Смекни!
smekni.com

Основные моральные понятия и вехи истории этики (стр. 130 из 133)

1 Е.Н. Трубецкой отмечает даже точку соприкосновения учения Ф. Ницше с учением К. Маркса: и тот, и другой объясняли противоположность ценностных систем морали классовыми противоположностями, различием условий их формирования, что не помешало им прийти к диаметрально противоположным выводам (см. 14, 243-244).

2 К аналогичным, но более аргументированным выводам в результате изучения того же культурно-исторического материала приходят, например, П. Лафарг и А.Ф. Лосев. Исторически понятие добра возникает и приобретает специфически моральный смысл в результате дифференциации оценочного сознания. Так, в древнегреческой культуре собственно нравственным понятиям предшествовало синкретическое оценочное старинно-аристократическое понятие "калокагатия", которое выражало идеал не только совершенного нравственно-духовного склада, но и физических качеств человека: благородство, разумность, справедливость, целомудрие, красоту, мужество, силу. Этот идеал складывается в среде аристократии гомеровской и архаической эпохи, затем усваивается греческой демократией.

1 М. Хайдеггер в связи с этим уточняет: "Для Ницше христианство - это феномен церкви с ее притязаниями на власть, феномен исторический, феномен светской политики в рамках складывания западного человечества и культуры нового времени. В этом смысле так понимаемое христианство и христианский дух новозаветной веры - не одно и то же" (17, 149).

1 Ницше, пишут в связи с этим М. Хоркмайер и Т.В. Адорно, "показывает, как порабощение всего природного самовластным субъектом в конце концов достигает своего апогея именно в господстве слепо объективного, природного. Эта тенденция уравнивает между собой все оппозиции, присущие буржуазному мышлению, в особенности - оппозицию морального ригоризма и абсолютной аморальности" (18, 14).

1 Е.Н. Трубецкой отмечает, что отождествление ценности с могуществом у Ницше не выдержано: "...У Ницше двоится самый критерий ценности: с одной стороны, он склонен отождествлять ценное с естественным; с другой стороны, оказывается, что не все естественное ценно; инстинкты нуждаются в верховном контроле сознания, ценно в них только то, что выдерживает критику разума, только то, что разум признает сильным и могущественным" (14, 254-255).

1 М. Хоркмайер и Т.В. Адорно высказывают предположение, что Ницше хочет спасти Бога, который умер, заменив его сверхчеловеком, что по существу является "возобновлением предпринятой Кантом попытки трансформировать божественный закон в автономию, осуществленную им с тем, чтобы спасти европейскую цивилизацию, поступившуюся в английском скептицизме духом". Кантовский категорический императив "равным образом является и тайной сверхчеловека. Его воля ничуть не менее деспотична, чем категорический императив. Оба нацелены на независимость от внешних сил..." (17, 143).

1 Решение Соловьевым вопроса о соотношении морали и права вызвало достаточно много нареканий его современников. Наиболее полный и обстоятельный критический анализ этого раздела дан Е.Н. Трубецким (Миросозерцание В.С. Соловьева Т. II. М., 1995. Гл. XXI). Прежде всего он упрекает Соловьева за подверженность влиянию Шопенгауэра, а также противопоставляет ему две крайние точки зрения на эту проблему - Л.Н. Толстого и Б.Н. Чичерина: первый отрицал связь морали и права во имя чистоты морали, второй - во имя права.

1 Отношение В. Соловьева к исторически предшествующим философским школам обстоятельно представлено в книге А.Ф. Лосева "Вл. Соловьев". 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1994.

1 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 4. С. 147.

1 Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 59.

2 Там же. С. 75.

3 Аристотель. Указ. соч. Т. 4. С. 151.

4 Там же. С. 153.

1 Джон Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 22.

1 Ролз Дж. Указ соч. С. 22.

2 Там же. С. 25.

3 Там же. С. 24.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 486.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 54.

2 Там же.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 44.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 66.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 71.

2 Там же. С. 75.

3 Там же. С. 76.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 79.

2 Там же. С. 80-81.

1 Ролз Дж. Указ. соч. С. 84.

1 Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж. Роулса. М., 1992. С. 6.

2 Kukathas С., Pettit P. Raawls. A Theory of Justice and its Critics. Stanford, 1990. P. 82.

1 Kukathas С., Pettit P. Op. cit. Р. 95.

2 Ibid. Р. 113.

1 Macintyer A. After Virtue. A Study in Moral Theory. London, Duckworth, 1986.

1 Daniels Norman. Two Approaches to Theory Acceptance in Ethics // Morality. Reason and Truth. New Essays on the Foundation of Ethics. Ronman and Allanheld Publishers. 1985.

