2 Римское право - это "совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 105).
1 Юстиниан I, император византийский. Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 53.
2 Там же. С. 86.
1 Юстиниан I, император византийский. Указ соч. С. 35.
1 Юстиниан I, император византийский. Указ соч. С. 70.
2 Там же. С. 200.
1 Кардани Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 179.
2 Арианство (от Ария - основателя учения, александрийского пресвитера) отражает церковный раскол IV в.; ариане признавали монархическое толкование доктрины тринитаризма, верховенство бога-отца и инструментальное значение Христа как уникального трансцендирующего человека, но не признавали его божественности.
1 См.: Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913.
1 Амвросий, епископ Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Москва - Рига, 1995. С. 357.
1 Амвросий, епископ Медиоланский. Указ. соч. С. 357.
1 Ренан Э. Апостол Павел. СПб., 1907. С. 242.
2 Апостолами называли странствующих проповедников, в обязанности которых входил сбор средств в пользу религиозных общин. Легитимных христианских апостолов согласно каноническим Евангелиям было 12, затем их число возросло до 70-72 человек.
1 См.: Байджент М., Лей P., Линкольн Г. Священная загадка. СПб., 1993; История Древнего Мира. Упадок древних обществ. М., 1982.
1 Klausner Joseph. From Jesus to Paul. N.Y., 1945. P. 571.
1 Агапе - основное понятие в христианской литературе. В противоположность эросу, т.e. страстной любви, имеет значение деятельной одаряющей любви; обозначает вечернюю трапезную любовь у ранних христиан; в I в. н.э. является общей трапезой и связана с тайной вечерей, прообразом был греческий эранос (товарищеский пир вскладчину).
1 Христос и Культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996. С. 140.
2 Там же. С. 139.
1 The Story of the Early Ascetics Influences St. Augustin // Javrie J., Daly S.J., Benedictinе Monasticism, its Formation and Development through the 12th Century. N.Y., 1965.
2 В 387 г. Августин принимает крещение в Медиолане (возможно, у Амвросия). В раннем христианстве монахами стали именовать избранных учеников евангелиста ап. Марка - первого епископа Александрии.
3 История Древнего Мира. Упадок древних обществ. М., 1982. С. 254.
4 Там же. С. 267.
1 Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992. С. 138.
2 Горский С. Монастырские нравы. Л., 1990. С. 34.
1 Excepts from the Letter of St. Augustine (CCXI, AD 423) to the nuns... // Javrie J. Daly S.J. Benedictine Monasticism and Development through the 12th Century. N.Y., 1965.
2 Cupitt Don. The new Christian Ethics L., 1988. Р. 5.
1 Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992. С. 58.
2 Lawrence C.H. Medieval Monasticism. Forms of Religion Life in Westen Europe in the Middle Ages. L; N.Y., 1985. Р. 28.
3 Cupitt Don. The new Christian Ethics. L., 1988. Р. 5.
4 Фома Кемпийский. О подражании Христу. Москва - Минск, 1993. С 10.
1 Байджет М., Лей P., Линкольн Г. Священная загадка. СПб., 1993. С. 32.
1 Быков А.А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1894.
1 Reijo Wilenius. The social and political theory of Francisco Suarez. Helsinki, 1963.
2 Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. В 3 т. T. 1. М., 1994.
С. 169.
1 Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. Ч. 1. М., 1914. С. 282-283.
1 Молле М. Бедные и средневековое общество. М., 1970. "Число нищих и то уважение, каким они пользовались - францисканцы и доминиканцы сделали из нищенства духовную ценность, - свидетельствует о существовании опекаемой и почитаемой безработицы" // Дак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 22.
2 Ли Г.Ч. Указ. соч. С. 52.
1 Св. Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995. С. 61.
1 Фома Кемпийский. О подражании Христу. Москва - Минск, 1993. С. 77.
1 Хейзинга Й. Осень средневековья. Соч. В 3 т. T. 1. М., 1995.
2 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987. С. 103.
3 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. С. 305.
1 Песнь о нибелунгах. М., 1972. С. 112-113.
2 Песнь о Сиде. Староиспанский героический эпос. М. - Л., 1959. С. 37, 39.
3 Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 148.
1 Куртуазный - от слова "court" (двор - епископальный, королевский); в широком смысле обозначает образ жизни горожанина в противопоставлении образу жизни в сельской местности ("деревенщине").
1 Жак Ле Гофф. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском западе XII-XIII вв.). Одиссей. М., 1991. С. 40.
