Уфимский государственный нефтяной технический университет
Кафедра философии
Курс «Эстетика архитектуры и дизайна»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Уфа 2010
Методические материалы курса «Эстетика и архитектура
предназначаются для осуществления учебного процесса по данному предмету для студентов специальности <Aрхитектура> архитектурно -строительного факультета УГНТУ.
Составитель: Даллакян Г. Р., доц., канд. филос. наук
Рецензент: Орешников И.М., профессор, доктор филос.наук
Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2010
Изучение студентами курса «Эстетика и архитектура» должна содействовать более глубокому осмыслению творчества по законам красоты.
В различных курсах, читаемых на данной специальности: «История искусства», «История архитектуры» и т.п.,
искусствоведческие фрагментарные знания о феномене эстетического отношения к действительности. Задачей курса «Эстетика и архитектура» является формирование интегрального эстетического подхода к действительности, без которого невозможно достижение высокой степени профессионализма и художественного мастерства
архитектора.
1. Баланс времени
Курс-2
Семестр-3
Дифференцированный зачет-3 семестр
Всего часов – 68
Всего ауд. часов- 30
Лекции —.20 часов
Практические занятия -10 часов
Самостоятельная работа студентов - 38 часа
2. Вклад дисциплины в сквозную подготовку студентов
В процессе изучения эстетики студент получает знания, позволяющие выявить сущность, содержание и структуру эстетического отношения человека к окружающей природной и социальной действительности, раскрыть место и роль эстетического отношения и процессе формирования целостной картины мира, осуществить аксиологический анализ взаимодействия элементов духовной культуры общества.
При освоении курса «Эстетика и архитектуры и дизайна» используются связи со следующими научными дисциплинами: искусствоведение, история архитектуры, история искусств, культурология, философия, социология, психология и др.
3. В результате изучения дисциплины студент должен знать:
3.1. Основные этапы истории эстетической мысли.
3.2. Специфику эстетических отношений.
3.3. Основные категории эстетики.
3.4.Природу и виды искусства
3.5. Методы и стили искусства в связи с многогранным их проявлением в социально-эстетической природе искусства, с архитектурно-художественным
образом, со специфическим анализом содержания и формы в архитектуре,
с историей архитектурных стилей и перспективами развития архитектуры и дизайна.
Должен уметь;
3.6. Оперировать основными категориями эстетики, творчески использовать основные положения эстетики в раскрытии современных проблем художественного творчества, динамики развития различных видов и направлений искусства.
3.7. Ориентироваться в специфических особенностях эстетической деятельности.
3.8. Выражать логически свои мысли, обладать культурой речи.
3.9. С уважением относиться к мнению оппонента, достойно вести теоретические дискуссии.
3.10. Ориентироваться во всех видах искусства, синтезируемых в архитек-
туре.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Предмет эстетики, её содержание и сущность
Лекция 1 . Эстетика как философская рефлексия о мире
выразительных форм
Эстетика и история искусства. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, экономикой. Отличия искусствоведческого и эстетического подхода к изучению искусства. Своеобразие предметного и методологического ракурсов философской эстетики.
Сущность к сферы эстетических отношении. Основные категория эстетики. Принципы систематизации эстетических категорий. Типология систематизации эстетических категорий в истории эстетических категорий как типы эстетических эмоций. Человек как мера установления эстетической ценности. Особый статус категории прекрасного в эстетике. Архитектура как важная сфера эстетических отношений.
Состав и структура эстетической теории. Для аспекта предмета эстетики:
Классификация эстетических учении. Эстетика объективная и субъективная. Нормативная эстетика и художественная критики. Спекулятивная и эмпирическая эстетика. Социологические и психологические теории. Эстетика творчества и созерцательная эстетика. Эстетика позитивизма Экологическая эстетика.
Эстетические носи современной зарубежной теории архитектуры.
Тема 2. История эстетики художественно-архитектурной деятельности: теория и практика
Лекция 2
Художественное сознание и эстетика культур Древнего Востока, античности, европейского и мусульманского средневековья
Представление об эстетических ценностях в Египте и Месопотамии. Эстетика Китая. Даосизм и его мистико-эстетическая интуиция. Значение эстетического созерцания в утверждении морального и социального порядка. Эстетика японской культуры и Древней Индии.
