В заключение студент должен сделать вывод о том, как связаны между собой конкретно-исторические условия и мировоззрение человека, с одной стороны, и мировоззрение и искусство, – с другой.
Литература
1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. Статьи: «Базилика», «Готика», «Романский стиль», «Храм», «Христианство». – С. 21, 27, 59–60, 72–74.
2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., М., Краснодар, 2004. – С. 409–421.
3. Гольдштейн А.Ф. Зодчество: Книга для учащихся старших классов / Под ред. Ю.С. Яралова. – М., 1979. – С. 146–170.
4. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А.П. Садохина. – М., 2001. Статьи: «Готический стиль», «Романский стиль». – С. 83–84, 309–311.
5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М., 1989. – С. 5–13, 28–34, 38.
6. Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб. пособие. – М., 2002. – С. 65–71.
7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 1998. – С.161–171.
8. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 168–172, 175–176, 177–179.
9. Лысенко Н.Н. Культура западноевропейского средневековья / Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 24–43.
10. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии: Книга для чтения. – М., 1976. – С. 25–57, 60–77, 90–109.
11. Порьяз А. Мировая культура: Средневековье. – М., 2001. – С. 349–364, 368–376, 444–461, 462–469.
12. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. – М., 1997. – С. 111–134.
13. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. – М., 1991. – С. 84–85.
Тема 10. Культура древней Руси домонгольского периода
(середина IX – начало XIII в.)
План
1. Язычество и христианство как основные истоки древнерусской культуры.
2. Формирование двоеверия. Картина мира человека Древней Руси.
3. Отражение христианской картины мира в литературе, зодчестве, иконописи.
В начале работы следует отметить, что важнейшими истоками древнерусской культуры была культура восточных славян (язычество) и культура Византии (христианство). Далее необходимо объяснить понятия «язычество» и «язычество восточных славян», отметив, что в основе язычества было обожествление окружающего мира, рода, природы, представление о мире как о природном одухотворенном космосе. Затем нужно назвать славянские божества и привести примеры языческих верований и обрядов. После этого следует объяснить, когда христианство пришло на Русь и почему его можно считать истоком древнерусской культуры.
После этого нужно объяснить понятие «картина мира» и разъяснить такое явление, как двоеверие или «двоекультурие»: сочетание в мировосприятии жителей Древней Руси христианских и языческих верований.
Далее необходимо разъяснить, как в рамках этого понимания выстраивались представления жителей Древнерусского государства о пространстве и времени, жизни и смерти и выйти на характеристику ценностных ориентаций людей изучаемого периода.
После этого необходимо отметить, что с течением времени ведущую роль в мировосприятии людей стала играть христианская религия. Затем проиллюстрировать отражение христианской картины мира жителей Древней Руси в литературе («Житие Бориса и Глеба», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона), зодчестве (соборы Святой Софии в Киеве и в Новгороде, Успенский и Дмитриевский соборы, церковь Покрова на Нерли во Владимире) и живописи (фрески собора Св. Софии в Киеве, Владимирская Богоматерь, Устюжское Благовещение). Рассказывая о литературе, необходимо объяснить, какие жанры и почему получили распространение в рассматриваемый период, какие основные идеи были заложены в литературных произведениях. При анализе архитектуры необходимо определить символику христианского храма на примере крестово-купольных церквей. При анализе иконописи следует раскрыть язык иконы, определить ее суть (смысл), канон в иконописи, привести примеры символов.
В заключение следует сделать вывод о своеобразии культуры Древней Руси и ее влиянии на отечественную культуру последующих эпох.
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993. – С. 30–34, 58–61, 88–91, 140–144, 166–171.
2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 32–99.
3. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1991. (1060)[1] – С. 41–42, 72–73, 76.
4. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. – С. 604–640.
6. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 5–33.
7. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 53–76.
8. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.
9. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 142–168.
10. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 10–65.
11. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб., 1993. – С. 28–109.
12. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. – М., 1991.– Гл. 2, 4.
13. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.
14. Философия русского религиозного искусства. – М., 1993.
15. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 12–41.
Тема 11. Культура Московского царства (XIV – XVI вв.)
План
1. Исторические условия развития культуры в XIV – XVI вв.
2. Нравственный идеал эпохи монгольского владычества и его отражение в литературе и искусстве. А. Рублев и С. Радонежский.
3. Складывание единой культуры Московского государства. Московский Кремль как выражение идеи могущества независимого централизованного государства. Россия и Запад.
4. Теория «Москва – третий Рим» и ее отражение в летописях, общественно-политической мысли. Усиление влияния церкви на искусство.
Методические рекомендации
В начале работы необходимо назвать и объяснить факторы, влиявшие на развитие культуры. Это - восстановление экономики после ордынского нашествия; возвышение Москвы и превращение ее в культурный центр страны; патриотический подъем, вызванный Куликовской битвой и затем освобождением от ига; восстановление с XV в. культурных контактов со странами Западной и Южной Европы; усложнение социально-экономических и политических процессов и необходимость их осмысления средствами культуры.
Далее необходимо объяснить, что в рассматриваемый период важную роль в формировании мировоззрения людей играла Церковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи. После этого на примере «Жития Сергия Радонежского» следует показать черты нравственного идеала человека XIV – XVI вв.: убежденность в религиозных принципах, напряженная духовная работа, патриотизм, бескорыстие, трудолюбие. Затем основные черты нравственного идеала следует разъяснить на примере иконы «Троица» А. Рублева, подчеркнув глубокую человечность и возвышенную одухотворенность образов. После этого, отметив, что с конца XIV в. Москва становится культурным центром Древней Руси, необходимо разъяснить, как архитектура и искусство новой столицы отражали идею могущества независимого централизованного государства. Для этого следует проанализировать архитектуру Московского Кремля (Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого), показав величие, монументальность, роскошь, красоту сооружений. Необходимо также отметить, что все храмы построены в традиционно русской манере (крестово-купольный тип), хотя их строительством руководили итальянские архитекторы, которые внесли в их отделку некоторые черты западной архитектуры (Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Марк Фрязин и Пьетро Солари, Бон Фрязин). Это свидетельствует о новом этапе развития русской культуры – обогащении национальной культуры достижениями культуры Западной Европы.
Далее следует показать, что идея могущества новой столицы Российского государства в XVI в. была связана с идеей о Москве, как о «третьем Риме». В работе нужно рассказать об этой теории и проследить ее развитие на примере таких произведений, как «Сказание о князьях Владимирских», «Русский хронограф», «Лицевой летописный свод», «Степенная книга». Необходимо также отметить, что теория «Москва – третий Рим» способствовала усилению влияния церкви на искусство. Нужно привести примеры того, что Церковь вела борьбу со светским знанием, инакомыслием, установила жесткую регламентацию живописи, зодчества, литературы, всей духовной жизни, что отрицательно сказалось на развитии культуры в целом, привело к появлению в ней консервативных тенденций.
В заключение необходимо объяснить значение данного этапа в развитии отечественной культуры.
Литература
1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993. – С. 17–28, 78–82, 98–122, 132–138, 141–144, 147–150 и др.
2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т. 1. – С. 99–171.
3. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 345–72.
4. История культуры России: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 77–101.