Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История античной литературы» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Ростов-на-Дону (стр. 2 из 9)

Основной проблемой литературы становится проблема человека и его задач в обществе равных ему людей, проблема выбора своего пути, этического самоопределения и моральной ответственности за сво­бодно принятое решение. Активное осмысление данной проблемы принадлежит трагедии Эсхила, Еврипида и комедии Аристофана.

Имена трех великих трагиков Греции знаменуют этапы в разви­тии аттической трагедии и в истории афинской демократии.

Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии. Для его произведений характерна убежденность в прогрессивности принятых афинским государством законов, отсутствие углубленной индиви­дуальной характеристики персонажей, которые являются представителями нравственных (Орест) и даже космических сил (Прометей), малая динамичность сюжета и торжественный, «дифирамбический» стиль.

Софокл - поэт эпохи высшего расцвета, "эпохи Перикла". В его трагедии все внимание обращено на изображение человека, его реше­ний, поступков, борьбы. По словам Гегеля, герои Софокла воплощают «право бодрствующего сознания», право деяния. Софокл модернизировал трагедию: ввел третьего актера, сократил партии хора, нашел гармоническое соотношение между отдельными частями композиции.

Еврипид принадлежит эпохе кризиса полисной идеологии, эпохе Пелопоннесской войны (431 - 404 гг.). В творчестве Еврипида нашла свое отражение критика мифологической системы, института рабства, традиционных государственных и семейных устоев. Еврипида отличал интерес к внутреннему миру человека, стремление изобразить человека реального с его личными стремлениями и страстями.

В конце V - начале IV в. до н.э. развивается проза. Устанавли­ваются три основных направления - историография (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), красноречие (Лисий, Исократ, Демосфен), философский диалог (школа Сократа, Платон).

Особое место в истории античной культуры принадлежит ученику Платона Аристотелю, автору сочинений по различным облас­тям знания, в том числе и трактата «О поэтическом искусстве». В нем исследовались вопросы эстетики и теории искусства, принципы худо­жественной оценки, происхождения и особенности композиции траге­дии и эпоса.

Студенту необходимо ознакомиться с одним из диалогов Плато­на («Пир», «Федон», «Федр»), а также глубоко и всесторонне изучить «Поэтику» Аристотеля.

Литература

Аристотель. Поэтика// Аристотель и античная литература. – М., 1978.

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1984.

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки // Аристофан. Комедии. – М.,
1986. – Т. 1-2.

Гончарова Т. Еврипид. – М., 1984.

Еврипид. Медея. Ифигения в Авлиде. Ипполит // Еврипид. Траге­дии. – М., 1980. – Т. 2.

Каллистов Д.П. Античный театр. – Л., 1970.

Лосев А.Ф. Эрос у Платона// А.Ф. Лосев. Философия. Мифология.
Культура. – М., 1991. – С. 188-208.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. – М., 1977.

Федон. Пир. Федр. Апология Сократа // Платон. Соч. в 3-х т. – М.,
1968-1971.

Ярхо В.Н. Аристофан и его комедии // Аристофан. Избранные коме­дии. – М., 1974. Вступ. ст. – С. 5-27.

Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Комедия. – М., 2002.

3 Эллинистическо-римский период

При изучении данного периода предлагается уделить внимание исторической составляющей, поскольку события, изменившие мир, стали своего рода эмблемой человеческого гения – гения Александра Македонского. Заслуживает внимание и принципиально новая и активно развивающаяся жанровая система – для осмысления всего этого студенту предлагается вдумчиво проработать рекомендованные художественные тексты и монографические исследования, изучить синхронистическую таблицу развитие греческого мира.

Битва при Херонее (338 г.), установившая в Греции македонское господство и завоевание Персии Александром Македонским (334 - 330 гг.) открывают новую страницу греческой истории.

