Смекни!
smekni.com

2 Философия и общественная мысль 14 (стр. 2 из 3)

В лучших произведениях М. Волошина (1877—1932) — чувство любви к природе как к космическому целому, трагическое переживание исторических судеб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.

Н. Клюев (1887—1937) был поэтом — певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика. В начале века опубликованы сборники «Сосен перезвон», «Песнослов» (две книги), «Изба и поле».[6]

2.2. Живопись

Сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.

В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова — это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.).

В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (1892— 1924). Не удовлетворенные укладом жизни, стремившиеся воспеть красоту, художники искали новые темы и формы, позволяющие воплотить эти темы. Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества.

В 1910 г. московские художники объединились в группу «Бубновый валет», в которую вошли П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.[7]

2.3. Театр и балет

Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.

Перестроить всю жизнь русского театра, убрать всю казенщину, увлечь общностью интересов все художественные силы — так были определены задачи нового театра. Станиславский и Немирович-Данченко, используя отечественный и мировой опыт театра, утверждали искусство нового типа, отвечающего духу времени. В репертуаре театра ведущее положение заняли пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), затем М. Горького («Мещане», «На дне»). Лучшими спектаклями стали постановки «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Синяя птица» М. Метерлинка, «Гамлет» В. Шекспира. Этот репертуар требовал талантливых исполнителей. К. Станиславский разработал систему актерской игры и режиссуры, выступив против дилетантства, добиваясь воспитания актера-гражданина, игра которого вела бы к созданию органического процесса по продуманной логике характера сценического героя, актер должен был стать первенствующей фигурой театра. Художественный театр очень скоро стал ведущим, передовым театром России, что было прежде всего обусловлено его демократической сущностью.

Новые веяния также затронули балетную сцену. Они связаны с именем балетмейстера М.М. Фокина (1880—1942). Одним из создателей объединения «Мир искусства» С.П. Дягилевым были организованы Русские сезоны в Париже — выступления артистов русского балета в 1909—1911 гг. В состав труппы вошли М.М. Фокин, АЛ. Павлова, В.Ф. Нежинский, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер, М. Мордкин и др. Фокин был балетмейстером и художественным руководителем. Оформляли спектакли известные художники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих.

Были показаны спектакли «Сильфиды» (музыка Ф. Шопена), Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Жар-птицам и «Петрушкам (музыка И. Стравинского) и т.д. Выступления были триумфом русского хореографического искусства. Артисты доказали, что классический балет может быть современным, волновать зрителя, если танец соответствующими танцевальными средствами несет смысловую нагрузку, органически соединяется с музыкой и живописью. Лучшими постановками Фокина были «Петрушка» «Жар-птица», «Шехерезада», «Умирающий лебедь», в которых музыка, живопись и хореография были едины.

В 1904 г. талантливая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская (1864—1910) организовала в Санкт-Петербурге свой театр, в репертуаре которого была современная драматургия — пьесы М. Горького, Г. Ибсена, М. Метерлинка.

Выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры продолжали играть Малый театр в Москве, Александрийский в Петербурге. К концу XIX в. на Украине имелось несколько профессиональных передвижных трупп, с 70-х гг. сценическое искусство развивалось в Азербайджане и Эстонии, в начале XX в. возникли белорусский и татарский театры.[8]

2.4. Авангард живописи

Заметным явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители — основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский (1866— 1944); К.С. Малевич (1878—1935) — основоположник супрематизма («Черный квадраты); П.Н. Филонов (1883—1941), отстаивавший принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к калейдоскопическому развертыванию композиций («Коровницым, «Формула петроградского пролетариата»); М.З. Шагал (1887—1985), произведениям которого присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.). Их творчеству свойственны асоциальность, абсолютизация творческого «я», поиски нового религиозного сознания, трагизм, но одновременно и стремление к радости и свету.[9]

2.5. Мецеанство

Для серебряного века характерно еще одно явление — меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С.Т. Морозов (1862-1905).

А.А. Бахрушин (1865—1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.[10]

2.6. Философия и общественная мысль

«Серебряный век» отмечен творческими достижениями в области общественной мысли. Русские мыслители включились в активное обсуждение вопросов развития личности и общества, русской поземельной общины и капитализма, социального неравенства и бедности.

В конце XIX века картина общественной мысли в России напоминала пестрое одеяло, скроенное из самых разных направлений, идейных течений и научных школ. Так, наряду с шелленгианской философией (П. Чаадаев) существовали также неокантианство (А. Чупров, Б.П. Кистяковский, П.В. Новгородцев, СЛ. Франк), географическая школа (Л. Мечников), марксизм (В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Ро-берти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тахтарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литература, научные монографии.

Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов).

В области философии в стране сформировались два оригинальных течения, не существовавших на Западе, а именно русская религиозная философия (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов) и философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

Благодаря трудам B.C. Соловьева (1853—1900) широкая публика начала проявлять интерес к религии, метафизическому и этическому идеализму, идее нации и вообще духовным ценностям. B.C. Соловьев проповедовал утопический идеал всемирной теократии, развивал идеи христианского платонизма. Он оказал большое влияние на русскую религиозную философию и поэзию русских символистов. Под влиянием В. Соловьева в России накануне 1917 году возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего это П. Флоренский и С. Булгаков, постепенно развивавшие собственные теории. интеллигенции (1909), выпущенный группой российских религиозных философов и публицистов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, СЛ. Франк, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистя-ковский). В книге дана развернутая критика идеологии и практических установок революционно настроенной интеллигенции — атеистического материализма, политического радикализма, идеализации народа (в марксизме — пролетариата), проанализирована социальная анатомия и историческая эволюция русской интеллигенции, ее отношений с народом и властью, роль и место в русском историческом процессе.