4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. Статьи: «Данилевский», «Тойнби», «Шпенглер». – С. 134, 688, 784.
5. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002. – С. 286–308, 355–374, 417–426.
Тема 3. Культура в теориях З. Фрейда и К. Юнга
План
1. Культура в теории психоанализа З. Фрейда.
2. Культура в аналитической психологии К. Юнга.
Методические указания
В начале работы студент должен объяснить, в чём состоит важность изучения разных культурологических концепций.
Далее необходимо привести краткие сведения о З. Фрейде как учёном. После этого следует подробно осветить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом нужно обратить внимание на характеристики бессознательного («ОНО»), сознания («Я») и требований культуры («СВЕРХ‑Я»), взаимодействие этих составляющих человеческой психики, сублимацию, назначение и роль культуры в жизни личности.
Затем необходимо привести краткие сведения о К. Юнге как исследователе, после чего развёрнуто изложить его взгляды на бессознательное, человека и культуру. При этом следует обратить внимание на центральные понятия в теории учёного – «коллективное бессознательное» и «архетип», а также на различия между З. Фрейдом и К. Юнгом в понимании природы бессознательного и назначения культуры в жизни личности.
В заключение следует определить роль рассмотренных теорий в культуре ХХ в.
Литература
1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. – С. 8, 9.
2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 34–41.
3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. Статьи: «Фрейд», «Юнг». – С. 748–749, 815.
4. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998. – С. 104–130.
5. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002. – С. 226–244, 246–255.
Тема 4. Культура в концепциях П. Сорокина и К. Ясперса
План
1. Теория социокультурной динамики П. Сорокина.
2. Теория «осевого времени» К. Ясперса.
Методические указания
В начале работы студент должен объяснить, почему важно изучать различные культурологические концепции. Далее нужно привести краткие сведения о П. Сорокине как учёном. Затем следует раскрыть его теорию социокультурной динамики. При этом необходимо последовательно объяснить, что исследователь понимал под культурой, культурной системой и сверхсистемой, какие типы сверхсистем он выделял и что, по мнению социолога, лежит в основе каждой из них. Далее нужно дать характеристику идеациональному, идеалистическому и чувственному типам культурных сверхсистем и привести их конкретно-исторические примеры. Заключая анализ теории, следует определить, каковы, по мысли П. Сорокина, перспективы существования культуры.
Затем необходимо привести краткие сведения о научной деятельности К. Ясперса. Далее нужно раскрыть его теорию «осевого времени». При этом сначала следует отметить, что развитие культуры, по мнению философа, не циклично, а линейно. Затем нужно последовательно дать характеристику четырём периодам истории (первобытному, эпохе «великих» культур древности, «осевому времени» и послеосевой «имперской» эпохе) и соответствующим каждому из них историческим культурным типам. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению «осевого времени», которое, с одной стороны, является эпохой, а с другой – типом культуры. В заключение следует ответить на вопрос, каково, по мысли К. Ясперса, будущее человечества. Подводя итоги, нужно определить, в чём значение рассмотренных концепций.
Литература
1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. – С. 9–11.
2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 43–45.
3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2004. – С. 73–77.
4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. Статьи: «Сорокин», «Ясперс». – С. 627, 818.
5. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002. – С. 463–478.
Тема 5. Культура первобытного общества
План
1. Мифология и древнейшие религиозные верования как форма отражения мира первобытным человеком.
2. Синкретизм первобытной культуры.
3. Древнейшие культурные символы.
Методические рекомендации
В начале работы нужно определить хронологию первобытного общества и объяснить понятие «первобытная культура». Затем необходимо дать определение понятия «миф» и объяснить его место в первобытной культуре. После этого следует назвать и разъяснить главные предпосылки мышления первобытного человека, которые заключались, во-первых, в том, что он не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной, и во-вторых, в нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося отчетливо от эмоциональной сферы. Далее необходимо отметить, что мифология являлась своеобразной формой поддержания определенного природного, религиозного и социального порядка. Затем на примерах различных типов мифов (космогонические, календарные, о культурных героях) нужно объяснить, как первобытные люди представляли себе строение мира, смену времен года, происхождение людей и т.д. После этого необходимо назвать и объяснить сущность древнейших верований (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия).
