Но в целом отложения докембрия и палеозоя (их возраст древнее 230 млн. лет) представлены на геологической карте (где возраст пород обозначен строго определенным цветом) разноокрашенными мелкими пятнами и полосами преимущественно в осевой части Главного Кавказского хребта. Крылья же мегаскладчатой структуры Большого Кавказа, в основном, сложены занимающими значительную площадь более молодыми породами мезозоя (эры «средней», «промежуточной» жизни на Земле) и кайнозоя (эры «новой» жизни) - различными сланцами, известняками, мергелями, аргиллитами, алевролитами, песчаниками, конгломератами, разнообразными вулканогенно-осадочными породами.
В мезозойский комплекс, кроме отложений юры и мела, окрашенных соответственно в синий и зеленый цвета, входят и более древние отложения триаса или триасового периода (сиреневый цвет, 230-195 млн. лет). Наиболее полно триасовые отложения в виде известняков, песчаников, конгломератов представлены в верховьях рек Малая Лаба и Белая. Поэтому геологи считают этот район Кавказа связующим звеном между Альпами и Гималаями. Именно здесь проходил один из основных маршрутов 17-го Международного геологического конгресса в 1936 году.
Наибольшую площадь на Кавказе занимают, пожалуй, отложения юрского периода (195–140 млн.лет). Это осадочные и вулканические горные породы: разнообразные сланцы, известняки, песчаники, аргиллиты, гипсы, туфы, туфолавы, туфобрекчии, туфопесчаники, мандельштейны и др. В северной части нашего региона, например в бассейнах рек Лаба и Белая, в условиях высыхающих морских лагун образовались когда-то гипсовые толщи - осадки химического происхождения. А район г.Фишт в верхнеюрское время представлял собой коралловый риф посреди соленого и теплого моря, давший известняки органического происхождения.
Юрские отложения Западного Кавказа богаты окаменелостями. Здесь найдены аммониты и белемниты – вымершие хищные головоногие моллюски, родственники современным наутилусам, осьминогам и кальмарам. Аммониты имели наружную раковину, белемниты – внутреннюю; и тем, и другим природа дала «реактивный» аппарат для передвижения. Размеры раковин аммонитов впечатляют – в Майкопском музее хранятся экземпляры размером с автомобильное колесо! В мезозойскую эру аммониты и белемниты достигли наивысшего расцвета и к концу эры, увы, вымерли, теперь они – ценные руководящие ископаемые для мезозоя. В юрских известняках нередко встречаются окаменевшие остатки кораллов, моллюсков, морских лилий, мшанок, губок, морских ежей, морских звезд, водорослей. Так, на г.Фишт известняки местами почти целиком сложены окаменевшими кораллами - мраморизованными известняками - со всем вышеописанным набором окаменелостей.
Горные породы мелового возраста или мелового периода (140-70 млн.лет) также представлены морскими отложениями – переслаивающимися известняками, мергелями, аргиллитами, алевролитами, песчаниками. На Черноморском побережье этот комплекс пород геологи называют карбонатным флишем («флиш» - «скользкий», «сланцеватый» на одном из швейцарских диалектов).
Для флиша характерна ритмическая и градационная слоистость, то есть толща флиша состоит из множества ритмично повторяющихся наборов слоев, а в пределах одного слоя крупность частиц уменьшается от подошвы пласта к его кровле. Например, в нижней части пласта песчаника отложен крупнозернистый песок, который выше по слою сменяется песком средне- и мелкозернистым до тонкозернистого, сменяющегося далее алевритовыми (пылеватыми) и глинистыми частицами. Пласт, превращенный за миллионы лет в горную породу, таким образом, начинается песчаником, а заканчивается аргиллитом, мергелем, известняком. Во флишевых породах почти не встречаются окаменевшие остатки ископаемых животных – это глубоководные отложения, но очень характерны гиероглифы - своеобразные знаки на поверхности пластов. По теории голландского ученого Ф. Кюнена, флиш - результат отложения в море мутьевых потоков, несущих по подводным каньонам после землетрясений частицы разрушенных пород – песка, глины, накопленные ранее у приглубых берегов. Выходы мелового карбонатного флиша протянулись вдоль Черного моря моря от Анапы до Головинки, восточнее он сменяется более молодым палеогеновым терригенным флишем с переслаиванием песчаников и аргиллитов.
В районе Сочи (Хостинский, Адлерский районы) мезозой представлен известняками юрского и мелового периода. На дневную поверхность они выходят в виде карстовых массивов Ахун, Ахштырь, Алек, Ахцу, Дзыхра, Воронцовский и Фишт. Здесь описано более 200 пещер. Карст – это явление растворения горных пород (известняка, гипса, доломита и др.) подземными и поверхностными водами. Широко развиты карстовые явления и в известняках плато Лагонаки, Скалистого хребта, на территории Абхазии (это карстовые массивы Арабика и Бзыбский). Самые глубокие пещеры в районе Сочи (от 500 до 630 м) описаны на карстовых массивах Фишт и Алек. Самой глубокой и самой протяженной пещерой в районе Сочи (по состоянию на 1 января 2005 г.) считается карстовая система Крестик-Турист на г. Фишт (глуб. 633 м, протяж. 14 000 м). Воронцовская система пещер (10 640м) - самая протяженная карстовая система Сочинского национального парка.
