Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть
2.1. Поэзия 5
2.2. Живопись 9
2.3. Театр и балет 10
2.4. Авангард живописи 12
2.5. Мецеанство 13
2.6. Философия и общественная мысль 14
3. Заключение 16
4. Список использованной литературы 18
1. Введение
XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во всех сферах культуры, особенно духовной. В это время оформилась русская школа философии, включившая в себя самые различные направления философской мысли, при этом в одной только стране сошлись многие течения этой области культуры. XX век — время великой литературы, не менее великой музыки, живописи, театра. За каждым из названных видов искусства стоит множество гениальных имен. Но в этом веке, возможно более, чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии.[1]
Нельзя не отметить период «серебряного века», который захватил и началоXX века. Это историческое время с 90-х гг. XIX века до 1922 года., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее вид ными представителями творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века» - это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей.[2]
С 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век».
За короткий отрезок времени — рубеж XIX—XX веков — в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.
Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале XX века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, A.M. Горький, М.М. Пришвин.[3]
«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. «Серебряный век» стал временем формирования русского авангарда.[4]
XX век в России — век контрастов: бурные столкновения широких масс то с властью, то друг с другом, то с внешним врагом, с одной стороны, и не меньшее, чем в прошлом веке, блестящее созвездие талантов во всех сферах человеческой деятельности — с другой. С одной стороны — тоталитаризм, унесший не только жизни, но и духовную цельность человека, с другой — удивительный всплеск энтузиазма, позволивший в краткий срок построить то, что казалось немыслимым. С одной стороны — горячая вера в правоту политических идеалов, активное служение им, с другой — «непротивление злу», идущее от равнодушия, безразличия к своим и чужим судьбам. С одной стороны — показательные восторженные шоу с демонстрацией всенародного единства, с другой — мощная волна диссидентства, тайного и явного.[5]
2. Основная часть
2.1. Поэзия
Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866—1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием — мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, А. Белый.
К. Бальмонт (1867—1942) был одним из лидеров литературы символизма. Он стал популярным после выхода в свет стихотворных сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя». Затем он отошел от ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и перешел в число художников, считавших себя рожденными «для звуков сладких и мотивов». Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранничества:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
и пышный цвет долин.
Я заключил миры в един ом взоре.
Я властелин поэт.
В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880—1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик — символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соловьева.
Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик». В дальнейшем в творчестве поэта усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905—1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, осмыслен «страшный мир» буржуазные отношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностыо формы.
Лирика Блока — великое достояние русской национальной культуры. Одним из инициаторов и организаторов символизма в России был В.Я. Брюсов (1873—1924), хотя его творчество вышло за рамки этого направления. Он писал:
Где нет... тайности в чувстве, — нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.
Им было выпущено 16 сборников стихов, но уже в пятом из них — «Граду и миру» запечатлена жизнь города, а в мощных и четких строфах предваряется Маяковский. Все последующие произведения Брюсова проводят тему созидательного труда. Творчество его исключительно разнообразно. Он поэт, романтик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы. Брюсов — автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы».
По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».
На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891—1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).
Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.
Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» — таковы были декларации футуристов. Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885—1922), И. Северянина (1887—1941), В. Маяковского (1893—1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.
Один из основоположников этого течения — В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое — свободно плавить славянские слова, — вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» построено на словообразовании из одного корня:
Смейво, смейво,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики,
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Несмотря на то, что молодой В. Маяковский примыкал к футуристам, уже в его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадало с принципами этого течения: предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха — нео&ычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме.
Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.
М. Цветаева (1892—1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы — в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежат эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.