Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к контрольным работам для студентов заочного отделения игэу иваново 2005 (стр. 6 из 10)

После этого необходимо разъяснить процесс «обмирщения» в живописи. На примере парсуны следует показать сохранение старых живописных традиций (парсуны писали на деревянной доске, используя природные красители; рисовали только «персону» - лицо изображаемого), а также появление новых приемов и методов изображения (усиление внимания к человеческой индивидуальности; изображение не только библейских персонажей, но и реальных людей; объемность изображения; намечающееся стремление к реализму). При раскрытии этого вопроса особое внимание необходимо уделить творчеству С. Ушакова.

В выводах следует назвать проявления «обмирщения» культуры и оценить значение этого процесса для будущего развития российской культуры.

Литература

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002.– Т.1. – С. 172–218.

2. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 73–86.

3. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 102–128.

4. Очерки русской культуры XVII в. – М., 1979.

5. Панченко А.Н. Русская культура в канун петровских преобразований. – М., 1984.

6. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 97–120.

7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С.83–112.

Тема 15. Развитие светской европеизированной культуры

в первой четверти XVIII в.

План

1. Европеизация культуры под влиянием реформ Петра I: причины и характерные черты.

2. Становление системы государственного светского образования и его влияние на культуру.

Новые явления в архитектуре и изобразительном искусстве.

Методические рекомендации

В начале работы необходимо объяснить понятия «светская культура», «европеизация культуры».

Затем нужно назвать причины и предпосылки распространения в России светской европеизированной культуры в рассматриваемый период, главной из которых были реформы Петра 1, которые изменили весь уклад жизни русских людей.

Далее следует показать, в каких условиях развивалась новая светская культура: сопротивление культурным реформам церкви и дворянства и, следовательно, насильственные, принудительные, а подчас и репрессивные методы распространения культуры. При этом следует иметь в виду, что новая европеизированная культура не ликвидировала полностью традиционную, религиозную культуру. Произошел раскол русской культуры, сохранившийся до второй половины Х1Х в. Носителем светской культуры в рассматриваемый период был лишь небольшой слой образованного дворянства, проживающего в основном в Санкт-Петербурге.

После этого необходимо назвать и объяснить характерные черты новой светской дворянской культуры. Это – складывание представления о том, что главным в жизни каждого человека является служение Отечеству, а не религиозное подвижничество, как было прежде; формирование научного объяснения происходящих событий, которое постепенно приходит на смену толкованию тех или иных явлений с позиции Библии; индивидуализация личности.

Затем следует объяснить важность появления системы светского образования, способствовавшего быстрому распространение европейских идей, изменению стиля и образа жизни людей, внедрению техники и технологии. Далее необходимо рассказать о деятельности таких учебных заведений, как школа математических и навигацких наук, артиллерийская, инженерная, медицинская школы, а также о начальных цифирных школах. После этого необходимо объяснить специфические черты вышеназванных учебных заведений: ориентация школ исключительно на светские, практические и преимущественно военные знания. Для выпускников учебных заведений стала типичной ориентация на книжное знание и светскую книгу; стремление к профессиональной самореализации.

Логическим продолжением темы контрольной работы должен стать показ новых западных элементов в архитектуре, в первую очередь распространения в России стиля барокко (Д. Трезини – Петропавловский собор Петропавловской крепости и крепость Кронштадта, здание Двенадцати коллегий; Д.-М. Фонтана – дворец А. Меньшикова). Новым явлением стало также изменение планировки городов (переход от радиально-кольцевой к линейной) и строительство зданий гражданского назначения.

Затем на примере творчества художника-гравера А. Зубова (Панорама Петербурга) выделить характерные черты изобразительного искусства: донесение до зрителей новейших событий (виды новой столицы, победы армии и флота), формирование чувства гордости за страну, оптимизма, призыв к героическому служению Отечеству. Далее следует отметить, что в это время появляется портретная живопись и на примере творчества И. Никитина («Портрет канцлера Головкина» и «Портрет гетмана»), А. Матвеева («Автопортрет с женой») раскрыть такую черту русского портрета, как яркое выражение личностной индивидуальности.

В заключение необходимо дать оценку места и роли культуры рассматриваемого периода в истории отечественной культуры и высказать собственное отношение к такому явлению, как раскол культуры на европеизированную (дворянскую) и традиционную (народную).

Литература

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т.1. – С. 219–326.

2. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 87–107.

3. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 102–123.

4. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XVIII вв. - М., 1983. – С. 121–243.

5. Кириллов В.В. На переломе от средневековья к новому времени (русская модель европеизации архитектуры) // Вестник МГУ. Сер. 8. – 1997. – № 2. – С. 43–57.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.). – СПб., 1994. – С. 232–253.

7. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 206–374.

8. Панченко А.М. Русская культура в конце Петровских времен. – М., 1985.

9. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 121–142.

10. Семенов Л.Н. Очерки истории, быта и культурной жизни России первой половины XVIII века. – М., 1992.

11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 116–131.

Тема 16. Столичный и провинциальный варианты развития

русской культуры середины – второй половины XVIII в.

План

1. Условия развития русской культуры и ее характерные черты.

2. Европеизированная культура столичного дворянства (на примере архитектуры и живописи).

3. Дворянская усадьба как феномен русской культуры.

Методические указания

В начале работы следует дать краткую характеристику развития России в рассматриваемый период: рост международного авторитета, формирование капиталистического уклада и одновременно – усиление крепостного права. Далее следует дать определение понятия «светская, европеизированная культура» и назвать ее характерные черты: в первую очередь открытость к новому, стремление приобщиться к достижениям европейской культуры, интерес к истории Отечества. Затем нужно отметить, что светская культура получила распространение главным образом в среде столичного дворянства. Именно в столицах происходит развитие различных сфер искусства.

Далее вышеназванные черты светской европеизированной культуры следует проиллюстрировать на примере зодчества Санкт-Петербурга и Москвы и одного из важнейших достижений искусства второй половины XVIII в. – портретной живописи. Раскрывая этот вопрос, следует дать определение понятий «барокко», «классицизм». Затем следует назвать характерные черты барокко и проиллюстрировать их на примере зодчества В. Растрелли: Смольный институт, Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. После этого, отметив, что господствующие позиции в архитектуре этого периода занимал классицизм, назвать его характерные черты и проиллюстрировать их на примерах зданий, построенных по проектам В.И. Баженова (Дом Пашкова в Москве), И.Е. Старова (Таврический дворец в Петербурге), М.С. Казакова (Сенат в Кремле, здание Московского университета).

После этого необходимо охарактеризовать творчество художников А.Н. Антропова, И.А. Аргунова, В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова.

Далее следует рассказать о таком специфическом явлении русской культуры, как дворянская усадьба, которая сочетала в себе черты как традиционной, народной, так и столичной, европеизированной культуры. На основе анализа архитектуры и убранства усадьбы (например, усадьба Шереметевых в Останкине), занятий помещиков (домашнее музицирование, чтение книг, собирание коллекций и т.д.) нужно сделать вывод о вкусах и пристрастиях их владельцев.

В заключение следует высказать собственное мнение по проблеме взаимовлияния двух культур – светской (дворянской) и традиционной (народной) – и о том, какое влияние оба эти культурных потока оказали на становление единой русской национальной культуры.

Литература

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т.2. – С. 219–327.

2. Евангулова О.С., Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. – М., 1994.

3. Есина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II: Барокко – классицизм – неоготика. – М., 1994.