Смекни!
smekni.com

Культурология методические указания к контрольным работам для студентов заочного отделения игэу иваново 2005 (стр. 9 из 10)

После этого следует выделить характерные черты художественной культуры середины 1950-х – середины 1960-х гг.: постановка проблем, жизненно важных для общества; появление новых жанров, направлений, тем. Все вышеперечисленные особенности культуры следует раскрыть на конкретных примерах литературы (В.Дудинцев «Не хлебом единым», Д.Гранин «Собственное мнение», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», А.Яшин «Рычаги»), живописи (новое направление, позже названное «суровым стилем» – П.Ф. Никонов «Наши будни», «Геологи», В.Е.Попков «Бригада отдыхает»), театра (В.П.Аксенов «Коллеги», Л.Зорин «Гости», В.Розов «Вечно живые»), кино (М.Калатозов «Летят журавли», С.Бондарчук «Судьба человека»), а также возродившейся бардовской песни, самиздата.

Затем необходимо объяснить причины появления такого явления в советской культуре 1960-х – 1980-х годов, как одновременное существование двух культур – культуры неофициальной (в первую очередь самиздат, тамиздат, андеграунд) и официальной (двоемирие культуры). После этого необходимо на конкретных примерах показать специфические черты художественных произведений, создаваемых в рамках официальной культуры: показ главным образом достижений советской страны, производственная тематика. Далее нужно назвать сюжеты, образы и попытаться объяснить символический, иносказательный язык произведений так называемой неофициальной культуры. Для анализа можно взять на выбор несколько (2-3) произведений, к примеру: фильмы А. Тарковского «Зеркало» и К. Муратовой «Короткие встречи»; стихи И. Бродского, А. Галича, Н. Коржавина; живопись М. Шемякина; песни Б. Окуджавы и В. Высоцкого.

В заключение необходимо дать оценку советской культуры в 1960-х – 80-х гг.

Литература

1. Бархин М.Г. Архитектура и город: Проблемы развития советского зодчества. – М., 1979.

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. – М., 2002. – Т. 2. – С. 339–370.

3. Брусиловская Л. «Московский Бродвей», «джаз на костях», «пожар в джунглях» // Родина. – 1998. – № 8. – С. 26–31.

4. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М., 1979. – С. 368–387.

5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. – М., 2003. – С. 355–385.

6. Искусство и идеология. – М., 1992.

7. История русского советского искусства. – М., 1989. – С. 397–429.

8. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 288–290.

9. Никитич Л.А. Культурология. Теория, история, философия культуры: Учебник для студентов вызов. – М., 2005. – С. 487–496.

10. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999. Статья «Концептуализм». – С. 137–142.

11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: Учеб. пособие. – М., 1998. – С. 330–361.

Тема 23. Массовая и элитарная культура в ХХ в.

План

1. Массовая культура: понятие, факторы распространения, функции.

2. Элитарная культура как антипод массовой.

Методические указания

В начале работы студент должен кратко ответить на вопрос, что такое «массовая культура». Затем необходимо установить, когда она возникла и какова её роль в ХХ в.

Далее нужно выяснить, как развитие индустрии и формирование общемировых экономических, политических и культурных связей повлияло на распространение массовой культуры в изучаемом столетии. Затем следует раскрыть такую предпосылку этого процесса, как развитие средств массовой информации.

Далее необходимо перечислить направления массовой культуры и привести примеры, иллюстрирующие каждое из них.

Затем следует назвать основные черты массовой культуры и раскрыть их на нескольких примерах (современное кино, телевизионные передачи, литература, музыка, реклама и т.п.).

После этого нужно объяснить следующие функции массовой культуры: адаптировать транслируемую информацию; управлять сознанием масс; осуществлять социализацию личности; снимать избыточное психическое напряжение и проблему самостоятельного выбора.

Затем необходимо дать определение понятию «элитарная культура», выяснить, когда она появилась, привести её краткую характеристику и примеры элитарных произведений ХХ в. После этого нужно раскрыть следующие функции элитарной культуры: творческую, высмеивание и обличение массовой культуры.

