Женские образы поэм немногочисленны, но каждый из них представляет определенный тип характера, ставший своего рода символом. Так, прекрасная Елена – воплощение гибельной красоты, а Пенелопа – верности и терпения; Андромаха – трагической судьбы жены великого воина, а Навсикая – девичьей чистоты и скромности; Цирцея – женского коварства, а Калипсо – страстной любви. Однако, как бы ни были уникальны истории героев эпоса, он всегда включает с себя нечто большее, поскольку пытается объять всю жизнь (войну и повседневную жизнь, морские скитания, мир богов – Олимп, митр мертвых – Аид и т.д.), эта бездонность и есть главное свойство эпоса.
Тема 5
Лирика VII - VI вв. до н.э. (2 ч.)
VII – VI - эпоха социально-политической борьбы, в процессе которой сформировалось в Греции рабовладельческое общество и государство. Старые родовые связи разрушались ростом полисов, развитием торговли и ремесла, нарастающими классовыми противоречиями, впоследствии выразившимися в открытое гражданское противостояние, борьбу за власть, появление тиранов - все это привело к изменению мироощущения людей: кризисное состояние умов предопределило развитие в искусстве и литературе новых жанров и, в первую очередь, лирики.
Греческая лирическая поэзия уходит своими корнями в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными, и застольными песнями, с обрядовыми прославлениями и гимнами, а также погребальными заплачками. Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб. Истоки элегии в заплачке, но в его литературном варианте этот жанр не всегда носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках, иногда могли содержать призыв к действиям (например, элегия Солона «Саламин»). Как правило, элегия строилась на чередовании гексаметра с пентаметром – элегический дистих. Ямб восходил к песням, исполняемым на земледельческих празднествах, для которых характерны разгул, брань и злословие. Ямбическая строфа состоит из краткого (безударного U) и долгого (ударного - / - /) слогов: U - / -/. К лирической поэзии относятся также эпиграмма (от греч. «надпись»), законченное короткое стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию, и эпитафия, надпись на надгробном камне, написанная гексаметром или элегическим дистихом. В рассматриваемую эпоху творили несколько десятков талантливых поэтов, однако до нас дошла лишь малая часть их наследия, но и то, что имеется, составляет бесценные произведения искусства.
Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемому времени, поскольку он возник позже, в эллинистическую эпоху, заменив более ранний термин «мелика». Первоначально понятие лирика относилось к тем поэтическим произведениям, которые исполнялись в сопровождении музыкального инструмента, лиры или кифары, т.е. он обозначал поэзию, предназначенную для пения.
Важнейшими литературными процессами данного периода являются: 1. упадок и отмирание старинного эпоса; 2. расцвет лирики: декламационной (элегии Тиртея, Солона, ямбы Архилоха), монодической (лесбосская лирика Алкея и Сапфо), хоровой (оды Алкмана и Пиндара); 3. зарождение литературной прозы (философские сочинения Гераклита, Эмпедокла; прозаические басни Эзопа).
Тема 6 Трагедия (4 ч.)
Из всех творений греческого
народа трагедия, может быть,
самое высокое и самое смелое.
Андре Боннар.
Трагедия появилась в V в. до н.э., когда все Греция и особенно Афины переживают период высшего расцвета. Своему происхождению она обязана популярному празднику - Великим Дионисиям. Впервые теорию происхождения трагедии из дифирамбов Дионису разработал Аристотель в «Поэтике». Термин «трагедия» означает «козлиная песнь», что подтверждает догадку Аристотеля. В отличие от повествовательного рода – эпопеи, сущностью драмы является действие, конфликтность и публичный характер, поскольку сценическое представление ориентировано на обширную аудиторию.
Имена трех великих трагиков - Эсхила, Софокла, Еврипида - знаменуют этапы в развитии аттической трагедии в истории афинской демократии.
Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии. Для его произведений характерна убежденность в прогрессивности принятых афинским государством законов, отсутствием углубленной индивидуальной характеристики персонажей, которые являются не столько уникальными личностями, сколько воплощением нравственных (Орест) и даже космических сил (Прометей); малая динамичность сюжета и торжественный, «дифирамбический» стиль.
