Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к контрольным работам для студентов заочного отделения игэу иваново 2005 (стр. 5 из 10)

5. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. - М., 1991. - С. 238 – 321.

6. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М., 1981. – С. 151–289.

7. Мировая художественная культура: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 168–191.

8. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 66–91.

9. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.

10. Философия русского религиозного искусства. - М. 1993.

11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 77–101.

Тема 12. Западноевропейская культура Возрождения:

факторы формирования и открытия

(на примере Италии XIIXVI вв.)

План

1. Понятие «Возрождение», факторы формирования культуры Возрождения.

2. Открытия культуры Ренессанса.

3. Изобразительное искусство как отражение открытий и противоречий эпохи.

Методические указания

В начале работы студент должен объяснить термин «Возрождение» («Ренессанс») и привести периодизацию итальянского Возрождения.

Далее необходимо рассмотреть изменения, происходившие в разных областях жизни средневекового итальянского города. В экономической сфере к их числу относится расцвет ремёсел и торговли; в социальной – появление новых общественных групп: буржуазии, постоянных рабочих, интеллектуалов (людей, профессионально занимавшихся науками и искусствами). Политические изменения нашли отражение в коммунальных революциях, освобождении городов от власти сеньоров.

Затем следует показать, как перечисленные явления способствовали «рождению» культуры Ренессанса, влияли на её возникновение.

После этого нужно рассмотреть основные открытия эпохи Возрождения – открытия античности, Природы, новых культур, Человека. Говоря об открытии Человека, необходимо раскрыть суть гуманизма (идеологии Ренессанса) и особого явления – титанизма. Анализ последнего должен завершиться демонстрацией так называемой «обратной стороны» титанизма, которая иллюстрирует противоречивость культуры Возрождения и свидетельствует о её кризисе.

Далее необходимо показать, каким образом открытия и противоречия культуры Ренессанса нашли отражение в изобразительном искусстве. Для этого следует проанализировать работы Леонардо да Винчи («Мона Лиза» («Джоконда»); «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), Рафаэля («Мадонна в кресле»; «Сикстинская мадонна»; «Афинская школа»), Микеланджело («Давид»; «Страшный суд»; «Джулиано», «Ночь» и «День»).

В заключение студент должен определить место и значение культуры Возрождения в истории мировой культуры.

Литература

1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М., 2002. – С. 109–128.

2. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000. – С. 241–258.

3. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. – М., 2001. – С. 17–29, 33–37, 45–52, 70–79, 87, 90–94, 99–105.

4. Киселёва М.С. Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации // Запад и Восток. Традиции и современность: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 44–51, 62–64.

5. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 184–188, 190–193.

6. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 2002.– С. 194–206.

7. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Книга для чтения. – М., 1976. – С. 169–268.

8. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2003. – С. 126–202.

9. Стам С.М. Корифеи Возрождения. Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Книга первая. – Саратов, 1991. – С. 187–189, 199–204, 258–259.

Тема 13. Барокко и классицизм как отражение

европейских реалий XVII – XVIII вв.

План

1. Условия становления и развития барокко и классицизма.

2. Художественные особенности барокко.

3. Основные черты искусства классицизма.

Методические указания

В начале работы студент должен дать определения понятиям «барокко» и «классицизм». Затем необходимо рассмотреть европейские условия XVII – XVIII вв., в которых происходило становление и развитие названных стилей. При этом в социально-экономической сфере важно обратить внимание на формирование и развитие капитализма; в политической области – на буржуазные революции, с одной стороны, и расцвет абсолютизма, с другой; в собственно культурной – на широкомасштабную научную революцию, идеи просветителей и Контрреформацию, усиление позиций католической церкви. Ядром идеологии просветителей было убеждение, что развитие разума (прежде всего прогресс науки) и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы. Далее следует определить, какие социальные силы выступали заказчиками произведений в стилях барокко и классицизм.

Затем необходимо рассмотреть художественные особенности барокко в архитектуре и живописи на примерах памятников культуры.

В архитектуре к числу таких особенностей относятся грандиозность построек, тяготение к ансамблю (зодчий проектировал не отдельное здание, а целый комплекс в едином стиле), контраст материалов, света и тени, пышность декора, причудливые архитектурные формы. Среди памятников европейского зодчества в стиле барокко следует обратить внимание на площадь, колоннаду и оформление интерьера собора св. Петра в Риме (Д.Л. Бернини).