Огромная держава, созданная Александром, распалась после его смерти и была поделена между македонскими полководцами. Образовался ряд новых государств-монархий: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов) и др. Государства эти, в которых про­исходило скрещение восточных и греческих элементов, принято назы­вать эллинистическими. В них значительно меняется социально-политический и психологический статус человека: материальный уро­вень его жизни резко повышается, но человек перестает чувствовать себя гражданином, хозяином своей судьбы и окружающего мира - он становится подданным монарха. Указанные изменения находят свое отражение во влиятельнейших философских системах эпохи - эпику­рействе и стоицизме.

Искусство и литература существенно меняются в эпоху эллинизма. Небывалой высоты достигает книжная культура, а важнейшими культурными центрами становятся библиотеки (Александрийская, Пергамская). В целом для литературы эллинизма характерны следующие черты:

1. Космополитизм - следствие невиданного расширения горизонта греческой публики.

2. Элитарность, выразившаяся в ориентации литературы на высокообразованную часть публики.

3. Разрыв с традицией.

В Александрии, столице Птолемеев и новом культурном центре Греции, развивается поэзия. Александрийские поэты свободно экспе­риментируют, выбирая малые поэтические формы - элегию, послание, дидактическую поэму, создают новые, например, малый эпос - эпиллий (Каллимах), буколику (Феокрит).

Существенные изменения претерпевает комедия: на смену поли­тическим темам Аристофана приходят бытовые, на смену публи­цистической агитации - моральное поучение, фантастическим сюжетам - характеры и ситуации современной жизни. Лучшим мастером новой комедии считается афинянин Менандр (342 - 293 гг.).

II и 1 вв. до н.э. - период экспансии Рима на восток, в Грецию и страны эллинизма - отмечен социально-политическим, экономическим и культурным упадком.

Для этого периода характерно развитие прозы: красноречия (риторические трактаты Дионисия Геликарнасского), историография (сочинения Плутарха), романа (Харитон, Лонг, Ахилл Татий). Основ­ное внимание студенту следует уделить изучению особенностей сюжетостроения и композиции античного романа.

Особое место в поздней греческой литературе принадлежит Лукиану (120-180 гг.), в творчестве которого переосмысливаются и пароди­руются традиционные идеологические и стилистические каноны. Ра­ционалистическое высмеивание старинной мифологии в «Разговорах богов» и «Морских разговорах», критика философского догматизма и всевозможных суеверий в «менипповых» произведениях Лукиана ока­зали значительное воздействие на гуманистическую сатиру Возрожде­ния и Просвещения.

Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. – М., 1975. Главы:
греческий роман. – С. 236-296. Эпос и роман. – С. 447-483.

Бонар А. Греческая цивилизация. В 2-х т. – Ростов-на-Дону, 1994. – Т.2.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. – М., 1979.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – М., 1961-1964. – Т. 1-3.

Татий. Лонг. Петроний. Апулей. – М., 1963.

Синхронистическая таблица: развитие греческого мира

Исторические

события

Даты

(гг. до н.э.)

