Таким образом, существующая в Беларуси законодательная база различает два неоднородных по своему экономическому содержанию типа факторинговых операций. Выражается это, прежде всего, в степени риска, который несет фактор (наличие либо отсутствие права регресса). Также по-разному может определяться размер предстоящих от должника поступлений.
Экономическая суть и юридическая квалификация договора факторинга имеют важное значение с точки зрения налогообложения, и прежде всего косвенными налогами. При этом следует отметить, что в большинстве стран банки не являются плательщиками НДС (в Беларуси см.: пункт 2.22 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 “О налоге на добавленную стоимость”) и других аналогичных налогов по банковским операциям. Поэтому чаще всего фактор выступает лишь плательщиком косвенных налогов, если это не банк. Кроме того, экономическая квалификация факторинговой операции имеет значение и с точки зрения налогообложения клиента-продавца.
В результате вступления фактора в денежное обязательство между продавцом и покупателем путем предоставления финансирования именно фактор становится кредитором по этому обязательству (неверно говорить, что фактор становится собственником уступленного права требования, поскольку в отечественном гражданском праве конструкция “право собственности на право требования” не признается, в собственности могут находиться только материальные объекты). В белорусской практике финансирование продавца обычно не предусматривает заключения договора залога дополнительно.
Выше уже говорилось о повышенном значении факторинговых услуг для белорусских предприятий и, следовательно, больших возможностях банков, предоставляющих эти услуги, по использованию преимуществ этих операций. Существуют и другие особенности, оказавшие влияние на становление операций международного факторинга в республике и продолжающих определять их применение.
Несомненно, под влиянием именно этих особенностей будет продолжаться дальнейшее развитие этих операций.
Для обоих сторон факторинговых договоров возрастает значение факторинга в связи с невозможностью использования или неразвитостью других посредническо-комиссионных операций по финансированию (форфейтинг, финансовый лизинг). Для белорусских банков важно также отсутствие конкуренции (или сотрудничества) со стороны специализированных фактор-фирм, в отличии от международной практики.
Кроме того, банки республики имеют возможность воспользоваться зарубежным опытом проведения факторинговых операций, избежав множества ошибок. Так, если развитие факторинговых операций в их современном виде началось в мире в операций американских банков в 50-е годы, а официально эти операции были признаны в США уже в 1963 г., то опыт отечественных банков не составляет и 10 лет. Ощутимое развитие факторинг в Республике Беларусь получил лишь в операциях коммерческих банков в 1997 гг.
При этом международный факторинг осуществлялся практически только головными банками. В условиях же увеличения числа убыточных предприятий, незначительного опыта самих банков по работе на международном рынке международный факторинг осуществлялся крайне осторожно - проверка жизненности факторинговых операций велась наименее рисковыми методами, т.е. частичным открытым факторингом с правом регресса с наиболее надежной клиентурой. В результате, пользователями факторинговых услуг стали преимущественно крупные столичные предприятия республики, такие как МТЗ, ПО «Полимир», ПО «Нафтан», БМЗ, АТЛАНТ. Только в 2001г. начато сотрудничество с рядом экспортно-ориентированных предприятий среднего уровня [27, с. 61].
Однако, как показывает опыт Белвнешэкономбанка, пропаганда среди клиентуры преимуществ факторинговых операций находит у них живой отклик и заинтересованность, может стать хорошим стимулом для привлечения клиентуры. К тому же, в республике факторинг может дать несвойственные для него выгоды.
Это касается отличия факторинга от уступки требования при кредитных взаимоотношениях, подчеркиваемого отдельными специалистами (у российских авторов это же различие описывается в качестве отличительной черты банковского гарантирования и факторингового обслуживания [13, с. 64]). Разница, по их мнению, заключается в том, что под уступкой права требования в кредитных операциях понимается передача цессионарию-кредитору требования от своего дебитора в счет погашения существующей задолженности перед цессионарием. Но в соответствии с действующим законодательством при наличии бюджетной картотеки у заемщика такое погашение кредитов представляется невозможным из-за того, что погашение кредитов находится во II группе очередности. В то же время осуществляя факторинговый платеж банк направляет выручку за продукцию, из которой должны производиться налоговые и другие первоочередные отчисления. А после получения платежа банком он уже не должен вторично ничего отчислять, в том числе и взысканный им кредит и оплату факторинговых услуг.