В заключение необходимо обратить внимание на сложившуюся во второй половине ХХ в. тенденцию взаимопроникновения массовой и элитарной культур и привести соотвествующие примеры (скажем, один и тот же фильм по форме может быть произведением массовой культуры, а по содержанию – элитарной).

Литература

1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. Статья «Массовая культура». – С. 43–44.

2. Гофман А.Б. О культуре массовой и немассовой // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 53–58.

3. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс: Учеб. пособие. – М., 2001. – С. 190–205.

4. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. – М., 2002. – С. 173–175, 177–179.

5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М., 2001. Статьи: «Массовая культура», «Элитарная культура». – С. 335–336, 647–648.

6. Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997. – С. 554–560.

7. Тартаковская И.Н. Феномен бестселлеров и массовая культура // Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 408–417.

8. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 138–148.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века: Учеб. пособие. – М., 1993.

2. Белик А.А. Культурология. Антропология теории: Учеб. пособие. – М., 1998.

3. Березовая Л.Г. История русской культуры: Учебник для вузов. В 2 ч. – М., 2002.

4. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры. Учеб.пособие. – Иваново, 1999.

5. Введение в культурологию: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1996.

6. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2002.

7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учеб. пособие. – М., 1998.

8. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – Любое изд.

9. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие. – М., 1994.

10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. – М., 1987.

11. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие. – М., 1998.

12. Запад и Восток: традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993.

13. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990.

14. История и культурология: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000.

15. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник. – М., 1998.

16. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

17. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870 – 1917): Учеб. пособие. – М., 1987.

18. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. – М., 2002.

19. Котлова Т.Б. и др. История отечественной культуры. – Иваново, 1994.

20. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Богдасарьян. – М., 2004.

21. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 2002.

22. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. / Под ред. А.Н. Марковой. – М., 1998.

23. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., Екатеринбург, 2003.

24. Михайлов А.В. Языки культуры: Учеб пособие. – М., 1997.

25. Океанский В.П. Метафизика культуры: проблемы теории и истории: Учеб.-метод., библиограф. и справочное пособие. – Иваново, 1998.

26. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М., 1997.

27. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1999.

28. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие. – М., 2001.

29. Попов Б.Н. Культурология: Учебник. – М., 2000.

30. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. – Любое изд.

31. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию: Учебник. – М., 2003.

32. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Под. ред. А.А. Радугина – М., 1998.

33. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие. – М., 2002.

Словари и энциклопедии

1. Аронов А.А. Вклад России в мировую культуру: Библиографический энциклопедический словарь. – М., 2002.

2. Библейская энциклопедия. – Любое изд.

3. Бурак А.Л. Россия: Cultural Guide to Russia: русско-английский культурологический словарь. – М., 2002.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. – СПб, 1998.

5. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Учеб. пособие. – М., 2001.

6. Гутнов А. Мир архитектуры. Язык архитектуры. – М., 1985.

7. Ильин И. Постмодернизм: Словарь терминов. – М., 2000.

8. История Древнего мира: Словарь мифологии и древностей. – М., 1999.

9. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М., 2001

10. Культурология. ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.

11. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. – СПб., 1998.

12. Лисовский И.П. Художественная культура: термины, понятия, значения: – Словарь-справочник. – М., 2002.

13. Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск, 2002.

14. Мифологический словарь. – Любое изд.

15. Новая философская энциклопедия. – В 4 т. – М., 2001.

16. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика: Опыт словаря. – М., 1989.

17. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. – М., 1999.

18. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. – М., 2001.

19. Тимофеев М.Ю. Россия: Независимый проект: Ключевые понятия, образы, символы. – Иваново, 2000.

20. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь: Учеб. пособие. – М., 2003.

21. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-н/Д., 1997.

22. Шейнина Е.Г. Энциклопедия символов. – М., 2003.

23. Эмблемы и символы. – М., 1998.

24. Энциклопедия символов, эмблем и знаков. – Любое изд.