Смекни!
smekni.com

Международные таможенные договоры (стр. 2 из 4)

Обычные нормы международного таможенного права формируются в практике международных отношений в результате повторяющихся действий государств, в силу чего возникает правило, которому они обычно следуют. Но данное правило – еще не норма международного таможенного права, просто обычай. Источником международного таможенного права является не всякий обычай, а тот, который признан всеми или большинством государств в качестве обязательного правила, выражающего всеобщую практику государств.

Обычаи, будучи источником международного таможенного права, может иметь как универсальный характер – в силу всеобщности признания, так и региональный – в силу признания в ограниченных экономических отношениях или тех или иных определенных областях сотрудничества: обычай торговых портов, национальный обычай, традиции народов. Формулировки обычаев встречаются в решениях международных судов и арбитражей, резолюциях международных организаций, дипломатических нотах, дипломатической корреспонденции, а также законодательных актах различных государств.

В определенных случаях источниками международного таможенного права могут служить обыкновения (торгового и таможенного характера) и национальные традиции, носящие международный характер.

Обыкновения – это правила поведения, сложившиеся в определенной сфере международной торговли или в процессе таможенного контроля на основании постоянного и единообразного их применения. В основном они относятся к источникам международного таможенного права в сфере таможенного регулирования международной торговли. Обыкновения нашли свое отражение в ряде документов международных организаций, а также сборники "Инкотермс" 1953, 1980 г. г, Единообразных правилах для документальных аккредитивов 1974 г., разработанных международной торговой палатой; Общих условиях торговли, разработанных Европейской экономической комиссией ООН.

Большое значение имеют также международные национальные традиции, сложившиеся в международных таможенных отношениях, особенно в приграничных районах и таможенной зоны.

Однако было бы неправильно, в связи с возрастанием в настоящее время роли договорных норм, отрицать или умалять роль обычая. При этом следует отметить, что в данное время существенно выросла роль взаимодействия договора и обычая как способа становления и утверждения норм международного таможенного права.

Прецеденты международных отношений

Постоянное взаимное влияние практики государств на становление норм современного международного права и, в свою очередь самого международного права на практику международных отношений создает реальные условия, в которых решаются различные вопросы международных связей государств.

Прецедентом является юридическая форма решения спорных вопросов международного общения любыми правомерными способами и средствами.

В настоящее время в практике государств усиливается тенденция к решению спорных вопросов международных отношений путем переговоров и заключений международных договоров и соглашений. Договорная практика может служить прецедентом и потому имеет важное значение для развития современного международного таможенного права. В качестве примера можно назвать Рапалльский договор 1922 г., заключенный между Россией и Германией, в котором впервые была официально признана новая система собственности и который явился международно-правовой формой закрепления принципов мирного сосуществования.

К прецедентам такого рода можно отнести и решения международных судов, постановления и заключения органов международных организаций и т.д. по урегулированию отдельных вопросов в сфере международных таможенных отношений.

Применительно к международным таможенным связям прецеденты международных отношений являются источниками регулирования данной области сотрудничества государств.

Решения международных организаций по вопросам таможенного сотрудничества

Международная организация создается государствами на основе международного договора для совершенствования и повышения эффективности их сотрудничества, унификации и кодификации правил, касающихся той или иной сферы их деятельности. Так, например, основной целью Всемирной организации здравоохранения является "достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья" эта основная цель включает ряд более конкретных задач, в частности, предупреждение болезни т.е. организацию санитарно-гигиенических мероприятий, борьбу с эпидемиями. Деятельность международных организаций на современном этапе научно-технического прогресса приобретает особое значение. В силу прогрессирующей взаимозависимости государств в осуществлении морских, воздушных и космических сообщений, растущих темпов развития средств связи, глобальной системой метеорологических исследований и т.д., они вынуждены считаться с рекомендациями, принимаемыми ими в рамках международных организаций в тех или иных сферах сотрудничества.

Акты, принимаемые в рамках международных организаций, имеют своим основным назначением координацию деятельности государств участников по имплементации юридически закрепленных в их уставах целей международного сотрудничества в соответствующих сферах общественной жизни. Отсюда – решения международных организаций в области таможенного сотрудничества, исходя из общих принципов современного международного права, носят для субъектом международного таможенного права рекомендательный характер. Обязательную юридическую силу они обретают только с согласия самих государств, выраженного актом ратификации. Договорная практика международных организаций исходит из обобщения международно-правовых норм и принципов, регулирующих их деятельность.

Акты международных конференций

Международные (межгосударственные) конференции завершаются, как правило, принятием итоговых документов, юридическая природа которых различна.

Конференция, созванная специально для разработки международного договора, завершается одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В этом случае резолюция имеет лишь разовое, процедурное значение, а источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. Так, Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле - июне 1945 г. завершилась принятием Устава ООН, здесь же подписанного представителями государств, затем ратифицированного и вступившего в силу. Третья Конференция ООН по морскому праву (1973 - 1982 гг.) завершилась 10 декабря 1982 г. принятием Заключительного акта Конференции и принятием Конвенции по морскому праву, сразу же открытой для подписания.

Если конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, то ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями, формулированием рекомендаций государствам. Например, с целью оценки результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия подобные конференции Государств-участников проводятся каждые 5 лет.

Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа с разноплановым содержанием. Это и общий обзор ситуации, и рекомендации государствам-участникам, и разработка новых правил деятельности и взаимоотношений государств.

Потсдамская (Берлинская) конференция руководителей трех государств - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля - 2 августа 1945 г., завершилась подписанием двух документов - Протокола и Сообщения о конференции. В протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников. Нормативный и юридически обязательный характер этого итогового документа не вызывал сомнений.

Принятый тридцать лет спустя, 1 августа 1975 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе совмещал рекомендации по вопросам экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества и нормативные положения о принципах, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, и о мерах укрепления доверия (предварительное уведомление о крупных военных учениях и т.д.). Характеристика мер укрепления доверия в этом акте, а затем в итоговом документе Стокгольмской конференции от 19 сентября 1986 г. может расцениваться как совмещение политических и юридических обязательств. Юридический аспект обязательств выражается в следующем: во-первых, они связаны с регулированием отношений между государствами - участниками СБСЕ; во-вторых, имеют общий характер и должны реализовываться во всех предусмотренных случаях, в-третьих, используемые формулировки имеют форму долженствования ("государства должны... ", "будут предоставлять... ", "будут обеспечивать... "); в-четвертых, предусмотрены меры контроля за соблюдением согласованных мер, инспекции. Меры доверия - это новые правила межгосударственного сотрудничества.

Неоднократные ссылки в последующих договорах на Заключительный акт и на другие документы СБСЕ сформулированы так, что не оставляют сомнений в признании их юридической силы и нормативности, а это - свидетельство статуса этих актов как источников международного права.