Понятие «античный»: историческое значение для мировой цивилизации вообще и Европы в частности. Две составляющих – Греция и Рим. Греческая доминанта и значение Рима. Античная эстетика. Космос и человек. Понимание искусства как подражание природе. Понятие гармонии. Феномен античной красоты и его значение. Эволюция античного идеала красоты – от классики к эллинизму. Античность и христианство.
Греческая мифология и история Рима как лаборатория сюжетов. Система жанров: эпос, лирика, роман, трагедия, комедия, поэма, ораторская, историческая, философская проза; ее развитие в античности и современная трансформация. Зарождение науки о литературе. «Поэтика» Аристотеля и александрийская филологическая школа. Древнегреческий язык и латынь. Значения латыни для формирования национальных языков; язык науки и церкви.
Тема 1 (Лекция 2)
Античное наследие в Европе (2 ч.)
Рим как преемник и первый интерпретатор греческого наследия.
Античность в Средневековье. Вергилий – официально разрешенный предсказатель рождения Иисуса Христа. Каролингское возрождение – первая попытка синтеза. Овидий и трубадуры. Средневековый роман на античные темы.
Эпоха Возрождения – состоявшийся синтез христианства и античности. Идеи гуманизма и античный антропоцентризм. Данте и Вергилий. Петрарка и Цицерон. Античность в живописи эпохи Возрождения: переосмысление классических образов и следование традиции.
Классицизм и эпоха Просвещения. Разум и подражание природе. Аристотель и Буало: две поэтики. Классицистическая трагедия (Корнель, Расин) и ее греческие образцы (Еврипид). Гете и античность.
Осмысление античного наследия Х1Х и ХХ вв. Возрождение интереса к мифу. Джойс, Ануй, Сартр, Брехт.
Античность и русская культура. Переводы гомеровских поэм. Гнедич и Жуковский. Античность в творчестве Пушкина. Серебряный век и его отношение к античному наследию. Брюсов, Мандельштам, Анненский, Лохвицкая.
Труды русских ученых. А. Ф. Лосев, Ф. Ф. Зелинский, С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров.
Тема 2
Развитие греческой цивилизации и периодизация
греческой литературы (2 ч.)
Зарождение греческой истории: крито-микенская культура. Открытия Шлимана. Географическое положение, соседство с Египтом, Финикией, Персией. Ахейская экспансия и дорийское нашествие. Контракт пяти культур в нарождающейся греческой цивилизации – критская, микенская, ахейская, дорийская, восточная. Письменность; линейное письмо А и В. Современное состояние проблемы.
Города-полисы и их история. Афины и Спарта. Греческие войны; значение победы объединенной Греции над Персией. Искусство и литература; его место и значение в древней Греции. Периодизация литературы с краткой характеристикой каждого периода:
I. Архаический (до начала V века). Состоит из 3-х периодов:
1. Долитературный или догомеровский. Развиваются мифология и фольклор.
2.Древнейшие литературные памятники: Гомер («Илиада», «Одиссея») и Гесиод («Труды и дни», «Теогония»).
3. Литература периода становления античного рабовладельческого государства (V11 – начало V века до н.э.). Развитие древнегреческой поэзии. Лирика и мелика. Тиртей, Архилох, Солон, Сапфо, Алкей, Пиндар, Анакреонт.
II. Аттический или классический (V-1V вв. до н.э.). Время расцвета и кризиса рабовладельческих полисов до потери ими государственной независимости. Театр и его значение. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Софисты и риторика. Начало истории. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Философия. Сократ, Платон и Аристотель.
III. Эллинистический (с конца 1V до н.э. – по V в. н.э.). Искусство и литература империи. Новая эстетика, ее отличие от классического периода. Философия. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм, кинизм. Александрия и ее роль. Развитие книжной культуры. Литературные эксперименты и появление новых жанров: эпиллий и буколика. Ученая поэзия и новая комедия. Роман и его судьба в античности.
Тема 3
Мифология Греции и Рима (4 ч.)
Мифотворчество – важный этап в развитии человеческой цивилизации. Миф (в переводе с греч. - высказывание, придание) по-своему, в большей степени интуитивно, отражал опыт освоения мира в период, когда человек еще не выделяет себя из окружающей среды, как природной, так и социальной. Перенесение на природные объекты собственных чувств и отношений проявилось в возникновении фетишизма (поклонение божествам в форме предметов), анимизма (поклонение духам), тотемизма (поклонение животным). Мифологическое мышление характеризуется преобладанием конкретно-чувственных представлений над абстрактными понятиями. Одна из главных (но, конечно, не единственных) функций мифа – этиологическая, поскольку он призван объяснить непознанное (почему гремит гром, например) и дать ключ к новым открытиям.
Греческая мифология – одна из наиболее развитых мифологических систем. Основные группы мифов: космогонические (солярные, лунарные, астральные), календарные (миф об умирающем и воскресающем боге), теогонические (появление богов). Легенды и их роль. Структура легенды.
Три этапа развития: хтонический, Олимпийский, героический. Антропоморфизм греческой мифологии. Медиаторная функция героя. Циклизация мифов о героях: Троянский цикл, история Геракла, Тезея, путешествие аргонавтов. Поздняя героика: богоборческие мифы и гимн искусству – мифы об Орфее, Дедале; музы и их роль. Значение греческой мифологии для античной и европейской цивилизации.
