Смекни!
smekni.com

Международный лизинг (стр. 2 из 7)

Финансовый лизинг представляет собой сделку, оформляемую двумя видами договоров: договором купли-продажи (поставки) между лизингодателем и поставщиком оборудования, выбранного по спецификации лизингополучателя, и договором лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, на основании которого лизингополучатель использует оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Понятие международного финансового лизинга, содержащееся в Оттавской Конвенции выделяет несколько характерных особенностей:

Лизингодатель либо лизингополучатель должны являться субъектами разных государств. Что же касается продавца, то он может являться как субъектом государства лизингодателя, так и субъектом государства лизингополучателя, то есть национальный характер части договора международного финансового лизинга не влияет на его международный статус.

Лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика. Этим объясняется то, что лизингодатель освобождается от какой-либо ответственности перед лизингополучателем за возможные недостатки оборудования, переданного в лизинг, а лизингополучатель приобретает право на предъявление претензий к продавцу, которые обычно имеет покупатель по договору купли-продажи.

Лизингодатель приобретает у поставщика оборудование специально для последующей передачи его в лизинг. В связи с этим поставщик ставится в известность о том, что конечным пользователем данного имущества будет не лизингодатель (лицо, которое оплачивает имущество и приобретает на него право собственности), а лизингополучатель, который вправе непосредственно предъявлять требования к поставщику, связанные с недостатками проданного оборудования или гарантийными обязательствами поставщика. Таким образом, особенностью договора международного лизинга является то, что лизингополучатель, не находясь в договорных отношениях с продавцом оборудования, обладает определенными правами по отношению к данному лицу.

Лизинговые платежи рассчитываются в зависимости от срока амортизации оборудования [7, ст.12].

Прежде всего, исходя из данного понятия, можно сделать вывод о том, что сделка по международному финансовому лизингу представляет собой трехсторонний договор. Данная правовая конструкция является нетрадиционной для правовых систем стран континентальной Европы. Поэтому, скорее всего, правильнее было бы квалифицировать договор международного финансового лизинга не как многостороннее (трехстороннее) обязательство, а как сложный договор, который включает в себя отношения поставки, а также собственно лизинга (имущественного найма, или аренды). Оттавская Конвенция регулирует лишь отношения по финансовому лизингу, не регулируя отношения прямого лизинга (в государствах континентальной Европы - имущественного найма, или аренды), то есть двусторонние сделки, когда лизингодатель передает в лизинг лизингополучателю имущество, которое находится в его собственности (как, например, в случае передачи в лизинг оборудования производителем).

Кроме того, характеризуя международный финансовый лизинг, необходимо указать и на то, что этот договор представляет собой сделку, используемую исключительно в предпринимательской сфере, вследствие чего данный договор всегда возмездный, а его участники являются профессиональными участниками торгового оборота.

Предметом договора международного финансового лизинга может являться любое имущество, предназначенное для использования его лизингополучателем в коммерческих целях. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Оттавской Конвенции, в качестве предмета международного финансового лизинга выступает любое производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства, ими могут быть транспортные средства и их принадлежности (морские и воздушные суда, авиационные двигатели), а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка), за исключением оборудования, используемого преимущественно для личного, домашнего, семейного пользования.

Сгласно положениям Оттавской Конвенции лизингодатель, приобретая имущество для лизингополучателя, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в международный финансовый лизинг определенному лицу.

В связи с этим, в соответствии со статьей 8 Оттавской Конвенции, лизингодатель не отвечает перед лизингополучателем за ненадлежащее свойство (качество оборудования), за исключением случаев, когда лизингополучатель понес убытки, связанные с вмешательством лизингодателя в выбор поставщика или оборудования, а также в случае, если лизингополучатель положился на опыт лизингодателя. При этом лизингодатель не несет также ответственности перед третьими лицами за смерть, вред здоровью или порчу имущества, причиненные оборудованием.

