Смекни!
smekni.com

Международные стандарты и российское законодательство о правах человека и гражданина (стр. 6 из 13)

Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ и указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать все виды обжалования, обращаться в суд, к общественности, использовать средства массовой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование. Закон РФ "Об оружии", принятый 20 мая 1993 г., утвердил новое право гражданина на приобретение определенных видов оружия (охотничье оружие, газовый пистолет)[21]. На основании ст. 13 Закона газовое оружие самообороны (аэрозольные устройства и пневматическое оружие) граждане РФ, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии. Порядок приобретения гражданами иных видов оружия устанавливается ст. 5, 13 Закона. Согласно ст. 24 граждане РФ могут применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или по крайней необходимости.

Уголовное право РФ признает за гражданином право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Наличие в законе нормы о необходимой обороне содействует предотвращению насильственных посягательств: лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что оно может встретить активное противодействие и что закон считает это противодействие, равно как и причинение вреда нападающему, правомерным. Необходимая оборона есть право гражданина на отражение общественно опасного посягательства. Другим новшеством является то, что обороняющийся не обязан обращаться к кому-либо за помощью, а сам вправе пресечь нападение. Основным условием правомерности необходимой обороны является требование о том, чтобы при защите не было допущено превышения ее пределов.

Каждый вправе защищать свои права и свободы и в состоянии крайней необходимости. В этом состоянии, как и при необходимой обороне, человек совершает деяние, внешне схожее с правонарушением, но признаваемое законом правомерным. Такие действия являются общественно полезными, так как направлены на защиту личности, ее прав и свобод, общественных или государственных интересов от угрожающей им опасности. Согласно ст. 39 УК РФ крайняя необходимость заключается в устранении опасности, угрожающей интересам личности и правам данного лица или иных лиц, государства и общества, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Конституция РФ признавая гарантию каждого человека на защиту себя и своих близких - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51), внесла поистине революционные изменения в правовой статус лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Данное содержание полностью согласуется с Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 14) и фактически заявляет об осуждении тех незаконных методов, которые применялись в нашей стране в годы массовых репрессий, когда органы следствия и суда вынуждали людей из страха или под угрозами оговаривать себя и доносить на своих близких. Данная правовая гарантия должна способствовать воспитанию в обществе новых высоких моральных правил.

Но процесс реализации данного права, особенно в уголовном судопроизводстве идет с большим трудом. Неединичные случаи, когда некоторые суды, а также следственно - прокурорские работники в нарушение требований закона продолжают расценивать отказ допрашиваемого от дачи показаний против себя как признание своей вины, желание уйти таким образом от уголовной ответственности, одно из оснований для избрания мерой пресечения ареста, обстоятельство, отягчающее наказание. При разъяснении положений ст. 51 Конституции РФ допускаются различные формы запугивания допрашиваемого относительно наступления для него неблагоприятных последствий в случае отказа от дачи показаний. Н. Гаспарян отмечает: «Встречаются факты, когда следователь, получив отказ в даче показаний от подозреваемого (обвиняемого), требует объяснения причин и мотивов такого отказа, надеясь, видимо, что допрашиваемый заявит примерно следующее: "Показания давать не желаю, так как хотя я данное преступление и совершил, но мне стыдно в этом сознаться". Подчеркну, что право не свидетельствовать против себя не требует и не предполагает необходимости в каких-либо объяснениях. Равным образом, согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, и перед реализацией этого права гражданин не обязан никому объяснять и мотивировать, зачем ему это право понадобилось»[22].

Хочется верить, что все-таки настанут те времена, когда в нашей стране будут созданы все условия для реализации гарантированных конституционных прав. А пока Конституция РФ в ч.1 и 3 ст. 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и закрепляет его право в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ст. 46 сформулирована в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст. 118 Конституции.

2.2. Личные права и свободы граждан РФ

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по их содержанию обычно включает в себя три их основные группы: а) личные, или гражданские права, свободы и обязанности; б) политические права, свободы и обязанности; в) экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.

Первые, характеризующие положение личности как таковой - это права на жизнь и достоинство личности, неприкосновенность личности и частной жизни, судебную защиту своих прав, свободы мысли, совести, передвижения и выбора места жительства, обязанность соблюдать законы и др. Вторые, связанные, с участием личности в общественно-политической жизни, - это права избирать и быть избранным, на участие в управлении делами государства, на объединение, свободы слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, обязанность защиты страны и др. Третьи, относящиеся к неполитическим сферам жизни и деятельности личности, - это право частной собственности, права на труд, выбор профессии и рода деятельности, забастовку, на образование, охрану здоровья и семьи, на отдых, свободу творчества, обязанности платить налоги и др.

Итак, в систему прав и свобод человека и гражданина входят, прежде всего личные, или гражданские, права и свободы, характеризующие положение личности как таковой. При всем исключительно важном значении и других прав и свобод, именно эти личные права и свободы составляют базисную основу конституционно-правового статуса личности, в то время как другие права и свободы выступают как бы производными, вторичными. Не случайно, что этим правам и свободам уделяется особенно пристальное внимание в конституционном законодательстве демократических стран. Большинство из этих прав являются неотъемлемыми и не подлежат ограничению, имеют повышенный, специализированный характер гарантий, высокую степень их охраны и обеспеченности.[23]

Как и многие другие демократические конституции, Конституция РФ начинает закрепление конкретных прав человека и гражданина с личных (гражданских) прав и, прежде всего с естественного и неотъемлемого права на жизнь как высшую социальную ценность. В ней говорится, что «каждый имеет право на жизнь». (ч. 1 ст. 20). Право на жизнь – наиболее общепризнанное, естественное и неотъемлемое право человека, суть которого состоит в том, что ни один человек не может быть произвольно лишен жизни.

Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В, отмечают, что в отличие от некоторых стран, российское законодательство и правовая практика исходит из того, что жизнь человека начинается с рождения. Поэтому искусственное прерывание беременности не может и не должно рассматриваться как лишение человеческой жизни, в то время как преднамеренное лишение жизни уже родившегося дитя является убийством. Право на жизнь сохраняется с момента рождения человека и до его биологической смерти Болезненные нарушения физиологических и психических функций человеческого организма не лишают его права на жизнь. Право на жизнь обеспечивается как конституционными гарантиями (ст. 21, 31, 39, 41, 42), так и уголовным и иным отраслевым законодательством.[24]. Стоит отметить, что разрешенная в некоторых европейских странах эвтаназия или удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами рассматривается у нас как нарушение права на жизнь и поэтому запрещена по закону.[25]

Часть 2 ст. 20 Конституции РФ регламентирует такой законный способ лишения жизни человека, как смертная казнь, которая у нас применяется в исключительных случаях и только на основании приговора суда. В ней говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей. В УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г. составы преступлений, по которым может применяться смертная казнь, были сокращены с 28 до 5. По ряду составов преступления смертная казнь была заменена пожизненным заключением.