Смекни!
smekni.com

Владимир Петров История развития алгоритма решения изобретательских задач – ариз информационные материалы Тель-Авив, 200 6 Петров В. История развития алгоритма решения изобретательских задач – ариз (стр. 47 из 70)

8. АРИЗ снабжен обширным и в то же время компактным информационным фондом. Основные составляющие этого фонда: приемы, стандарты и банки эффектов (физических, химических, геометрических). Приемы преодоления типовых противоречий в АРИЗ-71 разделены на 40 укрупненных групп (с подгруппами – около 100). Банк таких приемов – вместе со специально подобранными примерами и таблицей применения приемов – сильный решательный аппарат. Однако для решения трудных задач нужно сочетание приемов, и чем оно сложнее (иногда оно включает и физэффекты), тем отчетливее привязано к определенному классу задач. В АРИЗ-77 сложные сочетания приемов представлены в виде двух отдельных массивов – типовых моделей и стандартов. В АРИЗ-82 эти массивы объединены в систему стандартов.

Современные модификации алгоритма – АРИЗ-77 и АРИЗ-82 [5, 6] – состоят из семи частей:

1. Анализ ситуации.

2. Анализ задачи.

3. Анализ модели задачи.

4. Анализ физического противоречия.

5. Анализ способа устранения физического противоречия.

6. Развитие полученного ответа.

7. Анализ хода решения.

Каждая часть разделена на шаги (операции). АРИЗ-82 включает 34 шага и обширную систему правил, примечаний и таблиц, облегчающих и уточняющих выполнение шагов.

Решение задачи (если она дана) начинается со 2-ой части – с перехода от изначально заданной ситуации к минимальной задаче, получаемой по правилу «техническая система остается без изменений, но исчезают недостатки или появляется требуемое свойство». Мини-задача ориентирует на получение наиболее простого и поэтому легковнедряемого решения. Условия мини-задачи должны быть освобождены от специальных терминов, создающих психологическую инерцию.

Далее АРИЗ предписывает переход к модели задачи – предельно упрощенной схеме конфликта, составляющего суть задачи. Дальнейшее сужение области анализа осуществляют выделением оперативной зоны, т.е. области, изменение которой необходимо и достаточно для решения задачи. Переход «начальная ситуация – мини-задача – модель задачи – оперативная зона» ведут по правилам, гарантирующим надежное определение оперативной зоны. Одновременно формулируется представление об идеальном изменении оперативной зоны – идеальный конечный результат (ИКР). Формулировка ИКР отражает идеальный образ искомого решения задачи: требуемый эффект должен быть достигнут без каких бы то ни было потерь – недопустимого изменения и усложнения системы, ее частей или оперативной зоны, без затраты энергии, без возникновения сопутствующих вредных явлений и т.д.

Четкое представление об ИКР позволяет сформулировать ФП, связанное с оперативной зоной. В АРИЗ-82 впервые введено обязательное выявление ФП на макро- и микроуровне, т.е. на уровне всей оперативной зоны и на уровне ее микрочастиц.

Операторы, входящие в АРИЗ, заставляют мысль продвигаться в нетрадиционном, «диком» направлении. Они отсекают пути, кажущиеся очевидными, заставляют «утяжелять» условия задачи, ведут в «тупики» физических противоречий. Нетривиальность, «дикость» мысленных действий заложена в самой программе АРИЗ, в формулировках шагов, в обязательных правилах. Невозможно уклоняться от этой «дикости», явно не нарушив предписаний АРИЗ. Императивность АРИЗ иногда воспринимают как покушение на «свободу творчества». АРИЗ действительно отнимает свободу совершить примитивные ошибки, свободу быть прикованным к психологической инерции, свободу игнорировать законы развития технических систем…

Одно из нарушений «свободы творчества» - необходимость в процесс анализа задачи дважды (шаги 3.4 и 3.8 в АРИЗ-82) возвращаться назад, проверяя и уточняя выполнение операций. При правильной работе по АРИЗ каждый шаг логично следует из предыдущего. Логичность отнюдь не мешает появлению принципиально новых («неожиданных») идей. Новое возникает как результат применения необычных операторов АРИЗ: происходит переориентирование задачи на ИКР, требования обостряются и доводятся до ФП, макро-ФП трансформируются в микро-ФП и т.п. Бесконечному «броунову» движению «свободной мысли» при решении задач методом проб и ошибок АРИЗ противопоставляет высокую организованность мышления в сочетании с нетривиальностью мыслительных операций и сознательным использованием знаний о закономерностях развития техники. Регулярное применение аналитического аппарата АРИЗ вырабатывает «аризный» (в сущности – диалектический) стиль мышления, характеризующийся обоснованной нетривиальностью и стремлением опираться на всеобщие законы диалектики и конкретные закономерности развития систем – технических, научных, художественных и т.д.

Анализ по второй и третьей частям АРИЗ существенно меняет представление о задаче и создает условия для разрешения ФП с помощью информационного фонда. Четвертая часть АРИЗ предусматривает планомерное использование этого фонда: типовых приемов разрешения ФП, физических эффектов, сложных сочетаний приемов и физэффектов (т.е. стандартов).

Для сложных задач АРИЗ рекомендует повторный анализ. Если повторный анализ не дал положительных результатов, вводят в действие первую часть АРИЗ: определяют обходные задачи, а при необходимости переходят к макси-задаче, т.е. к задаче на синтез принципиально новой системы. Измененную задачу вновь проводят по второй, третьей и четвертой частям АРИЗ.

