Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный энергетический университет имени
В.И. Ленина»
Кафедра отечественной истории и культуры
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
методические указания к контрольным работам
для студентов заочного отделения ИГЭУ
Иваново 2005
Составители: Г.А. Будник,
А.М. Добрынина
Редакторы: О.Е. Богородская,
Т.Б. Котлова
Представлены темы, планы, опорные конспекты, списки литературы и вопросы к зачету по культурологии для студентов заочного отделения ИГЭУ.
Составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом по культурологии для студентов технических вузов.
Утверждены цикловой методической комиссией ФЭУ.
РЕЦЕНЗЕНТ
кафедра отечественной истории и культуры ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
методические указания к контрольным работам
для студентов заочного отделения ИГЭУ
Составители: Будник Галина Анатольевна
Добрынина Анна Михайловна
Лицензия ЛР № …. Подписано в печать … Формат А5.
Печать плоская. Усл. печ. л. 2,8. Тираж 250 экз. Заказ №
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет
имени В.И. Ленина».
Отпечатано в РИО ИГЭУ,
153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34.
Цель написания контрольных работ
Выполнение контрольной работы является составной частью изучения курса «Культурология». Написание контрольной работы имеет большое практическое значение, так как:
1) студент в процессе выполнения работы должен углубленно изучить одну из тем курса;
2) сознательное письменное изложение материала по одной из тем дает представление о логике изложения материала по другим темам курса;
3) выполнение контрольной работы развивает такие практические навыки, как умение самостоятельно работать, критически оценивать материал, правильно цитировать литературу, делать несложные теоретические выводы и т.д.
Контрольная работа выполняется в ученической тетради или на листах формата А4, страницы которых нумеруются; оставляются поля для замечаний рецензента.
На обложке тетради (первом листе формата А4) указывается фамилия, инициалы, номер студенческого билета, домашний адрес. На первой странице тетради (втором листе формата А4) пишется тема и план контрольной работы.
В конце работы приводится список использованной литературы, ставятся подпись и дата исполнения работы.
Цитаты из литературы заключаются в кавычки, в подстрочных замечаниях указывается источник.
Выбор темы контрольной работы определяется последней цифрой номера студенческого билета (или двумя последними, если номер оканчивается на «0»). Например: номер билета 1365, то есть последняя цифра – 5, следовательно, студент имеет право взять на выбор одну из тем в методическом пособии - либо 5, либо 15, либо 25.
Алгоритм подготовки контрольной работы
После выбора темы контрольной работы нужно:
· изучить предложенный в методическом пособии план и учебно-методические рекомендации к ее написанию;
· внимательно прочитать 2-3 учебных пособия (смотри список учебной литературы в конце методического пособия) и на их материале уяснить суть выбранной для контрольной работы темы;
· выписать непонятные термины и найти их объяснение в специальных словарях и энциклопедиях (смотри список литературы в конце методического пособия);
· в соответствии с планом выбрать книги, в которых наиболее полно раскрывается тема, и приступить к написанию работы.
Содержание контрольной работы
Контрольная работа по культурологии должна включать в себя:
· систематизированное изложение материала по всем вопросам, включенным в данную тему;
· объяснение культурологических понятий;
· конкретные примеры из истории культуры, подкрепляющие сделанные вами выводы.
Контрольная работа начинается с введения, в котором дается обзор использованной литературы, и заканчивается заключением, в котором делаются выводы по теме. В конце работы прилагается список использованной литературы.
После выполнения контрольной работы со студентом проводится собеседование. Оно проходит во время консультаций или учебно-экзаменационной сессии. Во время собеседования студент может пользоваться своей работой. Результат проведенного собеседования (зачтено, не зачтено) вносится в экзаменационную ведомость. Студент, не прошедший собеседования или получивший за контрольную работу оценку «неудовлетворительно», не допускается к зачету.
ТЕМЫ, ПЛАНЫ, СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
1. Проблема определения культуры. Культура мировая, национальная, доминирующая, субкультура, контркультура.
2. Структура и функции культуры.
Сначала студент должен определить, когда и где появилось слово «культура», и что первоначально оно означало. Далее необходимо проследить, в каких значениях употреблялось это слово в истории (в античные времена, эпоху Возрождения, Новое время). Затем следует объяснить, почему сегодня существует проблема в определении культуры. После этого нужно дать характеристику антропологическому, социологическому и философскому подходам к истолкованию понятия «культура». Каждый подход необходимо проиллюстрировать одним-двумя определениями культуры.
Далее следует объяснить, что такое культура мировая, национальная, доминирующая, субкультура, контркультура, и привести примеры.
После этого, выяснив, что такое структура культуры, студент должен дать характеристику таким компонентам последней, как материальная и духовная культуры. Затем необходимо на примерах показать, что обе части культуры тесно взаимосвязаны друг с другом.
Далее следует раскрыть функции культуры: познавательную, информативную, коммуникативную и др. Это предполагает иллюстрирование каждой функции примерами.
Литература
1. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей // А.И. Кравченко. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2000. – С. 265 – 275.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. – М., 2002. – С. 21 – 32.
3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М., 2001. Статьи: «Духовная культура», «Контркультура», «Культура», «Материальная культура», «Субкультура». – С. 158, 256 – 257, 270 – 271, 336, 557.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 1998. – С. 12 – 16, 18 – 19.
5. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. – М., 1992. – С. 4 – 8.
6. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 9 – 19, 38 – 40.
7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., Екатеринбург, 2002. Статья «Субкультуры». – С. 152.
Тема 2. Культура и цивилизация в концепциях
Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби
План
1. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.
2. Система взглядов на культуру и цивилизацию О. Шпенглера.
3. Культура, цивилизация и закон «Вызов-Ответ» в концепции А. Тойнби.
Методические указания
В начале работы студент должен объяснить, почему важно изучать различные культурологические концепции.
Затем следует привести краткие сведения о Н.Я. Данилевском как учёном. Далее необходимо изложить его концепцию «культурно-исторических типов». При этом нужно обратить внимание на следующие вопросы:
• Существует ли, по мнению Н.Я. Данилевского, единая мировая культура?
• Что такое «культурно-исторический тип»?
• Какие культурно-исторические типы выделял исследователь, как они, по его мнению, сосуществуют и развиваются?
• Каковы направления деятельности культурно-исторических типов?
• Что такое «четырёхосновная культура»?
Далее следует кратко рассказать о О. Шпенглере как учёном, после чего нужно раскрыть его взгляды на культуру и цивилизацию. При этом необходимо уделить внимание следующим вопросам:
• Существует ли, по мысли философа, общечеловеческая культура?
• Что такое «душа культуры»?
• В чём состоит своеобразие фаустовского типа культуры?
• Каким образом развивается каждая из культур, как они сосуществуют?
• Что О. Шпенглер понимал под цивилизацией?
Затем, приведя краткие сведения о научной деятельности А. Тойнби, нужно осветить его культурологические взгляды. При этом важными моментами являются следующие:
• Что историк понимал под культурой и что – под цивилизацией?
• Какие цивилизации он выделял в современном ему мире?
• Возможно ли, по его мнению, их объединение?
• Каковы фазы исторического существования цивилизаций?
• Что лежит в основе культуры?
• От чего зависит, пройдёт ли цивилизация все выделенные учёным стадии (закон «Вызов-Ответ»)?
В заключение следует определить, что общего в концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и в чём состоит значение их трудов.
Литература
1. Богородская О.Е., Котлова Т.Б. История и теория культуры: Учеб. пособие. – Иваново, 1999. – С. 6 – 8.
2. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 26–31, 41–43.
3. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2004. – С. 68–72.