Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению курса «История античной литературы» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Ростов-на-Дону (стр. 6 из 9)

МИМЕСИС – понятие, лежащее в основе природы искусства. С помощью этого понятия Платон устанавливал отношения между произведением, его создателем и внешним миром.

МИФ – форма духовной деятельности человека, сопутствующая ранним этапам освоения человеком мира. В мифе в нераздельном, синкретическом единстве обнаруживаем слияние начал философии, религии, истории, художественного творчества. Одна из основных функций мифа – этиологическая. Миф объясняет человеку существующий социальный и космический порядок, стремясь передать менее понятное через более понятное, неумопостигаемое через умопостигаемое и т.д.

МИФОЛОГИЯ – 1) мифы в их совокупности; 2) научная дисциплина, изучающая дошедшие до нас мифы. Первые шаги в осмыслении мифа были сделаны уже в античности (Эмпедокл, Анаксагор, Платон).

ОДА – первоначально всякая песнь, затем лирическое стихотворение самого разного содержания (любовь, слава, философское раздумье и т.д.), отличающееся изысканной музыкальной строфикой (сапфическая строфа, алкеева строфа и т.д.).

ОРХЕСТРА – круглая площадка в древнегреческом театре, на которой стоял хор и разыгрывалось действие.

ПАЛЛАДИУМ – изображение богини Афины во всеоружии, со щитом и поднятым копьем. Считалось, что от сохранности этого изображения зависит безопасность города.

ПАЛЛИАТА – «комедия греческого плаща». Так называлась древняя римская комедия, опиравшаяся на новоаттическую комедию эллинистического периода (Филемон, Менандр, Дифил).

ПАРАСКЕНИЙ – так назывались боковые выступы на концах скены; появившиеся в первой половине 5 в. до н.э. Оба параскения ограничивали скену справа и слева и служили улучшению акустики, усиливая резонанс.

ПАРОД – вступительная песня хорав древнегреческой трагедии и комедии, исполняемая хором после выхода на орхестру.

ПЕРИПАТЕТИКИ – ученики и последователи Аристотеля. Один из них, Теофаст из Лесбоса, подарил школе сад с алтарем и крытой галереей. В ней прогуливались и вели свои беседы с философом ученики, за что и получили название перипатетиков.

ПЕРИПЕТИЯ – в древнегреческой трагедии «внезапная перемена действия к противоположному, сообразно законам вероятности или необходимости» (Аристотель).

ПОЛИС - древнегреческий город-государство. Древняя Греция представляла собой систему полисов, становление которой продолжалось до начала эпохи эллинизма.

ПРОСКЕНИЙ – первоначально пространство перед скеной. В эпоху эллинизма также часть пристройки к ней обычно в виде колонн или столбов с перекрытием. Именно эта крыша пристройки высотой примерно 3 м называлась проскением и выполняла роль сценической площадки, на которой выступали актеры.

РАПСОД – странствующий певец, исполнитель эпических песен, первоначально объединяющий их в связное целое.

РЕТАРДАЦИЯ – эпический прием замедления в развитии действия, связанный с тем, что автор отвлекается от текущего хода событий, вводит ретроспективные эпизоды, вставные новеллы, описание интерьера, вещей и т.д.

РЕЦИТАЦИЯ – устная декламация текста. Первоначально, как например у рапсодов, представляла собой речитатив в сопровождении музыкального инструмента.

СКЕНА – сооружение, расположенное вне круга орхестры, на ее касательной

СКЕПТИКИ – древнегреческие философы, отрицающие возможность познания действительности. Основоположник учения Перрон из Элиды.

СОФИСТЫ - древнегреческие философы, учение которых пользовалось большой популярностью в 5 – 4 вв. до н.э. Наиболее известные из софистов: Протагор из Абдеры, Горгий Леонтинский, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский и др. Софисты утверждали, что возможны многообразные точки зрения на один и тот же предмет, главное – уметь доказать свое мнение. Сэтой целью софисты специально занимались теорией языка и мышления и обучали риторике за деньги.

СТАСИМ – песня хора, исполняемая в древнегреческой трагедии уже после того, как хор вступил на орхестру и остался на ней.

СТОИКИ – представители греко-римской философской школы, название которой происходит от места в Афинах (пестрый портик), где собирались первые стоики. Основатель школы – Зенон из Китиона, переселившийся в Афины ок. 320 г.до н.э.

ТОГАТА - римская комедия, сложившаяся во второй половине 2в. до н.э. Названа так, поскольку ее персонажи носят римскую тогу. Наиболее известные авторы тогаты: Афраний, Титиний, Атта.

ФАЛЛИЧЕСКИЕ ПЕСНИ – культовые песни в честь бога Диониса, исполняемые хором и сопровождающиеся ношением фаллоса как символа плодородия.

ФЕСЦЕННИНЫ – веселые, шуточные, а иногда и язвительные песни, исполняемые в Риме хором на праздниках урожая и почитания богов плодородия.

ХОРЕГ – состоятельный человек, обычно частное лицо, подготовивший хор для участия в драматических или лирических состязаниях. В его обязанность входило организовать, обучить, одеть хор на свои средства.

ЭКЛОГА – жанровое обозначение для отдельных стихотворений, входящих в «Буколики» Вергилия.

