Тема 8
Римская литература. История возникновения (6 ч.)
Рим как исторический феномен: история возникновения (основан в V111 до н.э.) и формирования римской идеи. Этрусская прелюдия: язык, мифология искусство. Этика и эстетика нового государства. Римлянин – гражданин и воин. Римские войны (победы над Карфагеном, Грецией, Македонией, Галлией) и их роль. Осознание своей миссии как миссии великой державы. «Твой же, римлянин, долг народами править…» Политика и право. Рим и Греция: «ускоренное» развитие талантливого ученика. Формирование нового искусства, греческого по происхождению – римского по содержанию. Рим и христианство – разделение империи Константином – путь в Новое время. Эпоха Возрождения. Вечный город.
Периодизация римской литературы
1. Архаический период – до начала литературной деятельности Цицерона - до 81 г. до н. э.
Для этого древнейшего этапа развития римской литературы характерно развитие мифологии и фольклора.
Во II в до н.э. появляются художественные произведения латинской письменности; первые римские поэты – Ливий Андроник, Гней Невий, Квинт Энний – начинают переводить греческие памятники. В творчестве Плавта и Теренция активно развивается комедия, на которую значительное воздействие оказала новоаттическая комедия Менандра.
2. Золотой век римской литературы:
а) время Цицерона – расцвет римской прозы (81-43 гг. до н.э.);
б) время Августа – расцвет римской поэзии 43 г. до н.э. – 14 г.н.э.
На рубеже архаического и классического периодов Рим переживает сложную и противоречивую эпоху гражданских войн. В обстановке социальной и политической борьбы конца 11 – начала 1 века до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие, историография (Саллюстий, Корнелий Непот), мемуарная («Записки о галькой и гражданских войнах» Юлия Цезаря) и эпистолярная литература (письма Цицерона, Плиния Младшего).
Крупнейшим представителем римского красноречия был Цицерон, разработавший в своих речах и теоретических трактатах («Брут», «Об ораторе»)принципиально новый – средний стиль – синтез азианского и аттического стиля.
В творчестве Лукреция развивается дидактическая поэма. Его произведение «О природе вещей» иллюстрировало популярную в Риме философию Эпикура. Влияние эллинистической традиции нашло отражение в поэзии неотериков и Катулла.
Приход к власти Августа (43 до н.э.) принес в Рим мир и гражданское спокойствие. Официальная поддержка литераторов способствовала образованию активной деятельности кружков Мецената и Мессалы. Век Августа – золотой век римской поэзии. Особое значение для мировой культуры сыграли три великих римских поэта – Вергилий, Гораций, Овидий.
3.Серебряный век римской поэзии – до 476 г.:
а) до смерти императора Трояна (14 – 117 гг.)
б) позднейшая римская литература (117 – 476 гг.)
Памятники данного периода вошли в историю как «литература империи». В целом для них характерно влияние риторики, которое ощущается практически во всех жанровых формах. Лучший мастер нового стиля Сенека стремился возродить высокую греческую трагедию. Талантливый поэт Лукан создает поэму «Фарсалия», сюжетом которой явились трагические события гражданской войны между Цезарем и Помпеем. Она вошла в историю как «исторический эпос». В творчестве Тацита и Светония продолжает развиваться римская историография. Сатирическая направленность писателей, активно критикующих политику, быт, нравы и искусство новой эпохи нашла свое отражение в романах Петрония «Сатирикон», «Золотом осле» Апулея и сатирах Ювенала.
Тема 9
Римский классицизм (4 ч.)
Понятие о римском классицизме. «Римляне сделали греческую форму доступной для европейцев,» - писал А.Швейцер. Выбрав своей моделью греков, римляне создали понятие «классицизм» как нечто образцовое, идеальное, достойное подражанию. Великое искусство создавалось на образцах прошлого, но задача состояла не только в усвоении, но и в потребности превзойти сами образцы. Классицизм – это, прежде всего, монументальность образов и торжественность стиля, проявившемся в жестком отборе художественных средств. Вергилий стремится стать римским Гомером и Феокритом, а Гораций – Алкеем и Архилохом, но при этом они подчиняют свои творения новым требованиям, пытаясь синтезировать достижения как великого прошлого, так и героического настоящего. Эта тенденция к обобщению, к синтезу в современной классической науке определяют «как стремление обнять целое» (В. Пешль). Создается и специальная композиция стихотворений и поэм – рамочное выделение центра. Этот принцип часто использует Вергилий в «Буколиках» и «Энеиде». Так, например, в первой буколике в центр выдвинуто самое важное - образ божественного юноши Октавиана, окруженного рамой пастушеской беседы. В «Энеиде» центральное место занимают соответственно сложившейся иерархии Рим, Италия, Правитель. В 5-8 кн. показан праздник троянского юношества, предков знаменитых родов, затем следует апофеоз героев Рима (6 кн.), затем - образ Италии в торжественном шествии ее народов (конец 7 кн.) и наконец триумф Августа на щите Энея (конец 8кн.), а обрамляет этот центр «темная рама»: скитания Энея, напоминающие «Одиссею» Гомера (1-4 кн.) и римская «Илиада» (11-12 кн.) Этот принцип компоновки и в поэзии, и в архитектуре не чисто формален, в нем отражено представление о порядке мироздания, об устройстве вселенной, т.к. в поэзии классицизма даже все мелкое связано с целым, поднято к символическому и принципиальному. Этим объясняется и типичное для этого направления расширение традиционных литературных жанров: поэма Вергилия «Георгики» (земледелии) превращается в толкование о жизни и смерти, в учение о том, как исцелиться от тревог и невзгод жизни. Наряду с вниманием к конкретному, гораздо глубже, чем у греков, проявился интерес к индивидуальному, неповторимому (образы Энея и Дидоны). Эта заинтересованность личными чувствами и настроениями проявляется в лиризме поэзии классицизма, в ее тончайшей музыкальности, смягчающей строгость формы. Пронизанность чувствами – важнейшая черта римской humanitatis (человечности), с ее желанием дать читателю наслаждение, возвысить и исцелить. Сельский мир пастухов Феокрита Вергилий в буколиках превратил в царство любви и красоты, в страну счастья Аркадию, в которой легко угадывалась Италия. Образ прародителя римского народа Энея, с трагедией его жизни (необходимость оставить горящую Трою, потеря жены, а затем и любящей его Дидоны), его глубокими чувствами, которые он вынужден подчинять долгу и судьбе, понимая, чем он жертвует, - пример истинно римской humanitatis, с ее глубокой заинтересованностью духовным миром человека.
Творцами классицизма была проложена дорога к итальянскому гуманизму эпохи Возрождения и новой европейской культуре. Они придали личным чувствам – любви, дружбе, верности – такое значение, какого до них не существовало в поэзии. Вместе с тем человек в их произведениях почитает божественные силы, царящие в мире, он обращен к божеству, а сам же смертный – часть божественного мира, с его законами, достойными почитания и соблюдения.