С помощью частиц то, либо, нибудь, кое образуются неопределенные местоимения и местоименные наречия: кое-кто, кто-либо, что-то, кое-где, почему-то и др. Ведь где-то есть простая жизнь и свет, Прозрачный, теплый и веселый… (А. Ахматова).
Отрицательные частицы не и ни служат для образования отрицательных и неопределенных местоимений и местоименных наречий: некто, нечто, никто, некого, негде, некуда и др. Ничто не ново под луною: что есть, то было, будет ввек (Н. Карамзин).
Синтаксические частицы
Функционируют в составе всего предложения и бывают двух типов:
Значимые вносят в высказывание дополнительные смысловые оттенки | Формальные оформляют синтаксические конструкции |
1. Утвердительные и отрицательные: да, так, ага, конечно, непременно, пожалуй; не, нет, ни, вовсе не, отнюдь не, далеко не, никак не и др. Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь (А. Блок); 2. Вероятностные: едва ли (не), вряд ли, подлинно, будто бы, будто (не в сравнении) и др. Правда, впоследствии соседи через двор говорили, что будто бы в окнах смотровой, выходящих во двор, в этот вечер горели у Преображенского все огни и даже будто бы они видели белый колпак самого профессора (М. Булгаков); 3. Сравнительные: как будто, как, словно, ровно, точно и др.: Окрестный лес как бы в тумане Синел в дыму пороховом (М. Лермонтов) Обратите внимание на то, что частица как бы указывает на переносное значение слова тумане. 4. Эмоциональные: уж, же, всё, как, что за, вот то-то, разве, неужели и др. Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! (И. Северянин); 5. Выделительные: А) количественные: всего, только, лишь, исключительно, чуть, почти, чуть не, всё, единственно, точно и др. Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо (А. Фет); Б) усилительные: даже, же, и, ведь, все-таки, как раз, то и др. Наконец нам льготы дали, Только впрок нам не пошло, Толку вышло мало: По усам-то потекло, В рот же не попало (В. Богданов); В) указательные: вот, вон. Миша приказал долго жить, - отвечал Кирила Петрович, - умер славною смертию от руки неприятеля. Вон его победитель, - при этих словах он указал на Дефоржа (А. Пушкин); Г) вопросительные: ли, ль, да, да ну, неужели, а, никак, разве, что за, как и др. Неужели и жизнь отшумела, Отшумела, как платье твое? (А. Блок). | 1. Конструктивные частицы то, тем оформляют границу между главным и придаточным предложениями в составе сложноподчиненной конструкции: Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей (А. Пушкин); 2. Частицы де, дескать, мол, якобы используются для передачи и оценки чужой речи: Возникает вопрос, уж не в милицию ли спешил Максимилиан Андреевич жаловаться на разбойников, учинивших над ним дикое насилие среди бела дня? Нет, ни в коем случае, это можно сказать уверенно. Войти в милицию и сказать, что вот, мол, сейчас кот в очках читал мой паспорт, а потом человек в трико, с ножом…нет, граждане, Максимилиан Андреевич был действительно умным человеком! (М. Булгаков). |
Обратите внимание на следующие трудности при анализе частиц:
1. Многие частицы являются многозначными, поэтому определять их функции и значение нужно в тексте. Сравним два предложения: Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону (В. Шукшин) и А Колумб напялил адмиральский мундир, вылез на берег и облегченно вздохнул: - Ффу! Наконец-то я открыл Америку! (А. Аверченко). В первом предложении частица то является словообразующей, т.к. с ее помощью образуется неопределенное местоимение кем-то. Во втором предложении частица то является синтаксической значимой, поскольку выделяет, подчеркивает обстоятельство наконец.
2. Частицы нужно отличать от омонимичных им слов других частей речи. Ср.: Задумал я узнать, прекрасна ли земля (М. Лермонтов) и Придет ли он? В первом предложении ли является подчинительным союзом, который присоединяет придаточное изъяснительное к главному и выделяет первое слово в придаточной части. Во второй части ли является синтаксической значимой частицей, формирующей вопросительное предложение и выделяющей первое слово высказывания.
