Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к контрольным работам для студентов заочного отделения игэу иваново 2005 (стр. 8 из 10)

8. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 – 1945. – М., 1991. – С. 111–116.

9. Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX – начала XX в. – М., 2001. – С. 52–54, 165–169, 195–203, 219–227.

10. Энциклопедия искусства ХХ века / Под ред. О.Б. Красновой. – М., 2003. Статьи: «Абстрактное искусство», «Кубизм», «Символизм», «Футуризм». – С. 8–11, 133–136, 276–281, 326–328.

Тема 20. «Серебряный век» русской культуры

(конец XIX – начало XX в.)

План

1. Модернизм как новое явление в искусстве рубежа веков: причины появления, характерные черты и направления.

2. Новые сюжеты, образы, методы в литературе.

3. Творчество художников-модернистов.

Методические указания

В начале работы следует кратко охарактеризовать условия развития России, которые повлияли на культуру: русско-японская и I мировая война; буржуазно-демократическая революция; образование политических партий; рост городов и изменение в образе жизни людей; усиление процесса взаимодействия российской и мировой науки и культуры и т.д.

После этого необходимо назвать характерные черты, которые приобретает культура под влиянием вышеназванных явлений. Это - широкое распространение экспериментаторства в науке, технике и искусстве; появление большого количества направлений в художественной культуре; усиление интереса к религии, собственной истории и культуре; открытость искусства рассматриваемого периода к культурному наследию всех времен и народов. Затем следует отметить, что новым явлением в художественной культуре рубежа веков было становление и развитие модернизма. После этого следует дать определение данного понятия.

Далее необходимо назвать и объяснить его характерные черты в литературе: эксперимент над ритмом, рифмой, появление новых течений в литературе (акмеизм – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам; футуризм – В. Хлебников, И. Северянин, молодой В. Маяковский; кубофутуризм – Д. Бурлюк, А. Белый).

Затем необходимо охарактеризовать творчество художников-авангардистов К. Малевича и В. Кандинского. Прежде всего, следует отметить, что для их живописи были характерны такие черты, как устремленность в будущее, абсолютизация свободы творческой личности и собственного мировосприятия, эксперимент с линией, цветом, объемом.

В заключение нужно показать место русской культуры рубежа веков в мировом культурном процессе.

Литература

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2 ч. –М., 2002. – Ч. 2. – С. 109–180.

2. Вагнер Г.К. В поисках истины: Религиозно-философские искания русских художников XIX – начала ХХ в. – М., 1993.

3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. – М., 1985.

4. Жолковский А.Н. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. – М., 1992.

5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 1993. – С. 235–280.

6. История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С.140–155.

7. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 270–281.

8. Никитич Л.А. Культурология. Теория, история, философия культуры: Учебник для студентов вузов. – М., 2005. – С. 474–495.

9. Петров-Стромский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. – М., 1999. – С.258–336.

10. Популярная история русской живописи / Под ред. Е.А. Коньковой. – М., 2002. – С. 406–472.

11. Поспелов Г.Г. Русское искусство начала ХХ века: Судьба и облик России. – М., 2000.

12. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999. Статьи: «Авангардное искусство», «Модернизм». – С. 12–14, 177–180.

13. Сарабьянов Д.С. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. – М., 2001.

14. Сарабьянов Г.Ю. Русские живописцы начала ХХ века. Новые направления. – Л., 1973.

15. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1890 – 1910-х гг. – М., 1988.

16. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 213–242.

17. Энциклопедия искусства ХХ века / Под ред. О.Б. Красновой. – М., 2003. – С. 8–15, 72–73, 110–113, 126–128, 133, 185–188.

Тема 21. Феномен советской культуры 1930-х – начала 50-х гг.

План

1. Условия развития и характерные черты советской культуры 1930-х – начала 1950-х гг.

2. Мифологизация и идеализация сюжетов и образов в произведениях искусства.

3. Иерархия ценностей, тем, жанров, сюжетов и образов в советском искусстве.

Искусство и идеология. М.,1992.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992.

Репрессированная наука. СПб, 1991.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.,1990.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.,1992.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993.

Арсланов В.Г. Ответы культуры на вызов времени: СССР. 30-е годы. Очерки. М.,1995.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М.,1994.

Искусство и идеология. М.,1992.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992.

Репрессированная наука. СПб, 1991.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М.,1990.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.,1992.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993.