АРИЗ предназначен для получения общей идеи решения, в функции АРИЗ не входит конструкторская, инженерная проработка полученного решения. Однако общую идею АРИЗ стремится максимально укрепить и развить. Пятая часть АРИЗ включает ряд шагов, контролирующих приближение ответа к ИКР, соответствие намеченных изменений системы закономерностям технического прогресса. Шестая часть АРИЗ расширяет сферу действия идеи: должны быть использованы все резервы превращения идеи в универсальный принцип решения целого класса задач. Таким образом, АРИЗ предназначен не только для решения конкретных изобретательских задач, но и для выработки новых стандартов. Еще одна функция АРИЗ, Кук уже отмечалось, состоит в развитии мышления человека, решающего задачу. Эту функцию, в частности, выполняет седьмая часть АРИЗ: изучение хода решения задачи, выявление отклонений от канонического текста АРИЗ, исследование причин отклонений.

Многочисленные примеры практического использования АРИЗ содержатся в литературе по ТИРЗ (см., например, [8-11]).

Литература

1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Психология изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, № 6, с. 37-49.

2. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Изгнание шестикрылого Серафима. - Изобретатель и рационализатор, №10, 1959. с. 20-30.

3. Альтшуллер Г.С. Внимание: Алгоритм изобретения! – Еженедельник "Экономическая газета" № 35, 1 сентября 1965 года Приложение «Технико-экономические знания» выпуск 27-й (41-й), 16 с.

4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М: Московский рабочий, 1-е из. 1969, 2-е изд., 1973. - 296с.

5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. – М.: Сов. Радио, 1979, 184 с. – Кибернетика.

6. Альтшуллер Г. АРИЗ-82 (Алгоритм решения изобретательских задач). Раздаточный материал. – Свердловск: ВИПК Минцветмет, 1982. 29 с.

7. Альтшуллер Г.С. Материалы по АРИЗ-82-Б. «Техника и наука», №№ 2-5, 1983.

8. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с.

9. Альтшуллер Г.С. Как решать задачи. – Техники и наука, 1979, № 5, с. 26-28.

10. Горчаков И. Приключение.Техники и наука, 1982, № 2, с. 18-19.

11. Евсеев Е. Эффективна ли ТРИЗ – теория решения инженерных задач? Техники и наука, 1982, № 10, с. 13-15.

12. Фрагменты указателя применения физических эффектов. Техники и наука, 1981, №№ 1-9, 1982, № 3-7.

13. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с.

14. Бородастов Г.Б., Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. 1980, 92 с.

15. Михайлов В.А., Амнуэль П.Р. Развитие творческого воображения. ЧГУ им. И.Н.Ульянова. – Чебоксары, 1980.

ПОЯСНЕНИЯ К АРИЗ-85-А

Общие соображения

1. С 1976 г по 1981 г. применяется – без существенных изменений – АРИЗ-77. В конце 1981 г. начинается переход на АРИЗ-82. На семинарах в Кишиневе, Свердловске, Ангарске, Пензе, Новосибирске, Ярославле, Москве, Химках последовательно отрабатывались модификации АРИЗ-82: А, Б, В, Г. В модификации АРИЗ-82-Г – по мнению многих преподавателей ТРИЗ – удалось достичь «пика эффективности». АРИЗ-82-Г можно и нужно применять в 1983/84 уч. году. Но семинары 1982/83 г.г. дали материалы для дальнейшего развития АРИЗ. На основе этих материалов разработана первая модификация АРИЗ-85. В 1984 г. ее предстоит «отработать» на занятиях и в процессе решения задач. В 1984/85 уч. году АРИЗ-85 (видимо, уже не «А», а одна из следующих модификаций) заменит АРИЗ-82.

2. Основная идея развития АРИЗ-82 состояла в том, чтобы ввести в текст алгоритма подходы, методы и приемы, которые до этого существовали в ТРИЗ отдельно, например, метод ММЧ. Эта цель сохранилась и при переходе к АРИЗ-85. Наметилась и другая цель: развить аналитическую часть АРИЗ, прежде всего, за счет более глубокого использования понятия об «идеальном конечном результата» (ИКР).

Еще одна цель: укрепить переход от анализа к решению задачи (т.е. переход от ФП к способу его разрешения).

О второй части АРИЗ-85

3. Вопрос, заданный преподавателем ТРИЗ: «АРИЗ становится инструментом для решения все более узкого круга задач, в формулировке которых имеется (явно или неявно) техническое противоречие. А что делать с другими задачами?» АРИЗ всегда был механизмом для решения изобретательских задач через преодоление технического противоречия. По идее все изобретательские задачи содержат ТП – иначе нет задачи. Да встречаются задачи, начальная формулировка которых не содержит никаких упоминаний о ТП. Например, учебная задача о запайке звеньев золотой цепочки. Это – не изобретательская, а техническая задача. Чтобы техническая задача стала изобретательской, нужно указать на непригодность известных способов ее решения. Такие указанные дополнения условия задачи информацией о техническом противоречии. Можно ли в принципе – ни с чем не считаться – запаять стыки в звеньях золотой цепочки? Да, можно. Окунем цепочку в расплав припоя, вытащим, припой застынет. Но застынет не только на стыках, а по всей поверхности цепочки. Золотая цепочка потеряет товарный вид. Выиграли в одном, проиграли в другом. Техническое противоречие. Теперь можно формулировать изобретательскую задачу? «Чтобы запаять стыки в звеньях золотой цепочки, нужно окунуть цепочку в расплав припоя. Но при этом припоем покрывается вся поверхность цепочки, а это недопустимо. Как быть?