ЭКСОД – заключительная часть древнегреческой драмы, в которой хор и актеры покидают орхестру.

ЭЛЕГИЯ – один из древнейших жанров греческой лирики. Происхождение термина нередко связывают с малоазийским обозначением тростниковой флейты (фригийское). Ею сопровождалось пение заплачек. Первоначально содержание элегии было довольно широким. Оно включало бодрые призывы к выполнению воинского долга, любви к родине, оценку окружающей действительности (Калин, Тиртей, Солон и др.). В римской поэзии большое распространение получила любовная элегия (Тибул, Проперций, Овидий).

ЭПИГРАММА – первоначально посвятительная надпись в стихах на предметах (сосудах, памятниках, треножниках и т.д.), небольшая по объему (элегический дистих или ямбический триметр), меткая и нравоучительная по содержанию.

ЭПИЛЛИЙ - небольшая поэма на мифологическую тему, написанная гексаметром.

ЭПИНИКИЙ – жанр хоровой лирики, в котором славили победителя в воинском сражении или спортивном состязании.

ЭПИСОДИЙ – игровая актерская сцена между хоровыми партиями.

ЭПОС – род литературы, оформившийся в Древней Греции в жанре поэм в 8 в. до н.э. Эпос отличала общезначимость содержания, связанного с исторической и мифологической основой, поэтическая форма гексаметра.

ЯМБ – в античной поэзии это и поэтический размер и литературный жанр. Первоначально он получил распространение в шутливых и поносительных стихах. Ямб как поэтический жанр впервые получил яркое выражение в поэзии Архилоха.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Значение античного искусства.

2 Периодизация греческой литературы с краткой характеристикой
каждого периода.

3 Греческая мифология. Космогония. Этапы развития.

4 Греческая мифология. Основные группы мифов. Героика.

5 Гомеровский эпос. Проблема его происхождения и авторства.

6 Особенности сюжетостороения и композиции «Илиады».

7 Особенности сюжетостроення и композиции «Одиссеи».

8 Концепция героя в эпосе. Герои «Илиады»: Ахилл, Гектор, Агамем­нон, Елена, Парис.

9 Концепция героя в эпосе. Идейно-художественное своеобразие обра­за Одиссея и его значение для европейской культуры.

10 Древнегреческая лирика. Архилох и Тиртей.

11 Лесбосская лирика. Алкей и Сапфо.

12 Трагедия «Прометей прикованный» Эсхила.

13 Общая характеристика творчества Эсхила.

14 Дидактический эпос Греции. Поэма Гесиода «Труды и дни».

15 Идейно-художественное своеобразие драматургии Софокла.

16 Трагедия Софокла «Эдип – царь».

17 Трагедия Софокла «Антигона». Образ главной героини.

18 Интерес к человеческой личности в творчестве Еврипида. «Медея».

19 Патриотическая тема в творчестве Еврипида. Трагедия «Ифигения
в Авлиде».

20 Идейно-художественные особенности древнегреческой комедии.
Проблематика творчества Аристофана.

21 Критика софистики в комедии Аристофана «Облака». Образ Со­крата.

22 Этические и эстетические взгляды Аристофана. Комедия
«Лягушки».

23 Развитие прозы в Греции IV века до н.э. Историография (Геродот,
Фукидид, Ксенофонт). Красноречие (Лисий).

24 Общая характеристика литературного творчества Платона. Фило­софский диалог «Пир». Образ Сократа.

25 Эллинистическое общество и его культура. Роль Александрии.

26 Жанровое своеобразие александрийской поэзии, творчество Фео-
крита и Каллимаха.

27 Новоаттическая комедия и ее отличие от древнегреческой комедии
Аристофана. «Третейский суд» Менандра.

28 Жанровое своеобразие творчества Лукиана. «Разговоры богов».

29 Греческий роман. Лонг. «Дафнис и Хлоя».

30 Периодизация римской литературы с краткой характеристикой
каждого периода.

31 Римская мифология. Особенности развития.

32 Мифы о создании города Рима и первых царях.

33 Общая характеристика римской литературы эпохи гражданских
войн.

34 Лирика Катулла.

35 Общая характеристика творчества Плавта. Комедия «Кубышка».

36 Общая характеристика творчества Теренция. Проблема воспитания
в комедии «Братья».

37 Основные положения ораторского искусства Цицерона. Трактат
«Оратор».

38 Принципат Августа и золотой век римской литературы.

39 Творческий путь Вергилия.

40 «Буколики» и «Георгики» Вергилия.

41 Особенности сюжетостроения и композиции поэмы Вергилия
«Энеида».

42 Проблематика од Горация. Проблема поэтического творчества в
«Послании к Питонам».

43 Творческий путь Овидия. Любовные элегии.

44 Творчество Овидия в период ссылки.

45 Общая характеристика римской литературы эпохи Нерона.

46 Проповедь стоицизма в трагедиях Сенеки. Трагедия «Федра».

47 Роман Апулея «Золотой осел». Специфика жанра. Широкая пано­рама жизни поздней римской империи.

48 «Поэтика» Аристотеля.

49 Античная историография. Творчество Плутарха.

50 Ораторская проза античности. Основные жанры.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ « ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Тема 1 (Лекция 1)

Значение античного искусства (2 ч.)