гражданина
Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти. Ведь, тысячелетиями отношения каждого отдельного человека и государства носили поистине драматический характер. Власть редко останавливалась перед какими-либо интересами личности, включая право на жизнь. Нельзя категорически утверждать, что система прав и свобод человека стала реальностью в последнее время. Теоретическая мысль в работах знаменитых голландских мыслителей Г. Гроция и Б.Спинозы, а затем в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескьё, Дж. Локка, А.Н. Радищева и др. пыталась найти компромисс в обществе и оградить личность от необоснованных посягательств власти, поставив ей в качестве барьера неотъемлемые, природорожденные, естественные права человека.
Без сомнения, система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. И в этом развитии Баглай М.В. выделяет три основных этапа[3].
«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы США за свою независимость. Политические права был направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования, была выдвинута идея об обязанности государственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. На этом этапе конституции закрепили неприкосновенность личности, свободу слова, право избирать и быть избранными и др. Концепция прав и свобод была разработана в трудах великих философов Д.Локка, Т. Пэйна, Ф.М. Вольтера, Д. Дидро, Ж.Ж Руссо и др. Главным в учениях этих философов было обоснование высшего приоритета свободы и необходимости её закрепления в конституционно-правовом порядке.
Проблема прав и свобод человека и гражданина заняла видное место уже в актах раннего конституционализма – в британском Билле о правах 1689 г., заложившем основы конституционной монархии Великобритании; в провозгласившей создание США Декларации независимости 1776 г., которая послужила основой для разработки и принятия Конституции США 1787 г.; в политическом манифесте Великой французской революции – знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В Декларации независимости США, например, говорилось «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».
Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных бедствий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими. Французская Декларация прав человека и гражданиназакрепила естественные, неотъемлемые и священные права человека, в ней указывалось, что: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах; цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека; свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому; осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те определенные законом границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами; закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества, а все, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом». В действующей и сейчас Декларации были также закреплены свободы личности, мыслей, печати, совести, равенства граждан перед законом, неприкосновенность священной частной собственности и др.
История показывает, что в этих документах были сформулированы смысл и цель демократического правового государства, и в тех странах, где утвердилось свободное гражданское общество, были достигнуты большие успехи в развитии демократии и прав человека, а также экономики, культуры, науки и техники.
Однако первоначальная концепция прав и свобод страдала известной ограниченностью. Исходя из индивидуалистического понимания свободы, политическая философия того времени подчеркивала, что общество свободных людей не нуждается в организующей роли государства, не требует создания каких-либо социальных институтов, ибо в состоянии обеспечить прогресс и жизнеобеспечение для всех на основе индивидуально-свободной деятельности членов общества. Такое антисоциальное понимание свободы придало ей формальный характер, безразличный к судьбам простых людей и в течение XIX века в странах Запада нарастала классовая борьба, в ходе которой трудящиеся массы требовали признания социально-экономических прав и утверждения социальных функций государства. В результате этого к концу века развитие капитализма внесло существенные коррективы в откровенно антисоциальное понимание свободы, и начался второй этап развития прав и свобод человека.
Профессор Лазарев В.В. считает, что «второе поколение» прав человека формировалось под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце XIX начале XX столетия демократизация капитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрацией производства и возрастанием роли профсоюзного движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.п.[4].
Профессор Баглай М.В. считает, что второй этап был связан с появлением в ХХ в. тоталитарного государства, которое, отвергнув индивидуальную свободу, политические и экономические права, провозгласило социалистические ценности, а с ними широкий спектр социальных прав и свобод (право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья и др.). Возникшая в мире обстановка борьбы двух систем, особенно после второй мировой войны, заставила страны Запада также конституционно закрепить эти права и свободы[5].
В то же время с 60-х гг. в Советском Союзе и ряде других стран Восточной Европы стало складываться демократическое общественное мнение, формироваться диссидентское движение, требовавшее реальных личных и политических прав, отказа от методов тоталитаризма. Этому способствовала и развернувшаяся в мире борьба за права человека, приведшая к принятию Генеральной Ассамблеей ООН международных пактов о гражданских, политических, культурных, социально-экономических правах человека. Движение за свободу и права человека подточило тоталитарные устои социализма и в итоге привело к его краху в большинстве стран.
Поэтому третий этап становления прав человека характеризуется крахом тоталитарной системы в Советском Союзе и странах Восточной Европы и возрождением в этих странах демократической государственности. Права и свободы в их полном объеме признаются высшей ценностью, а их защита объявляется обязанностью государства. Почти все государства мира признают международно-правовую защиту прав человека, что ведет к унификации национальных правовых институтов. Под давлением мирового общественного мнения из практики многих стран постепенно исчезают апартеид, расовая дискриминация, избирательные цензы, ограничения свободы печати. Каталог прав и свобод расширяется за счет включения в него прав национальных меньшинств, права на информацию, права на благоприятную окружающую среду и др. Но вместе с тем получают распространение новые формы угрозы правам и свободам – терроризм, организованная преступность и т.п., что требует расширения правоохранительной деятельности государства и ее международной координации.
В ходе длительной борьбы человека за свободу, его права и интересы постепенно материализовались в нормативно-правовых документах, ставших, по сути общечеловеческими. К ним можно отнести такие, как Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); HabeasCorpusAkt (1679 г.), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.
Таким образом, пройдя последовательные этапы своего развития, современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных прав.
Политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности и т.п.
Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с "вложениями в человека" со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.