признаков, обеспечивающих предмету статус художественного произведения.
Архетип - праобраз, первоначальный образ, идея.
Возвышенное- эстетическая категория, характеризующая эстетическую
ценность, объект или явление, обладающих большой общественной значимостью.
Гармония- высокий уровень упорядоченного многообразия
Гедонизм - ориентация на получение наслаждения.
Гротеск - чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эстетического предмета.
Дегуманизация искусства - ориентация на снятие обычного способа восприятия, предполагающая воспроизведение жизни в формах самой жизни.
Жанр - подразделение каждого вида искусства.
Золотое сечение - математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей.
Идеал - высший критерий эстетической оценки, являющейся образом должной и желаемой эстетической ценности.
Калокагатия- гармония внешнего в внутреннего, прекрасного и доброго.
Категория - предельно обшее, фундаменталъное понятие.
Кич - произведение массовой культуры, лишенное художественно- эстетической ценности.
Комическое - категория эстетики, выражающая дисгармонию неразрешенного противоречия, возникающего на несоответствии ожидаемого и действительного, формы и содержания.
Красивое - понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов
и явлений.
Красота -одна из универсальных форм бытия, постигаемая человеком, раскрывающая эстетический смысл явлений, которые вызывают наслаждения,
Лэнд –арт - вид концептуального искусства, использующий в качестве материала природные обьекты возник как реакция на экологический кризис
Мимесис -теория адекватного отражения действительности в творчестве.
Миф - синкритичное отражение действительности в образах, которые мыслятся вполне реальными.
Мода - господство определенного вкуса в определенном культурно- историческом периоде и сфере социальной жизни.
Модерн - целостный стиль с выраженной поэтикой символизма и высокой дисциплиною композиции.
Низменное - характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную значимость.
Образ - форма отражения и освоения человеком объектов мира
Отношение эстетическое - духовная связь субъекта с объектом, основанная на бескорыстном интересе к последнему, сопровождается чувством наслаждения
Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью.
Символ - образ, в котором всегда присутствует смысл, но не сводится к
нему.
Синестезия - соощущенне, межчувственная связь.
Стайлинг - направление дизайна, затрагивающее лишь внешнюю форму.
Стиль - структурное единство образной системы и приемов художественного выражения.
Тектоника - художественно-образное выражение в архитектурной форме победы человеческого духа над косностью материи.
Типизация - способ художественного обобщения действительности, выявления характерного, существенного.
Трагическое - нарушение гармонии в развитии, где противоречия приобретают антагонистический характер, что приводит к гибели одной из сторон.
Эмпатия - способ восприятия, эмоциональное состояние путем вчувствовавия и сопереживания.
Перечень вопросов к зачету
1. Предмет и задача эстетики.
2. Эстетика как философская дисциплина.
3. Эстетика как форма духовной деятельности.
4. Этапы формирования эстетических идей
5. Эстетика Древнего Востока и ее выражение в архитектуре
6. Эстетика античности и ее выражение в архитектуре
7. Эстетика христианского и мусульманского средневековья, искусство и архитектура.
8. Эстетика Возрождения и Нового времени.
9. Архитектурные стили: барокко, классицизма, роккоко
10. Сущность природы эстетического (красоты).
11. Концепция о происхождении эстетического (красоты).
12. Возникновение эстетического сознания.
13. Структура эстетического сознания
14. Элементы эстетического сознания: Эстетический вкус.
15. Эстетическая потребность, установка, интересы и чувства как элементы
эстетического сознания
16. Специфика эстетического идеала.
17. Формирование эстетической ценности.
18. Генезис эстетического отношения..
19. Проблема систематизации эстетических категорий.
20. Общие эстетические категории и их модификации.
21. Проблема сущности искусства.
22. Основные подходы к классификации видов и жанров искусства.
23. Архитектура как вид искусства .
24. Дизайн вид или жанр архитектурного творчества
25. Понятие о эстетической культуре личности
26. Эстетические основы художественного творчества.
27. Специфика художественного образа.
28. Особенность образного мышления.
29. Специфика формирования архитектурных образов
30. Личность художника-архитектора: одаренность, талант, гений.
31. Процессы художественного восприятия
32. Художественное произведение (архитектура и дизайн) как ценность
33. Главные тенденции неклассического художественно-эстетического сознания: Основные направления авангарда.
34. Главные тенденции неклассического художественно-эстетического сознания: Основные тенденции модернизма.
35. Главные тенденции неклассического художественно-эстетического сознания: Основные направления постмодернизма.
36. Искусство в современном мире
37. Перспективы архитектуры и дизайна в ХХ1 веке
СОДЕРЖАНИЕ
Темы лекций …………………………………………………..6
Тематика семинарских занятий………………………………13 :
Рекомендации к самостоятельной работе студентов……….20
Темы докладов и рефератов…………………………………..21
Глоссарий………………………………………………………25
Вопросы к зачету………………………………………………27