Особенности римской мифологии; ее отличие от греческой. Мифология римской родовой общины. Характерная черта – отсутствие антропоморфного образа бога, его имени и пола. Древняя римская мифология – полидемонизм. Священные животные: дятел, орел – спутник Юпитера, волк. Первые римские боги: Янус, Юпитер, Юнона, Минерва, Марс. Культ земли и боги лесов. Теллура, Сатурн, Церера, Либер и Либера, Фавн и Фавна, Венера, Флора. Культ Фортуны. Фамильные культы: история гениев. Боги домашнего очага. Лары и Пенаты, Маны. Праздники и культовые обряды. Развитие римского государства и знакомство с греческими и египетскими культами; отождествление греческих богов с римскими и по принципу сходства функций: Юпитер – Зевс; Юнона – Гера и т.д. Заимствование некоторых культов – поклонение Аполлону и Исиде.
Ядро римской мифологии – миф о создании города Рима. Миф о прародителе Энее и его функции. Ромул – первый царь. Мифологизация истории и патриотическая идея. Историография как любимый национальный жанр.
«Римляне имели своего истинного и оригинального Гомера в лице Тита Ливия, которого история есть национальная поэма и по содержанию и по духу, и по самой риторической форме своей», - писал В.Г. Белинский. Римская история, мифологизированная и настоящая, служила для европейского искусства та4кой же лабораторией сюжетов, как греческая мифология, поэтому гражданский идеал верности долгу и свободолюбия возникший в римской мифологии, обрел свое бессмертие в европейской культуре.
Тема 4
Гомеровский эпос (4 ч.)
Гомеровский вопрос. Постановка проблемы и ее современное состояние. Аналитики (Вольф, Лахман) и унитарии (Гегель, Зелинский, Иванов): теория песен против теории единого зерна. Объективная вероятность существования двух авторов поэм.
Поэмы Гомера – первые эпические произведения. Для эпоса характерно говорить о значительном, памятном событии в жизни народа. А.Ф.Лосев называет особенностью эпического стиля такое важнейшее свойство, как «примат общего над индивидуальным». Внимание эпоса приковано к внешней стороне событий, отсюда и акцентирование внешних проявлений человеческих реакций, связанных с различными состояниями. Эпический герой, с одной стороны, всегда выступает как выразитель коллективного идеала, с другой – как носитель индивидуальных характеристик.
«Илиада» - поэма об Илионе (Трое) – содержит 15693 стиха, разделена на 24 главы. Основа сюжета и его завязка – гнев Ахилла, первоначально связанный с нанесенным герою оскорблением Агамемноном, а затем эволюционирующий в связи с убийством Патрокла (кульминация сюжета) и предопределивший финальное сражение и смерть Гектора (развязка). Для реализации сюжета характерно чередование динамических (поединки героев) и статических (многочисленные описания - список кораблей, рассказ о щите Ахилла) эпизодов, но большую роль играют сцены с явным преобладанием динамических. Композиция линейная. Пространственной особенностью является двуплановость, т.к. действие происходит в мире людей (в лагере ахейцев, в Трое) и на Олимпе, обители богов. Основной особенностью эпических героев «Илиады» является наличие черты доминанты, которая и обнаруживает их индивидуальность: «многоумность» - Одиссея; «многовластительность» - Агамемнона и т.д.
«Одиссея» – героическая поэма странствий. Содержит меньший объем – 12110 стихов, разделена на 24 песни. В ее основе сказочно-приключенческая проблематика, реализующая известный фольклорный сюжет – «вернувшийся муж на свадьбе своей жены». Завязка поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея, кульминация – его возвращение домой в облике нищего странника, развязка – расправа героя с женихами Пенелопы. В поэме, по сути, два сюжета, и оба связаны странствиями героев. Первый – путешествие Телемаха в поисках отца, второй – приключения самого Одиссея. В отличие от данного в хронологической последовательности повествования «Илиады», в «Одиссее» линейное развертывание нарушено и используется прием ретроспекции (экскурсы в прошлое): действие происходит в разных местах (Итака, Олимп, Спарта, острова) и в разные отрезки времени (настоящее, недавнее прошлое, давнее прошлое). В «Одиссее» присутствуют и такой прием, как смена повествователя, – авторское изложение от третьего лица сменяется рассказом от первого лица самого Одиссея, а также Нестора, Менелая и других. Композиция в «Одиссее» кольцевая: действие, начавшись на Итаке, в финале вернется туда же. Если «Илиада» была густо населена выдающимися героями (Аякс, Парис, Гектор и др.), то внимание в «Одиссее» приковано к главному герою, все же остальные составляют лишь его фон. Одиссей – самый универсальный эпический герой: мудрец, хитрец, дипломат, воин, дерзкий искатель приключений, многострадальный скиталец, любящий свою родину и жаждущий вернуться домой. Одиссей, пожалуй, – самый известный (и самый востребованный!) герой греческой литературы, к истории которого многократно обращались поэты и писатели (Данте, Джойс, Мандельштам).