Далее следует рассмотреть различные точки зрения на происхождение культуры.
Затем надо разъяснить понятие «синкретизм» и проиллюстрировать синкретичный характер первобытной культуры на конкретных примерах (наскальная живопись – пещеры Альтамира, Ляско, Капова; скульптура «малых форм» – «палеолитические Венеры»; украшенная керамика; украшения на кости; культовые сооружения из камня).
Важнейшим явлением первобытной культуры были также древнейшие символы. В контрольной работе необходимо разъяснить важнейшие из них: мировое древо, квадрат, круг, треугольник, волна.
В заключение следует сделать вывод о том, сохранились ли в настоящее время какие- либо черты первобытной культуры.
Литература
1. Боброва С.П. Мифологическое сознание как система. – Иваново, 2001.
2. Борисовский Н.И. Древнейшее прошлое человечества. – М., 1980.
3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998.
4. Евсюков В.В. Мифы о мироздании. Вселенная в религиозно-мифологических представлениях. – М., 1986. Главы: «Вселенная – ось мира», «Социальный космос», «Микро- и макрокосмос».
5. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.
6. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.
7. Мифы народов мира. Т. 1-2. – Любое изд. Статьи «Древо мировое», «Крест», «Круг», «Квадрат».
8. Мифологический словарь. – Любое изд.
9. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. – М., 1991. – Гл. 2, 4.
10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
11. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1980.
12. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. – Любое изд.
Тема 6. Культура Древнего Египта
План
1. Территориальные и хронологические рамки и характерные черты культуры Древнего Египта.
2. Мифология как форма отражения мира.
3. Проявление заупокойного культа в архитектуре, живописи и скульптуре.
Методические указания
В начале работы необходимо дать краткую характеристику географического положения (речная цивилизация) и назвать хронологические рамки существования государства Древний Египет. Также кратко следует рассказать о социально-экономических и политических условиях жизни людей, которые повлияли на культуру этого государства. Это, в первую очередь, зависимость жизни людей от Нила; во-вторых – изолированность от внешнего влияния, и в-третьих – безграничная власть фараонов. Далее следует объяснить, что искусство Древнего Египта имело религиозно-культовое значение, а также то, что громадное значение в религии этого государства имел заупокойный культ.
После этого на примерах мифологии следует разъяснить, как жители Древнего Египта представляли строение мира (космогонические мифы), смену времен года (календарные мифы), происхождение и деяния богов и фараона, их связь со священными животными (тотемические мифы), объясняли главную цель жизни – подготовку к загробной жизни.
Далее необходимо показать важнейшие достижения древних египтян в области архитектуры (пирамиды), живописи (роспись погребальных камер пирамид), скульптуры (фигурки усопших, их слуг, животных в погребальных камерах).
В заключение необходимо определить место и роль культуры Древнего Египта в мировой культуре.
Литература
1. Вайнберг И.П. Человек в культуре Древнего ближнего Востока. – М., 1986.
2. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. – М., 1994. – Т. 1 – С. 97–118.
3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 32–55.
4. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М., 1989. – С. 26–83.
5. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М., 1989. – С. 37–70.
6. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994. – С. 5–29.
7. Никитин Л.А. Культурология. Теория философии и история культуры: Учебник для студентов вузов. – М., 2005. – С. 129–140.
8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997. – С. 51–65.
9. Радугин А.А. Культурология. – М., 2001. – С. 116–121.
Тема 7. Основные черты и достижения культуры
Древней Греции (классический период, V – IV вв. до н.э.)
План
1. Понятия «античная культура», «культура Древней Греции», факторы развития культуры.