5. Образец анализа текста
(По В. Астафьеву)
Вечером я услышал Васину скрипку.
Была ранняя осень. За Енисеем затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно.
Из-под увала, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене. Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка – скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце.
Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нём плот с огоньками. И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно.
…И опять обоз возник. Всё он идет куда-то, скрывается в студеных торосах, в морозном тумане.
Но не стало Енисея, ни зимнего, ни летнего; снова забилась живая жилка ключа над Васиной избушкой. Ключ начал полнеть, и не один уж ключ, два, три, грозный уже поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, несет, крутит. Вот-вот сметет он избушку под горой. В небе ударят громы, сверкнут молнии, от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжется лес – ничем не остановить страшную такую бурю!
Но скрипка сама всё потушила. Снова тоскует один человек, снова чего-то жаль.
Музыка кончилась неожиданно. На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль.
Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку.
- Сыграйте, дяденька, ещё.
В печке щелкнуло раз, другой, прогоревшие бока ее обозначены красными корешками и травинками, качнулся отблеск огня, пал на Васю. Он вскинул к плечу скрипку и заиграл…
Печка потухла. Слоясь, засыпали в ней угли. Вася в темноте не видим. Скрипки не слышно.
- Уже поздно, - сказал Вася из темноты. – Иди домой. Бабушка будет беспокоиться.
Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. Ноги были все в иголках и как будто вовсе не мои.
- Спасибо вам, дяденька, - прошептал я.
Глухой ночью возвратился я домой. Бабушка, должно быть, по лицу моему угадала, что в душе моей что-то свершилось, и не стала меня бранить
- Ты где так долго? – только и спросила она. – Ужин на столе, ешь и ложись.
- Баба, я слышал скрипку.
- А-а, - отозвалась бабушка. – Вася-поляк чужое играет, непонятное. От его музыки бабы плачут, а мужики напиваются и буйствуют.
- А кто он?
- Вася-то? – зевнула бабушка. - Человек. Спал бы ты. Мне рано к корове подыматься.
Бабушка говорила всё тише и отошла ко сну со вздохом. Я не тревожил ее. Лежал, думал, пытаясь постигнуть человеческую жизнь, но у меня ничего из этой затеи не получалось.
Организация событийной стороны текста
Отрывок посвящен воспоминанию автора о том, как в раннем детстве он услышал игру на скрипке настоящего музыканта и какое это произвело на него неизгладимое впечатление.
Временной план текста подчинен выражению данного содержания. Событие условно может быть разделено на следующие эпизоды: Вечер, мальчик слышит скрипку; Видения, навеянные игрой скрипки; Встреча с Васей; Возвращение домой и разговор с бабушкой; Размышления о смысле жизни.
Поскольку автор-повествователь вспоминает о случае, произошедшем с ним в детстве, то всё событие отнесено к плану прошлого. Глаголы услышал, затемнело, пригвоздила в перфектном значении описывают результативные состояния мальчика и природы.
Игра на скрипке рождает в душе мальчика необычные картины, причем эти воспоминания настолько живы и незабываемы, что автор, с целью подчеркнуть их яркость и значимость для себя тогдашнего, использует формы настоящего и будущего времени в переносном значении прошедшего: видится, уходит, идет, ломает, несет, крутит, ударят, свернут, зажжется. Обратим внимание на то, что воображаемые действия в этом эпизоде имеют разную природу: вначале под воздействием музыки у мальчика всплывают воспоминания из реального прошлого (картинки зимнего Енисея), затем музыка пробуждает фантазию, и мальчик представляет то, чего никогда быть не может – картину летней бури во время цветения папоротника.
Затем происходит переключение с ирреальной модальности в план реального прошлого. Действия во время пребывания мальчика в избушке Васи выписаны в прошедшем аористическом (щелкнуло, вскинул, заиграл), перфектном (печка потухла), имперфектном значениях (засыпали угли).
Возвращение к бабушке обозначено глаголом в перфектном значении (возвратился домой). Последовательность действий в эпизоде разговора с бабушкой передается глаголами в аористическом значении: спросила, отозвалась, зевнула.