1 Daniels Norman. Op. cit. P. 123.

2 Ibid. Р. 133.

1 Ницше Ф. Злая мудрость. Соч. в 2-х т. T. I. С. 735.

1 Maннгeйм K. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. M., 1998. С. 141, 142.

1 Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8; Он же. Открытое общество и его враги. М., 1992.

1 Теория первобытного общества и анализ различных граней архаической культуры содержатся в таких известных научных работах, как: Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957; Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964; Mopraн Л. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Л., 1934; Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. и др.

2 См.: Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. М., 1986.

1 См.: Юнг К. Архаичный человек. В кн.: Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994; Юнг К. Психологический комментарий к "Тибетской книге мертвых". В кн.: Тибетская книга мертвых. М., 1994.

1 Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М., 1974. С. 100-101.

1 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981. С. 138.

2 Там же. С. 145.

1 Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974. С. 64-65.

2 Там же. С. 67.

1 Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1995. С. 12.

1 Табу, или тапу, - полинезийское слово, привезенное в Европу Джеймсом Куком.

1 Cм. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980; Фрейд З. Тотем и табу; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Тотемизм сегодня. М., 1994.

2 Бородай Ю.М. Эротика-смерть-табу: трагедия человеческого сознания. М., 1996. С. 177.

1 Дарнтон Р. Братство: взгляд еретика. В кн.: Одиссей. М., 1994.

2 Бенвенист. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. Т. 1. Кн. 2. Термины родства.

3 Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. В кн.: Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 16.

1 Wilson M. Nyakyasa Ritual and Symbolism // American Anthropologist. 1954. V. 56. № 2. P. 241.

2 Tierney P. The Highest Altar. N.-Y., 1989.

1 Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

2 Hocart A.M. The Progress of Man. L., 1933. P. 223.

1 Юнг К. Архаичный человек. С. 183.

2 Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990. С. 144.

3 Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках М., 1988. С. 185.

4 Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. С. 86-87.

1 Крюков В.М. Дары земные и небесные (к символике архаического ритуала в раннечжоуском Китае). Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

1 Мосс М. Очерк о даре. // Мocc М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 103.

2 Мосс М. Указ. соч. С. 109. Надо отметить, что самое первое значение справедливости - это благотворительность, подаяние бедным.

1 Мосс М. Указ. соч. С. 168.

1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 1994.; Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Царь Хаммурапи - современник библейского Авраама.

1 Черниловский З.М. Русская правда в свете других славянских судебников. В кн.: Древняя Русь. Проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. С. 13.

2 Выражение "сын человека" (в Законах из Эшнуины XX в. до н.э.) означает представителя полноправного населения, не раба, в поучениях Гераклеопольского царя (XXII в. до н.э.) означает знатного, в отличие от простолюдина.

1 Законы Ману. М., 1992; Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.

2 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994. С. 120.

3 Ману (Manu), мыслящий - санскритское имя, является именем собственным мифического родоначальника человечества, первого царя и основателя социального и морального порядка.

1 Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. С. 95. См. также: От Бытия до Откровения. Пятикнижие Моисеево. Пер. И. Ш. Шифмана. М., 1993; Рижский И. Н. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987.

1 Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959. С. 53.

1 Юнг К. Ответ Иову. М., 1995. С. 187.

1 Беленький Н.С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. С. 74.

1 Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч. В 3 т. T. 1. М., 1968. С. 25.

1 Трубецкой Е. Социальная утопия Платона. М., 1908. С. 18.

1 Аристотель. Никомахова этика. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 121.

2 Парнас. Антология античной лирики. М., 1980. С. 52.

3 Там же. С. 61.

4 Там же. С. 39.

1 Существует версия, согласно которой Драконт (Дракон) - это вовсе не человек, а храмовый священный змей-оракул, якобы изрекший афинские законы.

2 Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. Т. 1. Солон. С. 173.

1 Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник Древней истории. 1962. № 2.

1 История Древней Греции. Изд. 2-е. М., 1972. С. 130.

1 Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. 1. М., 1987. Солон. С. 168.

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 81.

1 Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Т. 1. М., 1987. С. 124. См.: Валлон А. История рабства в античном мире. Т. 1-2. М., 1941.

1 Плутарх. Указ. соч. С. 116.

2 Там же.

1 Законы ХII Таблиц. М., 1996. Считается, что в древности текст был занесен на глиняные таблицы.

2 Черниловский З.М. Русская правда в свете других славянских судебников. В кн.: Проблемы права и правовой идеологии. М., 1984. С. 13.

1 См.: Брейкин О.В. Мораль Древнего Рима. Изд-во Мордовского Университета, 1992.