5. Образ Сократа в диалогах Платона «Апология Сократа» и «Пир».
Литература
Лосев А.Ф. Эрос у Платона // А.Ф. Лосев Философия. Мифология.
Культура. – М., 1991. – С. 188-208.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. – М., 1977.
Федон. Пир. Федр. Апология Сократа // Платон. Соч. в 3-х т. – М.,
1968-1971.
1. Сделать конспект статьи Лосева А.Ф. «Эрос у Платона».
2. Сделать конспект «Поэтики» Аристотеля.
Тема 6
Римская поэзия (6часов)
Занятие 1
Творчество Вергилия (2часа)
1. Жанровые черты идиллий Вергилия и Феокрита.
2. Аркадия Вергилия и ее обитатели (характеристика 1,4 и 6 эклоги).
3. Композиция «Энеиды» и гомеровские поэмы.
4. Образ Энея: трагедия долга во имя великого будущего Рима.
5. Психологизм «Энеиды» в изображении героев (Дидона, Андромаха,
Турн).
6. Значение творчества Вергилия. Вергилий - пророк и маг.
Сделать конспект монографии Моревой-Вулих В.Н Римский классицизм: творчество Вергилия
Занятие 2
Творчество Горация и Овидия (4часа)
1. Основные темы и жанры поэзии Горация.
2. Идейно-художественное своеобразие од Горация.
3. Лирический герой «Любовных элегий» Овидия и авторское понимание любви.
4. Авторский замысел и его реализация в «Героидах».
5. Основные мотивы «Печальных элегий» и их значение для русской
поэтической традиции (Пушкин, Мандельштам).
Написать реферат на тему «Пушкин и Овидий».
Литература
Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.
Гаспаров М.Л. О поэтах// Гаспаров М.Л. Избранные труды. – М., 1997. – Т. 1. См. статьи: Гораций, или золото середины. – С. 136 -165; Овидий в изгнании. – С.192-227; Овидий, или наука доброты. – С. 165-191. Вергилий, или поэт будущего. – С. 111-135.
Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. – М., 1970.
Морева-Вулих В.Н. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация. – СПб., 2000.
Овидий. Любовные элегии. – М., 1983.
Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. – М., 1978.
Ярхо В., Полонская К.Л. Античная лирика. – М., 1967.
Тема 7
Античный роман (4часа)
1. М.Бахтин об античном романе: классификация и определение хронотопа.
2. Роман «Левкиппа и Клитофонт» как авантюрно-бытовой. Особенности сюжетостроения и композиции.
3. Герой античного романа и его роль. Левкиппа, Клитофонт, Апулей.
4. Сказка об Амуре и Психее в романах Апулея: ее место и смысл,
влияние философии Платона.
5. Спор о влиянии различных религиозных культов на творчество
Апулея. Исида или Христос?
Сделать конспект работ М.М. Бахтина. Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. – М., 1975. Главы: греческий роман. – С. 236-296.
Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики. – М., 1975. Главы:
Греческий роман. – С. 236-296. Эпос и роман. – С. 447-483.
Татий. Лонг. Петроний. Апулей. – М., 1963.
Тема 8
Ораторская проза античности (4часа)
1. Место и роль ораторской прозы в античном обществе.
2. Этапы развития античного красноречия.
3. Задачи оратора по законам классической риторики.
4. Виды речей; что их определяет - ситуация, тема, функция, форма?
а) совещательные и судебные речи, их композиция;
б) жанр хвалебной речи: энкомий, панегирик;
в) порицание: инвектива, филиппика, памфлет, становление жанра в
речах Демосфена и Цицерона.
5. Особенности композиции речей.
6. Стиль речей: художественный период, строение фразы, фигуры, тропы.
Написать краткую речь – две-три страницы:
1. Восхваление или порицание Агамемнона, Ахиллеса, Гектора, Одиссея, Прометея, Эдипа, Антигоны и т.п.;
2.Обвинение или оправдание Ахиллеса за уход с поля боя, за убийство
Гектора, Одиссея за убийство циклопа, женихов, служанок, Эдипа за
убийство отца, или других античных героев;
3. Речь совещательного характера - за и против продолжения Троянской
войны и т.п.;
4.Эпитафию любому герою эпоса или трагедии.
Обязательно определить жанр, задачи, строение и избранную стилистику речи, назвать использованные средства выразительности - в небольшом приложении к своей речи.
Литература
Античные риторики / Собр., статья и ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978.
Демосфен. Речи. – М., 1954.
Ораторы Греции. – М., 1985.
Перикл. Надгробная речь // Фукидид. История. – Кн.II. – С. 35-46; или в антологии: Античная литература. Греция. – М., 1989. – Ч.1. – С.504-510.
Цицерон. Речи. – М., 1962.
