4. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. – М., 2000. – С. 108–165.
5. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 206–374.
6. Краснобаев Б.М. Русская культура второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1993.
7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало Х1Х в.). – СПб., 1994. – С. 254–285.
8. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 143–170.
9. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – Х1Х веков. – М., 1997. – С. 7–220.
10. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. – Л., 1982.
11. Кириллов В.В. На переломе от средневековья к новому времени (русская модель европеизации архитектуры) // Вестник МГУ. Сер. 8. – 1997. – № 2. – С. 43–57.
12. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII в. // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5. – С. 108–117.
13. Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в России XVIII века // Общественные науки и современность. – 1997. – № 5. – С. 118–125.
Тема 17. Русская культура первой половины Х1Х в.
План
1. Факторы, определившие расцвет русской культуры и ее характерные черты.
2. Классицизм и романтизм в искусстве.
3. Зарождение реалистических традиций в искусстве как реакция на кризис крепостнической системы.
Методические рекомендации
Прежде всего нужно кратко рассмотреть социально-экономические и политические условия, в которых развивалась культура России в первой половине Х1Х в. В работе необходимо отметить, что победа в войне 1812 г. способствовала развитию национального самосознания, патриотическому подъему в стране, а движение декабристов повлияло на активизацию духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, способствовало появлению теории официальной народности. В результате характерными чертами культуры рассматриваемого периода стали гуманизм и сопричастность общественной жизни, гражданственность и интерес к «маленькому человеку». Для дворянской культуры этого времени была характерна также открытость, способность при сохранении национальной самобытности к усвоению элементов культуры других народов. При этом надо иметь в виду, что культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была в столицах.
Далее необходимо разъяснить вышеназванные черты русской культуры рассматриваемого периода на примере литературы, архитектуры и живописи. Начать изложение материала следует с определения понятий «классицизм» и «романтизм». Наиболее яркими представителями классицизма в архитектуре были А.Д. Захаров (Адмиралтейство в Санкт-Петербурге), А.Н. Воронихин (Казанский собор в Санкт-Петербурге), О.И. Бове (Большой театр в Москве), в живописи – К.П. Брюллов («Последний день Помпеи»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»), в музыке – М.И. Глинка («Жизнь за царя»). Для анализа романтизма следует изучить, к примеру: в литературе – поэзию В.А. Жуковского, в живописи – творчество О.А. Кипренского (портрет Хвостовой, портрет А.С. Пушкина).
Новым явлением в художественной культуре рассматриваемого периода было появление реализма. В работе следует дать определение этого понятия, объяснить причины его появления. Затем нужно проиллюстрировать типичные черты критического реализма на примере литературы (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь «Мертвые души»), музыки (А.С. Даргомыжский «Русалка»), живописи (А.Г. Венецианов «Лето», «Захарка», П.А. Федотов «Вдовушка», «Сватовство майора»).
В заключение следует объяснить, почему культуру рассматриваемого периода называют «золотым веком» русской культуры.
Литература
1. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 1994. – С. 165–197.
2. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 124–139.
3. Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. – М., 1987. – С. 126–150.
4. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 171–223.
5. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. – М., 1970.
6. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – М., 1971. – С. 64–130.
7. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 157–180.
Тема 18. Русская культура второй половины Х1Х в.
План
1. Условия развития и характерные черты русской культуры.
2. Демократизация культуры.
3. Критический реализм в живописи. Передвижники.
Методические указания
Прежде всего нужно показать изменения в социально-экономической жизни страны под влиянием буржуазных реформ 60-70-х гг. Х1Х в. Далее необходимо отметить, что в это время традиционная религиозная культура все более уступает место культуре индустриального общества.
После этого нужно назвать и объяснить характерные черты русской культуры рассматриваемого периода: быстрые темпы развития, появление большого количества жанров в искусстве, утверждение в художественной культуре критического реализма как ведущего направления, открытость и восприимчивость к европейскому опыту, демократизация культуры.
Далее вышеназванные черты необходимо проиллюстрировать на примерах: образование (увеличение количества учебных заведений и демократизация состава учащихся); рост городов, в которых ведется в первую очередь гражданское строительство (банки, вокзалы, библиотеки и т.д.); стремление к правдивому отображению действительности скульпторов П. Клодта, М. Микешина, А. Опекушина, М. Антокольского; использование композиторами лучшего зарубежного опыта и традиций русского музыкального искусства (творчество композиторов «могучей кучки» (М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков), а также П. Чайковского).
Критический реализм, характерный для русской живописи рассматриваемого периода, наиболее ярко может быть проиллюстрирован на примере творчества художников-передвижников: И. Крамского, В. Перова, И. Репина, А. Саврасова, И. Шишкина, В. Сурикова, В. Верещагина и др.
В заключение необходимо аргументировать положение о том, что в Х1Х в. окончательно формируется русская национальная культура, и показать ее место и роль в мировом культурном процессе.
Литература
1. Демина Г.В. Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни общества // Вестник МГУ. Сер. 8. – 1996. – № 6. – С. 23–32.
2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 1994. – С. 198–234.
3. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 124–139.
4. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С. 224–257.
5. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – М., 1971. – С. 130–201.
6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т.1. – С.181–212.
Тема 19. Модернизм как явление художественной культуры
(на примерах европейской и российской живописи
конца XIX – начала XX в.)
План
1. Понятие «модернизм», предпосылки модернизма в искусстве.
2. Многообразие направлений модернизма в художественной культуре.
Методические указания
Прежде всего студент должен выделить значения термина «модернизм» и дать определение модернизму как явлению художественной культуры. Затем нужно перечислить особенности модернизма в искусстве. После этого необходимо раскрыть следующие предпосылки формирования модернизма в художественной культуре: внедрение в повседневную жизнь горожан достижений в областях науки и техники; замена ручного труда машинным; демократизация общественной жизни; распространение массовой культуры; господство рационализма, с одной стороны, и осознание многими деятелями культуры, что человек не контролирует самого себя и окружающий мир, – с другой.
Далее нужно рассказать о следующих направлениях модернизма в художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ в.: символизме, кубизме, футуризме, абстракционизме. Это предполагает выяснение того, когда и где зародилось то или иное направление, в каких видах искусства нашло своё отражение, кто его представлял, в чём состоит философская основа направления и его особенности. Каждое направление необходимо иллюстрировать примерами из европейской и российской живописи конца ХIХ – начала ХХ в.: М. Врубель «Демон сидящий» (символизм), П. Пикассо «Авиньонские девицы» (кубизм); А. Лентулов «Звон» (футуризм); В. Кандинский «Композиция № VII», К. Малевич «Черный квадрат» (абстракционизм).
В заключение необходимо сделать вывод о значении модернизма в искусстве конца ХIХ – начала ХХ в. для культуры всего ХХ столетия.
Литература
1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. Статьи: «Модернизм», «Кубизм», «Символизм», «Футуризм», «Абстракционизм». – С. 16, 42, 47–48, 64, 71–72.
2. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., М., 2004. – С. 506–513, 515–518.
3. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А.П. Садохина. – М., 2001. Статьи: «Абстракционизм», «Кубизм», «Модернизм», «Символизм». – С. 5–6, 196–197, 229, 334–336.
4. Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. Статьи: «Абстрактное искусство», «Кубизм», «Модернизм», «Символизм», «Футуризм». – С. 8–9, 201–203, 290–291, 409–417, 513–517.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 1998. – С. 511–520.
6. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 214–219, 222–224, 226–229, 235–237.
7. Мировая художественная культура / Под ред. проф. Б.А. Эренгросс. – М, 2001. – С. 371–382, 387–395, 408.