В своих решениях Международный суд регулярно подтверждает, что в соответствии со своим статусом его функция ограничена установлением существующего права и не носит правотворческого характера. Тем не менее специалисты, не только теоретики, но и практики, высоко оценивают вклад Суда в развитие международного права и упрочения правопорядка. Заведующий договорно-правовым отделом МИД КНР К. Хе пишет, что постоянное накопление «судебных решений в конечном итоге внесет вклад в создание более упорядоченного сообщества…».
Фактическое расширение полномочий и активизация деятельности Ассамблеи и особенно Совета Безопасности делает актуальной проблему роли Международного суда в этом процессе. В практике Суда не раз возникал вопрос о соотношении компетенции Совета Безопасности как политического органа с компетенцией Международного суда как органа судебного. В деле «Никарагуа против США» последние ссылались на то, что вопрос о применении вооруженных сил не относится к категории «юридических споров» и потому должен рассматриваться Советом Безопасности (в котором США обладают правом вето), а не Судом. Суд отклонил этот аргумент, заявив, что «политические аспекты могут присутствовать в любом представленном ему юридическом споре».
В постановлении о временных мерах по делу «Босния и Герцеговина против Югославии» (16 апреля 1993 г.) Суд заявил, что «Совет обладает предоставленными ему функциями политического характера, в то время как Суд выполняет чисто судебные функции, и оба органа поэтому осуществляют свои разные, но взаимодополняющие функции в отношении одних и тех же событий».
Из этого следует, что на Суд не распространяется ст. 12, запрещающая Ассамблее принимать резолюции по спорам, находящимся на рассмотрении Совета Безопасности.
Стал актуальным также вопрос о возможности контроля со стороны Международного суда за правомерностью актов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Устав не предусматривает такой возможности, но и не исключает ее. Международный суд счел, что он не обладает правом осуществлять судебный контроль или быть апелляционной инстанцией в отношении решений других органов ООН. Вместе с тем он не раз высказывал свое мнение о соответствии международному праву решений того же Совета Безопасности. При рассмотрении конкретных дел Суд не может уйти от оценки правомерности резолюций органов ООН, относящихся к делу. Активный политический орган — Совет Безопасности требует дополнения в виде беспристрастного судебного органа.
Как известно, наряду с Международным судом споры между государствами рассматриваются международными арбитражами, учреждаются новые судебные учреждения, например Международный трибунал по морскому праву. Возникает вопрос о координации их деятельности.
Юридически они не подчинены Международному суду, но практически его решения принимаются ими во внимание. В целом авторитет и роль Международного суда в последние годы возросли. Существенное значение для роста авторитета Суда имела его принципиальная позиция в таких делах, как «Никарагуа против США» относительно минирования портов и иных противоправных действий. В своем решении по делу Суд не остановился перед тем, чтобы признать США правонарушителем. Учитывая позицию Суда, США отказались от признания его обязательной юрисдикции.
В настоящее время из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь одна Великобритания признает обязательную юрисдикцию Суда. К сожалению, в России этот вопрос даже не обсуждается.
Интересы упрочения международного правопорядка требуют дальнейшего повышения роли Международного суда. В Декларации тысячелетия ООН выражено намерение «укреплять Международный суд с тем, чтобы обеспечить правосудие и верховенство права в международных делах».
2. Международный трибунал ООН по морскому праву
Впервые в истории международного морского права создан специализированный международный судебный орган - Международный Трибунал ООН по морскому праву. Правовое положение Трибунала определяется Конвенцией ООН по морскому праву, Статутом Международного трибунала по морскому праву, являющимся приложением IV Конвенции, а также Регламентом Трибунала 28 октября 1997 года (с изменениями 2001 г.).
Местопребыванием Трибунала является город Гамбург (ФРГ), но его заседания могут проходить и в других местах.
Трибунал состоит из коллегии в составе 21 независимого члена, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права.
В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение.
