Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. – М., 1975. Главы:
Греческий роман. – С. 236-296. Эпос и роман. – С. 447-483.
Художественные тексты
1 Александрийская поэзия. Феокрит. Каллимах.
2 Апулей. Золотой осел.
3 Аристотель. Поэтика.
4 Аристофан. Всадники, Облака, Лягушки.
5 Вергилий. Буколики, Георгики, Энеида.
6 Гесиод. Труды и дни (по хрестоматии).
7 Гомер. Илиада, Одиссея.
8 Гораций. Оды, сатиры, Послание к Писонам.
9 Еврипид. Медея, Ифигения в Авлиде.
10 Катулл. Лирика.
11 Лирика VII-VI вв. до н.э.: Архилох, Тиртей, Солон, Анакреонт, Алкей, Сапфо, Пиндар (по хрестоматии).
12 Лонг. Дафнис и Хлоя.
13 Лукиан. Прометей, или Кавказ, Разговоры богов (по хрестоматии).
14 Лукреций Кар. О природе вещей.
15 Менандр. Третейский суд (по хрестоматии).
16 Народное творчество (по хрестоматии).
17 Овидий. Песни любви, Метаморфозы, Печальные элегии.
18 Плавт. Кубышка.
19 Сенека. Федра.
20 Софокл. Эдип-царь, Антигона.
21 Теренций. Братья.
22 Цицерон. Речи против Катилины, Об ораторе (по хрестоматии).
23 Эсхил. Прометей прикованный, Орестея.
24 Платон. Пир, Федон, Федр.
25 Ювенал. Сатиры (по хрестоматии).
Учебники и учебные пособия
Гиленсон Б.А. Античная литература. Древняя Греция. – М., 2001.
История древней Греции / Под редакцией В.И.Кузищина. – М.: Высшая школа, 1986.
История эстетической мысли. – М.: Искусство,1985. – Т.1.
Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – М., 1975.
Лосев А.Ф. Античная литература. – М: ЧеРо, 2005.
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М., 1980-1982.
Никола М.И. Античная литература. Учебное пособие. Практикум. – М., 2001.
Садовская И.Г. Мифология. – Ростов-на-Дону, 2006.
Тронский И.М. История античной литературы. – М., 1983.
Хрестоматия по античной литературе /Под редакцией Дератани. В 2-х т. – М., 1959, 1980.
Чистякова Н.Ф., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1972.
Дополнительная литература
Альбрехт Михаэль фон. История римской литературы / Пер. А.И.Любжина. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 2002. – Т.1.; Т.2 – 2004; Т.3 – 2005.
Арский Ф. Перикл// ЖЗЛ. – М., 1971.
Бонар А. Греческая цивилизация. В 2-х т. – Ростов-на-Дону, 1994.
Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. – М., 1989.
Гаспаров МЛ. Избранные труды. В 2-х т. – М., 1997. (статьи о Катулле, Пиндаре и др.)
Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. – Ростов-на-Дону, 1997.
Древнегреческая литературная критика. – М., 1975.
Дюрант В. Жизнь Греции. – М., 1997.
Дюрант В. Цезарь и Христос. – М., 1995.
История древнего мира в художественно-исторических образах. – М.: Просвещение, 1968.
Каллистов Л. Античный театр. – М., 1970.
Кравчук А. Закат Птолемеев. – М., 1973.
Культура древнего Рима. В 2-х т. – М.: Наука, 1985.
Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.
Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. – М., 1979.
Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1996.
Ораторы Греции. – М.: Художественная литература, 1985.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. – М., 1961-1964.
Полякова С.В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. – М., 1968.
Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.
Радциг С. Введение в классическую филологию. – М.: Изд-во МГУ, 1965.
Сахарный Н. Гомеровский эпос. – М., 1976.
Светоний. Жизнь 12-ти Цезарей. – М., 1966.
Утченко С. Древний мир. – М., 1969.
Утченко С. Цицерон и его время. – М., 1972.
Утченко С. Юлий Цезарь. – М., 1976.
Федоров Н. Греческая лирика. – М., 1963.
Федоров Н. Греческая трагедия. – М., 1960.
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. – М., 1986.
Шталь И.В. Одиссея - героическая поэма странствий. – М., 1978.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Ярхо Н.Н. У истоков европейской комедии. – М., 1979.
ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» (34 ЧАСА)
Тема 1
Греческая мифология (4 часа)
1. Понятие «мифология»: определение, отличие мифа от сказки, исторического повествования, поэзии и религии. (При подготовке этого
вопроса необходимо ознакомиться с работой А.Ф.Лосева «Диалектика
мифа»).
2. Этапы развития греческой мифологии. Хтонический период.
3. Принцип организации Олимпа и его обитатели. Культ красоты и
гармонии мира.
4. Герой и его судьба (Персей, Геракл, Тезей, Ясон).