В список рекомендованной литературы включены художественные тексты, которые должен прочитать студент, учебники и учебные пособия, а также дополнительная научная литература, которая может быть использована для углубленного изучения курса. В заключение даны контрольные вопросы к экзамену.
ГЛОССАРИЙ
Студенты должны самостоятельно и творчески составить индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий, с которыми они работают в процессе изучения курса. Для усвоения таких тем, как мифология Греции и Рима, рекомендуется составить отдельный словарь. Составление словаря требует работы с различными учебными и справочными пособиями. Ниже приводятся примеры определения различных понятий.
АГОН – состязательный принцип проведения в Греции разнообразных публичных представлений (спортивных, музыкальных, поэтических, драматических).
АНТРОПОМОРФИЗМ – формирование греками на определенном этапе мифологического мышления образов богов по собственному образу и подобию с той однако принципиальной разницей, что боги бессмертны, беспечальны и могущественны.
АТЕЛЛАНА – небольшое комическое представление, заимствованное римлянами от племени осков из Кампании. Своеобразие ателланы в наличии в ней четырех постоянных персонажей-масок: Мака, Буккона, Паппа и Доссена. Юмор ателланы отличался грубым, фарсовым характером.
АЭД – профессиональный певец, исполняющий эпические песни, сочиненные им. Аэды исполняли свои песни под аккомпанемент струнного инструмента – лиры, кифары или форминги.
БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ – разновидность античной лирики, развивающая мотивы пастушеской лирики. Восходит к фольклорному жанру состязаний пастухов, сложившемуся на Сицилии. В качестве литературного жанра буколика складывается в поэзии Феокрита (1-я пол. 3 в. до н.э.).
ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ – прорицание, полученное в знаменитом храме Аполлона в Дельфах. Пророчество изрекала пифия, сидящая на треножнике, а жрецы претворяли ее бессвязные крики в благозвучные стихи, передавая текст оракула (предсказания) вопрошающим. Таким образом, дельфийский оракул – это и часть храма, в которой совершалось предсказание, и текст самого предсказания.
ДИФИРАМБ – хоровая песня в честь бога Диониса. Создателем жанра считается Арион (на рубеже 7 – 6 вв.). Структура дифирамба отличалась чередованием симметричных строф, исполняемых полухориями, с сольными песнями корифея. Дифирамб как «диалоговая» песня признается одним из главных источников формирования трагедии.
ДИАТРИБА – риторическая форма морально-дидактического содержания, созданная философами-киниками. Представляла собой диалог с воображаемым собеседником, использующий предполагаемые вопросы, ответы, реплики.
ДРАМА – род литературы, складывающийся в конце 6 в. до н.э. Специфику этого рода литературы Аристотель определил как «подражание действию».
ИДИЛЛИЯ – лирический жанр, сложившийся в александрийской поэзии в творчестве Феокрита. Представлял собой бытовую, пейзажную зарисовку или картину безмятежного покоя на лоне природы.
КАТАРСИС (очищение) - понятие, введенное Аристотелем для оценки воздействия трагедии. В «Поэтике» Аристотель пишет о трагедии, которая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей».
КИНИКИ – философская школа, созданная одним из учеников Сократа – Антисфеном. Платон называл его «взбесившимся Сократом», поскольку многие из сократовских идей Антисфен довел до крайних форм выражения. Идея добродетели как свободы духа привела Антисфена к отрицанию зависимости от всех форм социальных установлений: государства, семьи, школы, дома и т.д. Киники проповедовали предельный аскетизм и близость к природному существованию. Самый известный последователь Антисфена – Диоген из Синопа.
КОМЕДИЯ – драматический жанр, возникший из ритуальных песен и игр в честь бога Диониса. Аристотель в «Поэтике» указывает ее источником исполнение фаллических песен на сельских Дионисиях. Дионисийская сущность комедиипроявляется в духе свободы и безудержного веселья, царящих особенно в ранней, древнеаттической комедии.
КОМОС – шествие с музыкой, пением и танцами, устроенное после симпозия его участниками. Изображение деревенского комоса присутствует в комедии Аристофана «Ахарняне». От шествия комоса с его проделками ведет происхождение термин комедия (песня комоса).
КОММОС – в древнегреческой трагедии сцена, исполняемая совместно хором и актерами и отличающаяся эмоциональным напряжением.
ЛИРИКА – род литературы, возникший в 7 в. в связи с окончательным выделением личности из родовых отношений. Первоначально этот вид литературы обозначался как «мелика» (то, что поется). Термин лирика был утвержден позднее в 4 в. до н.э., александрийскими учеными.
ЛОГОГРАФЫ – древнегреческие прозаики: 1) создатели исторических сочинений, в которых заметное место уделялось сведениям географического и этнографического характера. Наиболее известными из логографов были Гекатей из Мелета и Гелланик из Митилены.