Отличительными чертами живописи барокко являются монументальность, декоративность, контраст света и тени, уход от насущных проблем, тяготение к фантастике. Среди памятников живописи барокко целесообразно рассмотреть полотна П.П. Рубенса «Воздвижение креста», «Похищение дочерей Левкиппа».

Далее нужно ответить на вопрос, отражением каких реалий европейской действительности стали художественные особенности барокко.

Затем следует рассмотреть черты классицизма в архитектуре и живописи на примерах памятников культуры.

К числу особенностей классицизма в зодчестве принадлежат монументальность, простые геометрические очертания, использование античных архитектурных элементов, отсутствие декора стен, симметричность всех пространственных форм, мягкость цвета, единение зданий с природой. Среди памятников классицизма в европейской архитектуре XVII – XVIII вв. целесообразно обратить внимание на Королевский дворец в Версале (Ж.‑Ардуэн-Мансар, Л. Лево, Ф. Орбэ).

Отличительными чертами живописи классицизма являются: обращение к античным сюжетам; ясность композиции; отчетливость линии, светотени и света; чётко зафиксированные моменты движения. Для героев произведений характерны стойкость перед жестокостями судьбы, подчинение личного – общественному, страстей – разуму и долгу, жертвенность во имя идеи. Живописи классицизма свойственны логичные, строго организованные и гармоничные образы. В качестве примеров картин, написанных в стиле классицизма, целесообразно избрать произведения Ж.Л. Давида «Клятва Горациев» и «Смерть Марата».

Далее следует ответить на вопрос, какие европейские реалии XVII – XVIII вв. нашли отражение в особенностях классицизма.

В заключение необходимо сделать вывод о значении произведений барокко и классицизма для мировой культуры.

Литература

1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. Ст.: «Барокко», «Классицизм», «Просвещение». – С. 22, 37–38, 55–56.

2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., М., 2004. – С. 456–466, 473, 477–480, 483–484.

3. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. – СПб, 1998. Статьи: «Стиль», «Барокко», «Классицизм».

4. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А.П. Садохина. – М., 2001. Статьи: «Барокко», «Классицизм». – С. 39–40, 175–176.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II. – М., 1989. – С. 97–100, 120–132, 227–229, 250–254.

6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2002. – С. 160–165, 166, 180–185, 210–214, 226–227, 244–249.

7. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998. – С.381–384.

8. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 2002. – С. 235–267.

9. Эмбер А. Картина Л. Давида «Марат» // Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Книга для учителя / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. В 3 ч. – М., 1988. – Ч. 2. Искусство Западной Европы XVII – XX веков. – С. 129–134.

Тема 14. Традиции и новации в русской культуре XVII в.

План

1. Исторические условия развития русской культуры XVII в. и ее особенности.

2. Новые явления в литературе.

3. Новые тенденции в развитии архитектуры и живописи.

Методические рекомендации

Прежде всего необходимо дать краткую характеристику политической и социально-экономической жизни России ХVII в. (после Смутного времени), обратив особое внимание на то, что это переходный период в российской истории. В культуре это проявилось в том, что в рамках традиционной религиозной культуры появляются новые светские элементы. Этот процесс получил название «обмирщение культуры». «Обмирщение» проявилось в росте образования, развитии научных знаний, демократизации литературы, новых явлениях в архитектуре и в живописи. При этом необходимо иметь в виду, что новые черты культуры еще не получили широкого распространения.

Далее на конкретных примерах следует раскрыть черты «обмирщения» в литературе, главными из которых была демократизация литературы, освобождение ее от подчинения церковным и узко государственным интересам.

Затем, также на примерах конкретных памятников архитектуры, необходимо охарактеризовать новые явления в зодчестве: отход от средневековой строгости и простоты; усиление декоративности и внешней нарядности; сближение культового стиля с гражданским; более широкое распространение каменного строительства. При этом особое внимание следует обратить на характеристику таких новых направлений в архитектуре, как шатровые храмы и нарышкинское (московское) барокко.