5. Структура и идейно-художественное своеобразие легенды (привести
примеры).
6. Греческие мифы об искусстве.
Сделать мифологический словарь, включающий имена основных греческих и римских богов.
Литература
Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – М., 1975 или любое издание.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // А.Ф Лосев Философия, мифология,
культура. – М., 1991. – С. 21-186.
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М., 1980-1982.
Садовская И.Г. Мифология. – Ростов-на-Дону, 2006.
Тема 2
гомеровский эпос (4 часа)
Занятие 1
Идейно- художественное своеобразие «Илиады» Гомера
1. Особенности сюжетостроения и композиции «Илиады».
2. Концепция героя в эпосе: Ахилл - Гектор, Менелай - Парис и др.
3. Принцип описания поединков в «Илиаде» (проанализировать главу
«Подвиги Диамеда»).
4. Особенности изображения богов в гомеровских поэмах.
5. Предметы быта и материальной культуры в гомеровских поэмах.
Сделать конспект монографии Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Занятие 2
Идейно-художественное своеобразие «Одиссеи» Гомера
1. Своеобразие сюжетосложения и композиции «Одиссеи».
2. Феномен образа Одиссея и способы раскрытия его характера.
Значение образа Одиссея для европейской культуры.
3. Женские образы гомеровского эпоса: Елена, Андромаха, Пенелопа,
Навсикая.
4. Споры о психологизме гомеровского эпоса.
5. Предметы быта и материальной культуры в гомеровском эпосе.
6. Эпитеты, метафоры, сравнения и их роль в создании образа героя.
Сделать конспект монографии Шталь И.В. Одиссея – героическая поэма странствий. – М., 1978.
Литература
Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1996.
Сахарный Н. Гомеровский эпос. – М., 1976.
Шталь И.В. Одиссея – героическая поэма странствий. – М., 1978.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика. – М., 2001.
Тема 3
Греческая трагедия
Занятие 1
Творчество Софокла (2часа)
1. Аристотель о художественном принципе Софокла.
2. «Эдип – царь» Софокла: трагедия рока или утверждение права бодрствующего сознания?
3. Образ Эдипа: гимн человеку или ответ софистам? Почему Софокл
продолжает его историю в трагедии «Эдип в Колоне»?
4. Антигона - защитница родовой чести или нарушительница государственных законов? Гегель об образе Антигоны.
5. Роль хора в трагедиях Софокла.
6. Значение творчества Софокла. Можно ли назвать его самым гармоничным греческим драматургом?
Начать подготовку конспекта монографии Федорова Н.А. Греческая трагедия. – М., 1960.
Занятие 2
Творчество Еврипида (2часа)
1. Аристотель об основном художественном принципе Еврипида.
2. Основной конфликт трагедии Еврипида «Медея».
3. В чем источник трагического у героинь Еврипида (Медея, Федра)?
4. Роль богов и способ их изображения в трагедиях Еврипида.
5. Значение творчества Еврипида. Можно ли говорить об Еврипиде
как о первом драматурге-психологе?
Закончить конспект монографии Федорова Н.А. Греческая трагедия. – М., 1960.
Литература
Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1984.
Гончарова Т. Еврипид. – М., 1984.
Еврипид. Медея. Ифигения в Авлиде. Ипполит // Еврипид. Трагедии. – М., 1980. – Т. 2.
Каллистов Д.П. Античный театр. – Л., 1970.
Софокл. Эдип - царь. Эдип в Колоне. Антигона // Софокл. Трагедии. – М., 1979.
Федоров Н.А. Греческая трагедия. – М., 1960.
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М., 1978.
Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. – М., 2000.
Тема 4
Древнегреческая комедия (4часа)
1. Происхождение комедии и ее место в эллинской культуре.
2. Тематика комедий Аристофана.
3. Образ Сократа в «Облаках».
4. Образ народа и его коренного представителя - афинского крестьянина - в комедиях Аристофана.
5. Особенности сюжетостроения и композиции комедии «Лягушки».
6. Спор о современном искусстве и эстетические пристрастия Аристофана в комедии «Лягушки».
Сделать конспект статьи Ярхо В. Аристофан и его комедии. - Аристофан. Избранные комедии. – М., 1974. Вступ. ст. – С. 5-27.
Литература
Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки //Аристофан. Комедии. В 2-х т. – М., 1986.
Ярхо В.Н. Аристофан и его комедии // Аристофан. Избранные комедии. – М., 1974. Вступ. ст. – С. 5-27.
Ярхо В.Н. Древнегреческая литература. Комедия. – М., 2002.
Тема 5
Афинская проза (4часа)
1. Жанр сократического диалога в творчестве Платона.
2. Концепции Эрота в диалоге «Пир» и способы ее реализации.
3. Мифология в диалогах Платона «Пир» и «Федр».
4. Анализ платоновского диалога «Пир» в работе А.ФЛосева «Эрос у
Платона».