Достаточно важным вопросом в банковской практике является также вопрос обеспечения возвратности факторингового платежа и платы за пользование факторинговыми услугами.
Поскольку факторинг является одной из форм кредитования оборотного капитала предприятия-поставщика, на него распространяются все требования, предъявляемые к порядку выдачи банковского кредита. «Порядок проведения факторинговых операций в РБ» отражает лишь специфику факторинговых отношений, основываясь на законодательстве о банковском кредитовании.
В соответствии с п. 6 «Порядка проведения факторинговых операций в РБ», банк вправе требовать от поставщика, учитывая риск при проведении этих операций (при факторинговом обслуживании с правом регресса), в качестве обеспечения выполнения обязательств документы, подтверждающие залоговые обязательства перед банком, предоставление баланса и другой необходимой информации, характеризующей финансовое состояние поставщика.
В соответствии с п. 17 «Правил предоставления кредитов банками РБ» № 11.11 от 18.05.2000г., «формами исполнения обязательства могут быть: залог, в соответствии с Законом РБ «О залоге», гарантии и поручительства, согласно ГК РБ. Одним ссудозаемщиком может быть использовано несколько форм обеспечения возврата кредита .
Таким образом, формами обеспечения возврата факторингового платежа могут являться поручительство, гарантия и залог имущества.
Поручительством, в соответствии с гражданским законодательством может обеспечиваться любое действительное требование.
На мой взгляд, банк вправе заключить договор поручительства в качестве обеспечения возврата факторингового платежа, хотя это прямо не отражено в положении о факторинге. Ведь если банк вправе требовать от поставщика залоговые обязательства при оказании факторинговых услуг с правом регресса, то он вправе требовать и предоставление поручительства, ибо и залогом и поручительством может обеспечиваться лишь действительное требование. Если законодатель признал регрессное требование при факторинге действительным, и оно может обеспечиваться залогом, то оно может обеспечиваться и поручительством.
Банк может на законных основаниях принимать поручительство по оплате суммы комиссионного вознаграждения и процентов за кредит третьим лицом за поставщика (заемщика) по договору факторинга, так как это требование однозначно является действительным (возникшим в момент осуществления факторингового платежа на счет поставщика-заемщика). Таким же образом может обеспечиваться и требование по возврату факторингового платежа при факторинге без права регресса.
Использовался факторинг и для освобождения от обязательной продажи валютной выручки. Однако, как показывает тщательный анализ таких схем, они в большинстве своем неправомерны и могут привести к значительно превышающим полученные по таким операциям доходы штрафам [11, с. 9].
Из анализа перечисленных особенностей осуществления международного факторинга в Беларуси можно, по-видимому, сделать достаточно реальные предположения о дальнейшем становлении этих операций.
Сложная финансовая ситуация белорусских предприятий будет, по-видимому, несколько сдерживать развитие сложных форм международного факторинга. До 2002 годах более 60% проведенных в Белвнешэкономбанке факторинговых операций носили скрытый характер. Однако объем спроса на простейшие виды факторинга будет не только сохраняться, но и возрастать по мере знакомства с преимуществами таких операций широкого круга мелких и средних предприятий республики, особенно нестоличных.
Перспективы факторинга в Белоруссии обусловлены, в первую очередь, открытостью экономики республики. Так, по предварительным данным, за 2006 год экспорт товаров и услуг составил 52% от ВВП, импорт –53% от ВВП. Т.е. внешнеторговый оборот в целом превышает валовой внутренний продукт, что в условиях дефицита оборотных средств приводит к устойчивому спросу на банковские кредиты и другие формы финансирования деятельности предприятий.
Учитывая указанные в предыдущей главе преимущества финансирования оборотного капитала предприятий посредством проведения операций международного факторинга, их объем будет быстро расширяться. Так по ОАО «Белвнешэкономбанк» в 2005г. было проведено около 500 сделок по международному факторингу, что превысило уровень 2004 года на 25%.