В мергелях и известняках, например, в Агурском ущелье, часто встречаются окаменевшие меловые морские ежи и раковины двустворчатого моллюска иноцерамуса – руководящие ископаемые верхнего мела. На южном склоне хр. Аибга и в верховьях р. Восточный Дагомыс можно найти окаменевших аммонитов и белемнитов. В юрских черных сланцах в бассейнах рек Мзымта и Псоу нередко попадаются характерные новообразования - округлые конкреции из сидерита или пирита, «выросшие» в рыхлых осадках на дне океана более сотни миллионов лет назад.
Толщу осадочных горных пород местами прорезают молодые интрузии мезозоя: граниты, гранодиориты, диабазы, порфириты, порфиры, которые можно встретить в долине р. Мзымта, на г. Большая Чура, на г. Индюк.
Отложения кайнозоя или эры «новой жизни» представлены на Западном Кавказе палеогеновыми, неогеновыми горными породами и четвертичными грунтами. Полоса этих пород прослеживается вдоль побережья в районе Сочи от р.Шахе до р.Псоу. Ранее палеоген и неоген не были разделены и назывались третичным периодом (отсюда «пошел» и четвертичный период). Ныне термин «третичный» считается устаревшим, но вполне употребим.
Отложения палеогена или палеогенового периода (70 – 30 млн.лет) окрашены на геологической карте в оранжевый цвет. В основном, это так называемый терригенный флиш, то есть ритмично слоистые толщи из песчаников и аргиллитов. Среди них уже не встретишь магматических пород, нет и известняков. Серые слоистые толщи палеогена хорошо просматриваются вдоль железной дороги от пос. Головинка до Мамайки.
Неоген (30 – 3 млн.лет) окрашен на карте в лимонно-желтый цвет и занимает у нас небольшую площадь в районе Адлера (отложения неогена разрабатываются в Веселовском карьере) и в Мюссере (Абхазия) в виде толщи переслаивающихся глин, слабо сцементированных песчаников и конгломератов.
Самые молодые отложения – четвертичные или, правильнее, отложения антропогена. Мы все живем в четвертичный или антропогеновый период (отсчет: 2-3 млн. лет назад и поныне) – в начале этого периода появился на Земле человек. Грунты этого периода в нашем районе обычно рыхлые и состоят из глины и обломков (неокатанных и окатанных) горных пород: это песок, дресва, щебень, гравий, галька, глыбы, валуны. Так, на склонах гор накапливаются при выветривании глинистые толщи со щебнем и глыбами, особенно мощные (до 50 м) на оползневых участках. Залежи гальки, гравия и песка образуются в долинах рек, ими сложены морские пляжи.
Но вернемся к описанию особенностей строения Большого Кавказа.
Современный Кавказ, как было сказано, сформирован альпийской складчатостью одновременно с Альпами, Карпатами, Крымом, Памиром, Гималаями и входит в Средиземноморский геосинклинальный пояс, переживший не менее четырех циклов развития за последние 600 млн. лет. Складчатые структуры Большого Кавказа и вулканические нагорья Малого Кавказа разделяет жесткий Закавказский срединный массив. С севера Кавказ ограничивает Восточно-Европейская платформа, а с юга «поджимает» древняя Аравийская платформа. Кроме того, севернее Большого Кавказа геологи выделяют Предкавказский краевой прогиб, заполненный осадочными породами; за ним лежит жесткая Скифская плита. Сам Большой Кавказ – это подвижная геосинклинальная область, разбитая на блоки глубинными долгоживущими разломами. Самая древняя глубинная разломная зона примерно совпадает с высокогорной осевой частью Главного Кавказского хребта – она «работает» уже около 1700 миллионов лет! Разломы служат путями для продвижения из глубин Земли магмы – жидкого силикатного расплава. Изливаясь на поверхность в виде лавы, она зачастую покрывала большие пространства. Наиболее молодые свидетели и участники этих грозных извержений - вулканы Эльбрус и Казбек – до сих пор считаются действующими. Возраст таких «свежих» вулканических пород насчитывает всего десятки тысяч лет (25 тысяч лет назад Эльбрус извергал потоки лавы).
Горообразовательный процесс в Кавказском регионе, начавшийся в своей новой фазе более 70 миллионов лет назад, продолжается и поныне – это один из сейсмически активных районов нашей страны. Об этом напоминают вулканы Большого Кавказа и вулканические плато Закавказья, многочисленные минеральные и термальные источники, продолжающиеся тектонические подвижки, сопровождающиеся нередко разрушительными землетрясениями.
К северу от Главного Кавказского хребта в рельефе выделяются три почти параллельных друг другу и понижающиеся к северу хребта – куэсты или «столовые горы» - с крутым обрывистым южным склоном и пологим северным. В составе куэст присутствуют верхние бронирующие пласты известняков, затрудняющие размыв поверхности земли, что и придает куэстам своеобразную столообразную форму на фоне пропиленных реками глубоких долин и ущелий.