Литература,

искусство, культура

2600 - 1150 Крито-микенская культура. Кносский дворец. Культурная гегемония Микен. «Львиные ворота» в Микенах. «Гробница Агамемнона».
Троянская война. Ок. 1200
Гомеровская эпоха. 1000 – 750
Ок. 800 Возникновение алфавита. Завершение «Илиады».
Ок. 700 Завершение «Одиссеи».
Ок. 700 - 650 «Труды и дни» Гесиода. Начало лирики. Архилох. Тиртей.
Формирование в Греции рабовладельческого государства и общества. Становление полисной системы. 600 - 500
Реформы Солона. Ок. 590 Солон: элегии
520 - 440 Алкей, Сапфо: сольная лирика. Анакреонт: песни. Пиндар: оды.
Возвышение Афин. 600 - 400 Классическая литература и культура.
Реформы Клисфена. 509 - 507 Строительство на Акрополе: Парфенон, Эрехтейон, Одеон, Пропилеи. Укрепление Афин и морского порта Пирей. Расцвет театра. Скульптуры Фидия.
Греко-персидские войны. 500 – 449
525 - 456 Эсхил: трагедии.
496 – 406 Софокл: трагедии.
Битва при Саламине. 480
480 - 406 Эврипид: трагедии.
480 - 425 Геродот «История».
Битва при Платеях 479
Создание Афинского Морского союза.
468 Софокл берет верх в состязаниях драматургов над Эсхилом. Отъезд Эсхила в Сицилию.
Активная деятельность Перикла. 460 - 429
450 - 400 Проповедь софистов
460 - 396 Фукидид: «История Пелопонесской войны».
446 - 388 Аристофан: комедии
470 - 399 Сократ: философия
Пелопонесская война. 431 - 404 Деятельность риторов (Лисий, Горгий).
Архидамова война. 431 - 421 Антивоенные комедии Аристофана (446 - 388) («Лисистрата», «Ахарняне», «Мир»).
Сицилийская экспедиция. 415
Олигархический переворот. 411 Поздние трагедии Софокла (трилогия об Эдипе).
Победа афинян при Аргинуэзских островах 406 Поздние трагедии Эврипида («Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде»). Смерть Эврипида и Софокла. «Лягушки» Аристофана.
Победа спартанцев при Эгоспотамах. 405
Поражение афинян в войне со Спартой 404
Ок. 400 Философ Демокрит. Врач Гиппократ.
399 Смерть Сократа.
427 - 327 Платон: философские сочинения.
387 Платон основал Академию
2-й Афинский Морской союз. 378
Возвышение Македонии. 360 - 340 Скульпторы Скопас и Пракситель. Аристотель (384 - 322): философские труды. Ораторская деятельность Демосфена (384 - 322). Выступления против Филиппа; «филиппики».
Битва при Херонее. 338
Смерть Филиппа. Царем становится Александр Македонский. 336
343 - 330 Полемика Демосфена с Эсхином
Закрепление македонской гегемонии в Греции (разрушение Фив, покорение Афин, верховенство в Коринфском союзе). 336 - 334
334 Основание Ликея
Завоевательные походы Александра Македонского. 334 - 323
Битва при Гранике. Освобождение греческих городов в Малой Азии. 333
Битва при Иссе. Завоевание Финикии. Взятие Тира. Поход в Египет. 332
Основание Александрии. Обожествление Александра. Поход в Месопотамию. 331
Покорение Средней Азии. 329
Поход в Индию. 327 - 326
Смерть Александра. 323
Борьба за власть между его полководцами. 322 Гибель Демосфена.
321 Начало «новоаттической» комедии (Менандр. 342 - 292)
Афины под властью олигархов. Македонское влияние в Афинах. 317 - 307 Скульптор Лисипп. Художник Апеллес.
300 Начало формирования эллинистичес- кой культуры и литературы.
306 Начало эпикурейской философии.
294 Начало стоической (Зенон) философии. Развитие науки. Геометрия Евклида.
280 - 220 Александрийская библиотека и Музей. Развитие александрийской поэзии. Новые поэтические формы(эпиллий, идиллия, мимиямб).
310 - 245 Каллимах: гимны, «Начала».
305 - 240 Феокрит: идиллии.
290 - 215 Аполлоний Родосский: «Аргонавтика». Герод: мимы
Рим покоряет Грецию, которая превращается в Римскую провинцию Ахайя. 146
Переход в Риме к империи. Начало христианства. 30
Династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев. 1 в. н. э.

«Греческое Возрождение». Философ Эпиктет. Ритор Дион Хрисостом. Историк Иосиф Флавий. Плутарх (46 - 120): «Сравнительные жизнеописа-ния», «Моральные» трактаты. Лукиан (125 - 180): диалоги, сатира.

Династия Антонионов (Адриан, Пий, Марк Аврелий,Комод). 2 - 4 в. н. э. Греческий любовно-авантюрный роман. Харитон (1 – 2 в.): «Повесть о любви Херея и Каллирои». Лонг (2 – 3 в.): «Дафнис и Хлоя». Гелиодор (3 – 4 в.): «Эфиопика».
Христианская империя. 313
Эдикт о веротерпимости. 325