Арсланов В.Г. Ответы культуры на вызов времени: СССР. 30-е годы. Очерки. М.,1995.

Методические указания

В начале работы следует кратко охарактеризовать социально-экономические, политические и культурные условия, влиявшие на развитие советской культуры. Это, прежде всего, установление политического режима коммунистической партии и культа личности ее вождя; ликвидация частной собственности на средства производства и создание социально-однородного государства, все классы и социальные группы которого формально, в соответствии с Конституцией СССР, имели равные права и обязанности; демократизация культуры. Далее следует назвать специфические особенности советской культуры. Это, в первую очередь, – унифицированный, мифологизированный и идеализированный подход к сюжетам и образам художественной культуры, а также существование четкой иерархии ценностей, образов, жанров и тем в литературе и искусстве. Раскрывая эту особенность, следует отметить, что первостепенная роль во всех видах искусства отводилась возвеличиванию образа вождя, а также человека – героя советской страны. Далее на конкретных примерах (кино – Г.Ф. Александров «Веселые ребята», «Кубанские казаки»; живопись – А.А. Пластов «Колхозный праздник», Т.Н. Яблонская «Хлеб»; архитектура – Б.В. Иофан, В.А. Щуко, С.Д. Меркулов «Проект Дворца Советов», И.В. Жолтовский «Жилой дом на Смоленской площади в г. Москве»; скульптура – В.И. Мухина «Крестьянка» и др.) необходимо проиллюстрировать присущий советскому искусству мифологизм.

Затем также на примерах (кино – С.Д. и Г.Н. Васильевы «Чапаев»; живопись – Б.В. Иогансон «Допрос коммунистов», К.Ф. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.»; архитектура – Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев «МГУ на Воробьевых горах», А.В. Щусев «Мавзолей В.И. Ленина»; скульптура – Н.А. Андреев «Ленин – вождь», В.И. Мухина «Рабочий и колхозница», М.Г. Манизер «Статуи на станции метро «Площадь революции»», Е.В. Вучетич «Воин освободитель» и др.) следует раскрыть вышеназванные черты советского искусства.В заключение следует сделать вывод о роли искусства в жизни советского общества и оценить этот этап в истории отечественной культуры.

Литература

1. Арсланов В.Г. Ответы культуры на вызов времени: СССР в 30-е гг.: Очерки. – М., 1995.

2. Бархин М.Г. Архитектура и город: Проблемы развития советского зодчества. – М., 1979.

3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник. В 2 ч. – М., 2002. – Ч. 2. – С. 280–338.

4. Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994.

5. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М., 1979. – С. 351–367.

6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 2003. – С. 281–342.

7. Искусство и идеология. – М., 1992.

8. История культуры России: Курс лекций для студентов негуманитарных специальностей. – М., 1993. – С. 156–172.

9. История русского и советского искусства: Учеб. пособие / Под ред Д.В. Сарабъянова. – М., 1989. – С. 272–326.

10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1994. – С. 272–312.

11. Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура. – М., 1990.

12. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 281–288.

13. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. – М., 1991.

14. Мировая художественная культура: Учеб. пособие \ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2001. – С. 438–445.

15. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999. – Статьи: «Миф», «Реализм», «Социалистический реализм». – С. 169–172, 252–255, 286–288.

16. Советская культура в реконструктивный период, 1928 – 1941. – М., 1988.

17. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 213–285.

18. Якимович А.К. Восстановление модернизма. Живопись 1940 – 60-х гг. на Западе и в России: Альбом. – М., 2001. – С. 22–25, 138–169.

Тема 22. Советское искусство 1960-х – 80-х гг.

План

1. Условия развития и характерные черты советского искусства 1960-х – 80-х гг.

2. Культурный эффект «оттепели».

3. Культурное «двоемирие» советского общества 1970-х – 80-х гг.

Методические указания

В начале работы студент должен кратко охарактеризовать особенности социально-экономического и политического развития СССР в рассматриваемый период. Далее необходимо разъяснить такие черты официальной советской культуры, как мифологизированный и идеализированный подход к сюжетам и образам художественной культуры, а также существование четкой иерархии ценностей, образов, жанров и тем в литературе и искусстве. Затем следует объяснить, что в связи с демократизацией общественной жизни, расширением контактов со странами Западной Европы в Советском Союзе наряду с официальным появилось и неформальное, неофициальное искусство.