Переносное употребление: формы прошедшего времени совершенного вида употребляются для обозначения настоящих или будущих действий.
Формы прошедшего времени в значении будущего | Формы прошедшего времени в значении настоящего неактуального |
Действие представляется так, как будто оно уже осуществилось. Особенно часто в таком употреблении выступают глаголы погибнуть, пропасть, умереть. Выражается модальный оттенок уверенности говорящего в том, что действие осуществится: - Ой, - говорит он [жених невесте. Жениха из-под венца украли черти, и невеста пошла его искать] – погибли мы теперь оба, ты и я: свадьбу ведь играют, дочку за меня выдают (А. Ремизов) | Из чужого табачка всегда такие крутят: утром закрутил – к вечеру вынул (С. Антонов). Контекст дает понять, что такие факты обычны, периодически повторяются, ср. синонимическую замену: «утром закручиваешь – к вечеру вынимаешь». |
Формы: в зависимости от вида есть два способа выражения будущего времени – синтетический (совершенный вид) и аналитический (несовершенный вид).
Синтетический способ: формы будущего простого образуются от глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа (прочитай- у, напиш-у).
Аналитический способ: формы будущего сложного образуются с помощью спрягаемой формы вспомогательного глагола быть и инфинитива основного глагола несовершенного вида (буду читать, будут писать).
Общее значение: действие происходит после момента речи.
Частные значения: различаются в зависимости от вида глагола.
Будущее несовершенного вида
| Будущее совершенного вида |
Глагол обозначает повторяющееся или единичное действие, целиком относящееся к периоду после момента речи: - Ежедневно, - взявшись за лацкан шариковской куртки, выговорил Борменталь, - сам лично буду справляться в очистке – не сократили ли гражданку Васнецову (М. Булгаков). Глагол называет повторяющееся действие в будущем (на это указывает наречие ежедневно). | 1) После момента речи мыслится всё действие целиком: Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино (А. Тимофеевский). 2) После момента речи мыслится только результат действия, в то время как само действие началось (или протекает) в момент речи: И дежурная комната показалась ему (Невыразимову) такой пустыней, что стало жалко не только себя, но даже таракана… «Я-то отдежурю и выйду отсюда, а он весь свой тараканий век здесь продежурит», - подумал он (А. Чехов). Форма означает «я дежурю и закончу дежурить». |
Переносное употребление: формы будущего времени употребляются для обозначения прошлых или настоящих событий.
Будущее несовершенного вида
| Будущее совершенного вида |
Будущее в значении настоящего неактуального повторяющегося или признакового: Вернувшись из далекого путешествия, обязательно будешь хвастаться, рассказывать диковинные вещи (Вл.Солоухин). Глаголы в форме будущего времени используются для передачи типичных, признаковых действий: «имеешь обыкновение хвастаться, рассказывать». | 1) Будущее в значении настоящего неактуального повторяющегося или признакового: И вот всегда-то я так некстати скажу (Ф. Достоевский). Глагол скажу называет типичное, признаковое действие: «имею обыкновение, привычку говорить». 2) Будущее для обозначения интенсивного однократного действия в прошлом: - Она (Ванда) и тарелки чуть не побила, - опять вмешалась Женя, - Маланья несла из кухни тарелки, а она на нее как налетит! (Ф. Сологуб). 3) Будущее для обозначения повторяемых законченных действий в прошлом: Потом Кирилл Григорьевич стал вспоминать дальше: - Помню я, у Толстого в конюшне были хорошие лошади – гнедая и чалая. Выведут, разгорячат лошадь, а он вскочит на нее и скачет по станице… (В. Гиляровский) |
Нужно различать абсолютные и относительные времена глагола. Абсолютным временем обладают личные спрягаемые формы глагола, выступающие в роли сказуемого в самостоятельных предложениях – простых, сложносочиненных, бессоюзных конструкциях, в главной части сложноподчиненных предложений. Точкой отсчета для таких глаголов служит момент речи.
Точкой отсчета для относительных времен служит время другого действия. Относительным временем обладают личные формы глагола в придаточных предложениях, деепричастия и причастия. В придаточных предложениях время действия, обозначенное глаголом-сказуемым, определяется по отношению к действию, выраженному глаголом в главном предложении. Точкой отсчета для времени причастия или деепричастия становится время сказуемого.
По отношению к действию глагола в главном предложении или к действию сказуемого, с которым связаны причастие или деепричастие, выделяются три значения относительного времени: предшествование, одновременность и следование.
Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины (М. Булгаков). Форма будущего времени употреблена в придаточном изъяснительном и обозначает действие, последующее по отношению к прошлому действию, названному глаголом говорил. Мой добрый кот, мой кот ученый, Печальный подавляет вздох, И белой лапкою точеной, Сердясь, вычесывает блох (Н. Гумилев). Глагол в форме деепричастия обозначает действие, одновременное с действием, обозначенным глаголом вычесывает. Дойдя до большой, мутной, как бы молочной реки, путники увидели бородатых и безбородых людей (М. Кузмин). Глагол в форме деепричастия называет действие, предшествующее действию, обозначенному глаголом увидели. Варенуха, отойдя от афиши, наброшенной им на макет, полюбовался на нее и приказал капельдинеру пустить все экземпляры в расклейку (М. Булгаков). Глагол в форме причастия обозначает действие, предшествующее действию, названному глаголом полюбовался.
Отметим, что если причастия имеют специальные формы времен, то деепричастия временных форм не имеют, они лишь в контексте способны обозначать действие, одновременное, предшествующее или последующее по отношению к действию, выраженному сказуемым.
Организация времен в тексте
РЕПИН
И.А. Бунин
Из художников я встречался с братьями Васнецовыми, с Нестеровым, с Репиным… Нестеров хотел написать меня за мою худобу святым, в том роде, как он их писал; я был польщен, но уклонился, - увидать себя в образе святого не всякий согласится. Репин тоже удостоил меня – он однажды, когда я был в Петербурге с моим другом художником Нилусом, пригласил меня ездить к нему на дачу в Финляндии, позировать ему для портрета. «Слышу от товарищей по кисти, - писал он мне, - слышу милую весть, что приехал Нилус, наш художник прекрасный, - ах, если бы мне его краски! – а с ним и вы, прекрасный писатель, портрет которого мечтаю написать: приезжайте, милый, сговоримся и засядем за работу». Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь – быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме – все окна настежь; Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, как на дворе, и говорит: «Вот тут я и буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать, как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже проклятый табак скоро бросите». Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал – страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же вновь расцеловался с хозяином и пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом…
Чтобы правильно проанализировать значения временных форм глагола в тексте, прежде всего нужно разобраться в том, как организован временной план изложения. Для этого нужно установить:
1. Сколько в тексте говорящих лиц, потому что в каждом виде речи времена отсчитываются от момента речи говорящего.
2. Определить, какие события (прошедшие, настоящие или будущие) описывает автор-повествователь.
3. Разбить рассказ о событии на эпизоды (эпизод – это некоторый законченный в смысловом отношении период, который мы можем обозначить одним словом или словосочетанием, например: «Встреча», «Беседа двух друзей», «Прощание»). Этот этап важен для анализа организации времени в тексте, поскольку глагольные формы очень часто служат своеобразными сигналами переключения сюжетного повествования.