Софокл – поэт эпохи высшего расцвета, «эпохи Перикла». В его трагедии все внимание обращено на изображение человека, его решений, поступков, борьбы. По словам Гегеля, герои Софокла воплощают «право бодрствующего сознания», право действия. Герои его трагедий своим выбором иллюстрируют идею морального долга (Эдип, Антигона); не случайно Аристотель писал, что трагик изображает героя таким, «каким он должен быть», именно поэтому в его произведениях присутствует катарсис – очищение высоким страданием. Софокл модернизировал трагедию: ввел третьего актера, сократил партии хора, нашел гармоническое соотношение между отдельными частями композиции.
Еврипид принадлежит эпохе кризиса полисной идеологии, эпохе Пелопонесской войны (431 – 404 гг.) В творчестве Еврипида нашли свое отражение идеи софистов («человек – мера всех вещей»), критика мифологической системы, института рабства, традиционных государственных и семейных устоев – положение женщины в афинском обществе («Медея»). Подлинным открытием.
Еврипида стало изображение человека колеблющегося, не уверенного в своих силах, чувствах, желаниях. Эта раздвоенность, по мысли драматурга, и являлась чаще всего причиной трагических переживаний. Так Еврипид показывает новый источник трагического – внутренний мир самого человека. Этот внутренний разлад трудно – почти невозможно! – гармонизировать; отсюда – отсутствие катарсиса в финале. Аристотель назвал Еврипида «трагичнейшим из поэтов», подчеркнув, что «он изображает человека таким, каков он есть». Древнегреческая трагедия заложила основы европейской драмы.
Тема 7
Эпоха эллинизма (4 ч.)
Битва при Херонее (338 г. до н.э.), установившая в Греции македонское господство, и завоевание Персии Александром Македонским (334 – 330гг.) открывают новую страницу греческой истории – начинается эпоха монархии. Огромная держава, созданная Александром, распалась после его смерти и была поделена между македонскими полководцами. Образовался ряд новых государств с монархическим управлением (Египет – монархия Птолемеев; Сирия – Селевкидов и т.д.), в которых происходило скрещивание восточных и греческих элементов. Рожденная цивилизация получила название эллинистической. В ней значительно меняется социально-политический и психологический статус человека: материальный уровень жизни резко повышается, но человек перестает чувствовать себя гражданином, хозяином своей судьбы – свободной личностью, как это было в эпоху полисов, - он становится подданным монарха.
Указанные изменения находят свое отражение во влиятельнейших философских системах эпохи – эпикурействе, стоицизме, скептицизме, кинизме.
Искусство и литература существенно меняются в эпоху эллинизма. Небывалой высоты достигает книжная культура, а важнейшими ее центрами становятся библиотеки (Александрийская, Пергамская). В целом для литературы эпохи эллинизма характерны следующие особенности: во-первых, космополитизм как следствие невиданного расширения горизонта греческой публики; во-вторых, установка на элитарность, выразившаяся в ориентации литературы на высокообразованную публику; в-третьих, разрыв с традицией и тяготение к новым или незаслуженно забытым темам и жанровым формам.
В Александрии, столице Птолемеев и новом культурном центре Греции, активно развивается поэзия. Александрийцы (а они вошли в историю как ученые поэты) не только свободно экспериментируют, выбирая малые поэтические формы – послание, элегию, дидактическую поэму – и создавая новые, например малый эпос – эпиллий (Каллимах), буколику (Феокрит), но ведут филологические дискуссии об актуальных и архаических (таковым они считали эпос) жанровых формах, таким образом в Александрийской библиотеке активно развивается филология как наука.
Существенные изменения претерпевает комедия: на смену политическим темам Аристофана приходят бытовые, на смену публицистической агитации – моральное поучение, фантастическим сюжетам – характеры и ситуации современной жизни. Лучшим мастером новой комедии считается афинянин Менандр (342-293 гг.).
II и I вв. до н.э. – период экспансии Рима на Восток, в Грецию и страны эллинизма – отмечен социально-политическим, экономическим и культурным упадком. Для этого период характерно развитие прозы: красноречия, (риторические трактаты Диониссия Геликарнасского), историографии (сочинения Плутарха), романа (Харитон, Ахилл Татий, Лонг). Особое место в поздней греческой литературе принадлежит Лукиану (120-180 гг. н.э.), в творчестве которого переосмысляются и пародируются традиционные идеологические и стилистические каноны. Рационалистическое высмеивание старинной мифологии в «Разговорах богов», критика философского догматизма и всевозможных суеверий в «менипповых» (термин Бахтина) произведениях Лукиана оказали значительное влияние на гуманистическую сатиру Возрождения и Просвещения.