В статье 10 Оттавской Конвенции определено, что лизингополучатель обладает правами по отношению к поставщику, а последний - соответствующими обязанностями по отношению к лизингополучателю в таком объеме, как если бы лизингополучатель являлся стороной договора поставки. При этом, конечно, поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и лизингополучателем за один и тот же ущерб. Кроме того, лизингополучатель не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор поставки.

Согласно статье 12 Оттавской Конвенции, если поставщик нарушил взятые на себя обязательства путем непоставки или поставки с опозданием лизингополучателю предмета международного лизинга, лизингополучатель имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор международного лизинга и отказаться от оборудования в отношении лизингодателя, вправе задержать выплату периодических платежей по договору. При этом лизингодатель вправе исправить ненадлежащее исполнение, предложив лизингополучателю оборудование, соответствующее договору международного лизинга. Если же все-таки лизингополучатель в одностороннем порядке расторгнул договор международного финансового лизинга, то он вправе потребовать обратно внесенные им периодические платежи и иные суммы от лизингодателя, выплаченные им в качестве аванса за вычетом стоимости тех выгод, которые лизингополучатель извлек из оборудования. И, наконец, лизингополучатель не имеет в отношении лизингодателя никаких иных прав требования, связанных с непоставкой, просрочкой поставки или поставкой несоответствующего оборудования, за исключением тех, которые являются следствием действий или упущений лизингодателя.

Однако следует отметить, что, несмотря на то, что лизингодатель не отвечает за недостатки переданного в международный лизинг оборудования перед лизингополучателем, сам он вправе наряду с лизингополучателем предъявлять требования, связанные с недостатками предмета лизинга, к поставщику.

В соответствии со статьей 9 Конвенции лизингополучатель должен надлежащим образом заботиться о предмете международного лизинга, содержать оборудование в соответствии с условиями, на которых оно поставлено, с учетом его естественного износа и изменений оборудования, согласованного сторонами. Обязанность сторон по текущему или капитальному ремонту оборудования определяется в договоре, как правило, при международном финансовом лизинге такая обязанность возлагается на лизингополучателя.

Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения переданного в международный финансовый лизинг имущества, как правило, в международном торговом обороте рассматриваются как его собственность.

В течение срока действия договора международного финансового лизинга лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора в части сохранности объекта международного лизинга и поддержания его в рабочем состоянии.

Страхование предмета международного финансового лизинга обычно осуществляется либо лизингодателем, либо лизингополучателем. В случае страхования предмета международного финансового лизинга лизингодателем страховая сумма включается в состав лизингового платежа согласно условиям договора. В случае заключения договора страхования лизингополучателем, договор заключается обычно в пользу лизингодателя, то есть именно лизингодатель является получателем страхового возмещения по страховому полису.

Пункт 2 статьи 14 Оттавской Конвенции разрешает лизингополучателю передать право пользования предметом международного финансового лизинга или любое другое право по договору о лизинге иному лицу. Однако он это может осуществить лишь с согласия лизингодателя и с учетом прав третьих лиц. При этом договор сублизинга не может быть заключен на срок, больший срока договора международного финансового лизинга.

По прекращению договора международного финансового лизинга лизингополучатель, к которому не перешло право собственности на предмет международного финансового лизинга, или если договор не продлен, обязан возвратить лизингодателю оборудование (предмет международного лизинга) в соответствии с условиями договора.

Вопросы, которые прямо не рассматриваются в Оттавской конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таковых - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права (коллизионных норм). В самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы, содержащие формулы прикрепления, с помощью которых определяются подлежащие применению правовые нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества. В частности, в случаях, когда предметом лизинга является оборудование, присоединенное к земельному участку или ставшее принадлежностью земельного участка, вопрос о том, стало или нет указанное оборудование такой принадлежностью (или было присоединено к земельному участку), и возникающие в связи с этим правовые последствия для лизингодателя и обладателя вещных прав на данный земельный участок определяются законом государства местонахождения этого земельного участка.