В настоящее время Трибунал состоит из судей 21 страны: России, Великобритании, ФРГ, Италии, Исландии, Болгарии, Хорватии, Китая, Индии, Японии, Ливана, Южной Кореи, Туниса, Ганы, Камеруна, Танзании, Сенегала, Аргентины, Бразилии, Белиза, Гренады. В составе Трибунала не может быть двух граждан одного и того же государства.
В состав Трибунала входит гражданин РФ профессор Колодкин А.Л.
Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны. При этом должно соблюдаться следующее условие: срок полномочий семи членов из числа членов первого состава истекает через три года, а срок полномочий еще семи членов истекает через шесть лет.
Ни один член Трибунала не может исполнять каких-либо политических или административных обязанностей или активно участвовать или быть материально заинтересованным в каких-либо операциях любого предприятия, занимающегося разведкой или разработкой ресурсов моря или морского дна или другими видами коммерческого использования моря или морского дна, также как не может выступать в качестве представителя, поверенного или адвоката в каком-либо деле.
Члены Трибунала при исполнении ими обязанностей в Трибунале пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Трибунал избирает председателя и заместителя председателя на три года; они могут быть переизбраны.
Для проведения заседания Трибунала необходим кворум из 11 его членов.
Слушание дела ведется под руководством председателя или, если он не может председательствовать, - заместителя председателя. Если ни тот, ни другой не могут председательствовать, то председательствует старший из присутствующих судей.
Особенностью деятельности Трибунала является возможность образования Камеры по спорам, касающимся морского дна. Камера состоит из 11 членов, выбранных большинством избираемых членов Трибунала из их числа.
При выборе членов Камеры обеспечивается представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение. Ассамблея Органа может принимать рекомендации общего характера, касающиеся такого представительства и распределения. Члены Камеры выбираются каждые три года и могут выбираться на второй срок. Камера избирает из числа своих членов своего председателя, который занимает эту должность в течение срока, на который выбрана Камера.
Если какое-либо разбирательство остается незавершенным на конец любого трехлетнего срока, на который выбрана Камера, она завершает данное разбирательство в своем первоначальном составе. При открытии вакансий в Камере Трибунал выбирает из числа своих избираемых членов преемника, который занимает должность до истечения срока полномочий его предшественника. Для образования присутствия в Камере требуется кворум в семь членов, избранных Трибуналом (ст. 35 Статута).
Камера открыта для субъектов, осуществляющих деятельность в районе (т.е. для государств-участников, Органа, Предприятия, юридических и физических лиц).
Камера, помимо Конвенции, применяет нормы правила и процедуры Органа, условия контрактов о деятельности в Районе.
По запросу Ассамблеи или Совета – главных органов Международного органа по морскому дну – Камера дает консультативные заключения по правовым вопросам, возникающим в сфере их деятельности. Заключения даются в срочном порядке.
Кроме того, Трибунал может образовывать специальные камеры, состоящие из трех или более членов для разбирательства конкретных категорий споров.
Статутом Трибунала также предусмотрено, что в целях ускоренного разрешения дел ежегодно создается камера в составе пяти членов Трибунала, которая может рассматривать и разрешать споры в порядке упрощенного производства.
Споры рассматриваются и разрешаются вышеуказанными камерами, если об этом просят спорящие стороны. Решение, принятое одной из камер, считается вынесенным самим Трибуналом.
Сторонами спора, передаваемого на рассмотрение Трибунала, могут быть:
А) государства – участники Конвенции ООН по морскому праву;
Б) Международный орган по морскому дну;
В) Предприятие (орган, который непосредственно осуществляет деятельность в Районе морского дна за пределами национальной юрисдикции);
Г) юридические и физические лица, имеющие гражданство государств– участников Конвенции ООН по морскому праву и осуществляющие деятельность в районе;
Д) государства – участники других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией, или предусматривающих обращение в Трибунал.
Слушание проводится публично, если Трибунал не принял иного решения или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.
Трибунал и его Камера по спорам, касающимся морского дна, имеют право предписывать временные меры (provisional measures).
Решения Трибунала принимаются большинством голосов присутствующих его членов. В случае разделения голосов поровну голос председателя является решающим.