Начало ХХ в. было ознаменовано новыми достижениями специалистов-технологов. Так, изобретение первой системы передачи изображения с помощью электронно-лучевой трубки, сделанное в 1907 г. сотрудником института Б.Л. Розингом, явилось основой для создания телевидения. Начали свою научную и преподавательскую деятельность такие выдающиеся исследователи, как всемирно известный химик-органик А.Е. Фаворский (1860–1945), крупнейший специалист в области красителей А.Е. Порай-Кошиц (1877–1949) и др. Переживают расцвет студенческие научные кружки. Среди студентов института были будущие писатели В.Г. Короленко (1853–1921) и А.Н. Толстой (1883–1945).
После октября 1917 г. начинается новый этап в развитии института. По окончании Гражданской войны восстановился нормальный учебный процесс и возобновился выпуск инженеров-технологов. Вся последующая деятельность института была связана с решением задач восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. В годы первых пятилеток в стране развернулось грандиозное строительство заводов (в том числе и химических), шахт и электростанций. Необычайно возросла потребность в инженерах-технологах, в связи с чем институт значительно расширяет свою деятельность. Стала более разнообразной подготовка специалистов, происходит рост научно-педагогических кадров и учебно-материальной базы института. В 1929 г. в институте была открыта первая в мире кафедра технологии пластических масс (основатель — профессор С.Н. Ушаков (1893–1964)). В 1930 г. на базе Технологического института и химических факультетов других вузов города был организован Ленинградский химико-технологический институт.
В годы Великой Отечественной войны большая часть института была эвакуирована в Казань. Многие из сотрудников и студентов ушли на фронт, институтские мастерские были заняты обеспечением Ленинградского фронта. В октябре 1943 г. институт первым из городских вузов возобновил учебные занятия и тем самым включился в восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В 1945 г. институт был переименован в Ленинградский технологический институт имени Ленсовета.
В 1950–1980-е гг. институт еще более укрепляет свою роль в качестве одного из важнейших научных центров страны. Его деятельность связана в эти десятилетия с именами академика А.А. Гринберга (1898–1966), профессора Н.Н. Качалова (1883–1961) и многих других выдающихся представителей отечественной науки. В указанные годы внедряются новые формы учебно-методической работы, идет развитие студенческого научного творчества, крепнут научные и творческие связи с промышленными предприятиями, ширится международное сотрудничество Технологического института. В 1976 г. впервые в стране была пущена лаборатория автоматизированных установок с применением ЭВМ, созданы лаборатории систем автоматизированного проектирования. В январе 1972 г. институту был присвоен статус Технического университета, и он был приравнен к ведущим университетам страны.
С 1993 г. институт носит современное название. Серьезным испытанием для института стало вступление нашей страны в период радикальных реформ в начале 1990-х гг. В трудных условиях институту удалось сохранить материальную базу, профессорско-преподавательский состав, студенческий контингент, традиционные научные школы. Были открыты новые специальности. В настоящее время научные коллективы института ведут различные разработки по перспективным направлениям научных исследований. Таким образом, институт смог не только адаптироваться к условиям новой экономики, но и обрести уверенность в своем дальнейшем развитии.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН В РОССИИ
Крепостное право — зависимость крестьянина от феодала или феодального государства в личном, земельном, имущественном, административно-юридическом отношениях, основанная на прикреплении крестьян к земле феодала или феодального государства. Крепостное право в России складывалось постепенно, в результате целого ряда мероприятий государственных органов, по мере развития феодальных отношений. Вначале крестьянин, селившийся на земле феодала, мог по своему желанию уйти от него, но постепенно происходило сокращение права ухода крестьян от своего феодала.
По «Судебнику» 1497 г. Ивана III в общегосударственном масштабе был введен Юрьев день (26 ноября). Срок выхода от феодала ограничивался двумя неделями: неделей до и неделей после Юрьева дня. При этом устанавливалась плата за «пожилое», т. е. плата за проживание на земле феодала; фактически же «пожилое» — это компенсация феодалу за потерю рабочих рук. «Судебник», принятый при Иване IV в 1550 г., подтвердил право перехода крестьян только в течение двух недель: недели до и недели после Юрьева дня, — увеличив размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход.
В конце XVI в. правительство, учитывая интересы феодалов, приняло ряд постановлений, ведших к дальнейшему закрепощению крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» — запрет). До сих пор не совсем ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей России или в отдельных землях, неясна также периодичность их введения.
Усилению зависимости крестьянина от феодала способствовало составление писцовых книг, проводившееся в 80–90-е гг. XVI в. К 1592 г. все население страны было включено в специальные книги. Это делало возможным точно установить принадлежность крестьянина тому или иному феодалу. Как полагает ряд историков, именно тогда, в 1592 г. (или в 1593 г.), был издан царский указ о запрещении крестьянских переходов, что означало фактическое введение крепостного права на Руси. Однако следует отметить, что текст данного указа до сих пор не найден и о его существовании можно судить лишь по косвенным данным. Поэтому многие историки полагают, что фактическое закрепощение крестьян в конце XVI в. было установлено не в результате одного указа, а вследствие последовательного издания целой серии указов, направленных на ограничение, а затем и на практический запрет свободного перехода крестьян от одного феодала к другому.
В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Вводились так называемые «урочные лета» — срок, в течение которого государство брало на себя функции по розыску беглых. По указу 1597 г. срок сыска беглых определялся в пять лет.
В 1601–1602 гг. был временно разрешен ограниченный переход крестьян. В 1607 г. при царе Василии Шуйском срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. После Смутного времени начала XVII в. правительство приступило к переписи населения. Новые писцовые книги 1624–1628 гг. позволили точно зафиксировать принадлежность крестьян определенным феодалам. В 1642 г. был вновь введен десятилетний сыск беглых.
Все эти мероприятия государства, усиление класса феодалов в целом и особенно дворянства, привели к тому, что в 1649 г. правительство по «Соборному Уложению» царя Алексея Михайловича отменило Юрьев день, установив бессрочный сыск беглых крестьян. Это означало окончательное юридическое оформление системы крепостного права в России.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В.
1 Боярская Дума — постоянно действующий законосовещательный орган при царе
2 Земский Собор — высший сословно-представительный орган
3 Приказы — центральные органы исполнительной власти (прообраз министерств)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
Была введена Петром I в 1722 г. Регламентировала порядок прохождения службы в армии и гражданских учреждениях. Согласно «Табели о рангах» ценилась не порода, а личные способности, образование и профессиональные навыки дворянина, что открывало доступ к высшим должностям в государстве представителям мелкого и среднего дворянства. Служебная лестница теперь состояла из четырнадцати ступеней.
«Табель о рангах» давала также возможность стать дворянином и выходцам из других сословий. Получая восьмой ранг по гражданской службе и обер-офицерский чин (начиная с прапорщика) по военной, они становились потомственными дворянами.