Единство индивидуального и общественного в классической античности.
Отсутствие исторического сознания художественная практика антиков.
Калокагатия как принцип художественного сознания. Разработка основных
эстетических категорий. Мистико-эстетические воззрения пифагорейцев. Эстетические взгляды Сократа.
Противоречивость взглядов Платона на искусство. Аристотель о мимезисе. Теория катарсиса. Подчинение эстетики этике. Типическое в искусстве и жизни. Понятия энтелехии и механизмов художественного творчества.
Основные тенденции в античной архитектуре. Освоение Витрувием основ эстетики архитектуры.
Красота как воплощение духовности и разумности. Красота зримая и не- зримая. Красота как излучение божественной идеи и её атрибуты.
Основные принципы исламской эстетики и архитектуры.
Псевдо-Лонгин "О возвышенном". Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания. Художественные каноны искусства Византии, выраженные к архитектуре. Романский и готический стили. Символика цветов.
Лекция 3
Художественные идеалы Возрождения и Нового времени
Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и наукообразия эстетических и художественных теорий Возрождения. Понимание человека как эстетически цельного существа.
Противоречивость духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в новых тенденциях. Роль искусства в европейской культуре XVII-XVIII вв. Нормативный характер эстетики 17в. Реалистические тенденции в эстетике и искусстве просвещения.
Эстетические принципы барокко неоклассицизм. Эстетика рококо-Зарождение социологической эстетики (Берн), биологической эстетики (Дарвин), французские психологи эстетического восприятия (Буало, Дюбо, Баггс). Родоначальник "эстетики" (Баумгартен)
Лекция 4
Немецкая классическая и неклассическая эстетика.
Русская эстетика XIX века
Основные положения трансцендентальной эстетики И. Канта: незаинтересованность эстетического чувства, нецелесообразность эстетического объекта, иррациональность художественного образа, универсальность эстетических суждений, учение об эстетическом идеале. Априоризм способности суждения вкуса. Искусство как игра Красота нравственного мира.
Гегель о природе эстетического неисторическом развитии искусства; Диалектика красоты и красота диалектики. Гете о целостно-чувственном. Гегель о симфонической природе архитектуры. Природа эстетического восприятия действительности. Неравномерность и закономерность развития видов искусства в истории.
Самоценный статус искусства в эстетике романтиков (братья Шлегели, Шеллинг и др.). Мир как творение художественного духа. Признаки неклассической эстетики. Дискредитация классических представлений об искусстве. Шопенгауэр: воля к жизни и катарсис, учение о музыке. Теория искусства у Ницше: Аполлон я Дионис, переоценка эстетических ценностей. Эстетизм и имморализм Ф. Ницше. Эстетство и декаданс в искусстве XIX в. Эстетизация зла.
Пессимизм Гартмана и бессознательное творчество. Искусство как искупление. Реалистическая и материалистическая тенденции в европейской эстетики в системе маркс. Философии. Полемика сторонников “ чистого” и социально актуализированного искусства. Искусство и политика. Русская эстетика XIX в. (Г.В. Плеханов, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский и др.) Эстетический Л.И. Толстого, мистицизм В.Соловьева в его учениях в природе. Одиночество и природа. Эстетика пессимизма
Лекция 5
Эстетические идеи XX века
Эстетические взгляды М. Хайдеггера. Поэзия как хранительница систем языка. Эстетика экзстенционализма о воображении и искусстве. А. Камю как художник и эстетик.
Развитие марксистской и неомарксистской эстетики в XX в. Эстетические воззрения П. Флоренского, М.М. Бахтина, И. Ильина, Н. Бердяева, А.Ф. Лосева и др.
Эстетика искусства и эстетика модернизма. Отход от классической иерархии эстетических ценностей. Художественный авангард как полигон экспериментальных эстетических идей.
Эстетические концепции Т.Манна и Гессе. Эстетика Х Ортега-и-Гассета: теория дегуманизации искусства. Информационная эстетика. Экзистенционализм и эстетика. Психоаналитическая теория искусства. Эстетика неопозитивизма. Эстетика модернизма: основные направления. Модернизм в архитектуре: школы, направления и их эстетическое кредо.
Тема 3. Эстетические проблемы искусства, архитектуры