Если правила, установленные национальным законодательством одного государства, соответствуют аналогичным нормам права других государств, то они становятся общепризнанными и применяются судами разных государств по делам с участием отечественных и иностранных субъектов предпринимательской деятельности независимо от того, заключен или нет соответствующий договор между этими странами.
В частности, общепризнанным является право суда государства, на территории которого находится недвижимое имущество, рассматривать имущественные споры об этом имуществе. Также общепризнанным, за некоторым исключением, является право суда государства, в котором проживает или имеет постоянное место нахождения ответчик, рассматривать дела с его участием. В странах общего права вопрос о международной подсудности решается на основе формального принципа - фактической возможности вручить ответчику приказ о вызове в суд 2.
Однако определение юрисдикции судов только по одному-двум основаниям не соответствовало бы динамике развития экономических связей между разными государствами и их субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому в ряде межгосударственных договоров о взаимном оказании правовой помощи можно встретить и другие основания для разграничения юрисдикции судов, не зависящие от места нахождения или проживания ответчика.
Примером может служить Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам 3. В ст. 38 названного Договора указано, что в делах об обязательствах, вытекающих из договорных отношений, компетентным является суд той Договаривающейся стороны, на территории которой ответчик имеет место жительства или место нахождения. Компетентным является также суд той Договаривающейся стороны, на территории которой имеет место жительства или место нахождения истец, если на этой территории находится предмет спора или имущество ответчика. Кроме того, Договор позволяет участникам обязательственных отношений изменить по договоренности между собой юрисдикцию суда по этим делам.
А в Договоре между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 4 компетенция судов Договаривающихся сторон еще более расширена. Статья 20 Договора, помимо вышеупомянутого общего правила, устанавливает, что по искам к юридическим лицам компетентным является суд того государства, на территории которого находится орган управления, представительство или филиал юридического лица. По письменному соглашению спорящих сторон может быть изменена компетенция судов по любым делам, кроме дел исключительной компетенции.
Как должны решаться вопросы разграничения подсудности в случаях, когда одно и то же дело вправе рассматривать суды обеих договаривающихся сторон?
ХПК гласит, что дела исключительной компетенции хозяйственных судов Республики Беларусь (дела, связанные с признанием права собственности на здания, сооружения, земельные участки, другие объекты недвижимости, а также с изъятием их из чужого незаконного владения, устранением нарушенных прав собственника или законного владельца) всегда рассматриваются только белорусскими хозяйственными судами - даже в тех случаях, когда тождественное дело рассматривается или уже рассмотрено в суде другого государства (ст. 310). При двойной подсудности спора дело в хозяйственном суде подлежит прекращению, если тождественное дело в суде другого государства было возбуждено ранее. Такие же нормы включены в межгосударственные договоры о правовой помощи Республики Беларусь с Литовской Республикой, Латвийской Республикой и Республикой Польша. А в постановлении Пленума это правило закреплено в качестве общего.
При рассмотрении белорусскими хозяйственными судами дел с участием иностранных лиц из государств - участников СНГ решающее значение имеет Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 (далее - Киевское соглашение; Соглашение), подписанное в г. Киеве всеми странами СНГ, кроме Грузии 5. В соответствии со ст. 4 этого документа компетентный суд государства - участника Соглашения, помимо случаев, когда ответчик имеет постоянное место жительства или место нахождения на территории данного государства на день предъявления иска, вправе рассматривать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений, также в тех случаях, когда на этой территории:
Кроме того, компетентный суд Договаривающегося государства имеет право рассматривать экономический спор и в других случаях при наличии письменного соглашения сторон о передаче данного спора этому суду. Предметом договорной подсудности не могут быть иски о вещных правах на недвижимое имущество, о признании недействительным ненормативного акта государственного и иного органа, а также о возмещении убытков, причиненных субъектам хозяйствования такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к названным субъектам. Эти дела в силу Киевского соглашения относятся к исключительной компетенции судов того государства, в котором находятся соответственно недвижимое имущество либо указанные органы.
Многие из приведенных положений Соглашения содержатся и в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 23.01.1993 (далее - Конвенция) 6. Участниками этой Конвенции являются все страны СНГ, в том числе и Грузия. Названный документ имеет более широкий спектр действия, поскольку распространяется не только на субъекты предпринимательской деятельности, но и на граждан, не занимающихся предпринимательством.
Судебная практика складывается таким образом, что хозяйственные суды чаще применяют положения Киевского соглашения, нежели Конвенции, поскольку в нем предусмотрены более простые и благоприятные условия и формы сотрудничества по достаточно узкому и специфическому кругу правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Положения Конвенции применяются по вопросам, которые не урегулированы Соглашением, а также при взаимодействии хозяйственных судов Беларуси и судов Грузии.
В практике хозяйственных судов много вопросов возникало по форме и содержанию арбитражных соглашений, то есть договора сторон внешнеэкономического контракта о суде, который полномочен рассматривать их возможный спор. В этой связи в постановлении Пленума арбитражным соглашениям посвящен специальный раздел.
Характерно, что Пленум ВХС применил здесь два принципа хозяйственного процесса - приоритета международного договора над национальным законодательством и аналогии закона. В частности, в п. 13-15 постановления Пленума делаются ссылки на Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йорк). С помощью такого приема толкования Пленум ВХС разъяснил, в каких случаях хозяйственные суды вправе рассматривать спор с участием иностранных лиц независимо от наличия арбитражного соглашения о передаче спора на разрешение третейского (негосударственного) суда.
Впервые в постановлении Пленума уделено внимание необходимости установления статуса иностранного лица, участвующего в хозяйственном судопроизводстве.
Обобщение судебной практики показало, что не все хозяйственные суды, рассматривая дела указанной категории, проверяли правовое положение иностранного лица, его право выступать лицом, участвующим в деле. При этом в постановлении Пленума применен метод широкого толкования, позволяющий участвовать в хозяйственном судопроизводстве большому кругу иностранных лиц с целью защиты своих прав и законных интересов. В п. 29 постановления Пленума, в частности, подчеркнуто, что юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, легализованной выпиской из торгового реестра (регистра) страны происхождения. Кроме того, он может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми таковыми законодательством страны учреждения, гражданства или местожительства иностранного лица.
Важным моментом при рассмотрении дел с участием иностранных лиц является установление применимого права для разрешения конкретного спора. Речь идет не о процессуальном законодательстве (хозяйственные суды Беларуси, как и суды других государств, вправе руководствоваться только национальным процессуальным законодательством при рассмотрении дел, в том числе с участием иностранных лиц), а о нормах материального права. В силу отдельных международных договоров или коллизионных норм национального законодательства хозяйственные суды должны применять материальные законы иностранного государства.
Применяя иностранное право, хозяйственный суд обязан установить содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства. Поэтому Пленум в п. 31 постановления обратил внимание хозяйственных судов на их право обращаться в установленном порядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции Республики Беларусь, иным компетентным органам и специалистам в целях установления содержания норм иностранного права.
При определении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторон внешнеэкономической сделки, исходным является принцип автономии сторон.
Право, применимое к обязательствам сторон, может быть избрано сторонами по соглашению, то есть стороны могут в контракте указать, что применяется право страны-покупателя, либо страны-продавца, либо третьей страны, на территории которой могла заключаться сделка. Включение в контракт условия о применимом праве означает, что стороны принимают на себя обязательство руководствоваться в своих отношениях нормами данного права. При этом оно может быть изменено в силу последующего соглашения сторон. Если стороны в контракте в качестве применимого права в общей форме указали на законодательство нескольких государств, хозяйственный суд вправе определить применимое право на основании коллизионных норм.