2 Хейзинга Й. Указ. соч. С. 56.
3 Люсьен Февр. Бои за историю. Цивилизация: эволюция слова. М., 1991.
1 Миньона, миньон (подружка, наперсница, друг, доверенное лицо, любовник, фаворит), открыто посещающие дом, пользующиеся особым расположением, конкубинат - институт второй семьи и неконспирируемого сожительства вне брака.
1 См.: Юшков С.В. Русская правда. Происхождение, источники, ее значение. М., 1950.
2 Летопись Нестора со включением Поучения Владимира Мономаха. СПб., 1893.
1 Шамшурина Н.Г. Идеология труда в России // Социс. 1994. № 8-9.
1 Древнерусские княжеские уставы ХI-ХV вв. М., 1976.
2 Мерило праведное. М., 1961 (на ст.-слав. яз.).
3 Домострой. М., 1990.
1 Державина О.А. "Великое Зерцало" и его судьба на русской почве. М., 1965.
2 Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. М., 1990.
1 Юности честное зерцало. С. 68-69.
1 См.: Казимеж Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990; Л. Винничук. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима; Древний Рим. Под ред. С.Л. Утченко. М., 1950; Андре Боннар. Греческая цивилизация. В 3 т. М., 1958-1959.
2 См. Организация труда и трудовая этика: Древность. Средние века. Современность. М., 1993.
1 Cм. Поликарпов B.C. История нравов России. Восток или Запад. Ростов-на-Дону, 1995. С. 541.
1 См.: Организация труда и трудовая этика: Древность. Средние века. Современность. М., 1993.
2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М., 1990.
3 См.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
1 См.: Кулиш И.М. Очерки истории русской промышленности. Пг., 1922.
1 Бецкий Иван Иванович (1703-1785) - государственный деятель эпохи Елизаветы Петровны и Екатерины II, незаконнорожденный сын И.Ю. Трубецкого, активно участвовал в организации народного образования в России. Под влиянием идей французских энциклопедистов, особенно Ж.Ж. Руссо, разработал проект "О воспитании обоего пола юношества", принятый в 1754 г.
1 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1989. С. 24-40.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 18. С. 31.
1 Вебер М. Указ. соч. С. 73-75.
1 Арапова А. Наталья Николаевна Пушкина-Ланская. М., 1994. С. 58-59. Речь идет о жизни вдовы А.С. Пушкина с детьми в фамильном имении Гончаровых Полотняные заводы.
1 Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988. С. 282-287.
2 См.: Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. С. 214-233.
1 См.: Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени. Отд. изд. М. б/г.
2 Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм. М.-СПб., 1923. С. 72.
1 Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 205-206.
1 Гегель. Философия права. М., 1994. С. 34.
2 Декларация прав человека и гражданина // Указ. соч. С. 205.
3 Декларация независимости Соединенных Штатов Америки // Черниловский З.М. Хрестоматия по истории государства и права. М., 1966. С. 176
1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 270.
2 Локк Дж. Избран филос. соч. В 2 т. Т. 2. С. 79.
1 Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 124.
1 Локк Дж. Указ. соч. С. 100.
1 Чаннинг Э. История Северо-Американских Соединенных Штатов. М., 1897. С. 378.
1 Французская конституция 1791 г. // Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII в. М., 1940. С. 156.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 306.
1 Камю А. Бунтующий человек М., 1990. С. 54.
1 Rainbolt Dg.W. Мегсу: an independent, imperfect virtue. American Philosophical Quarterly. Vol. 27. N 2. April 1990. P. 169-172.
1 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С. 11.
1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1991. С. 66.
1 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984. С. 24.
2 Тиллих Пауль. Мужество быть // Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 19.
3 Там же.
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 336.
1 Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 367.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 386-387.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1. С. 281.
1 Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. С. 84-86.
2 Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921. С. 61.
3 Чхартишвили Ш.Н. Роль и место социогенных потребностей в учебно-воспитательной деятельности // Некоторые вопросы психологии педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 27.
1 Хайдегер М. Время и бытие. М., 1993. С. 197.
2 Там же. С. 199.
1 Исаев С.А. Теология смерти. М., 1991. С. 149.
2 Там же. С. 199.
1 Тиллих Пауль. Мужество быть // Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С. 130-131.
1 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 135.
2 Там же. С. 135.
1 Фромм Э. Указ. соч. С. 276-277.
2 Там же. С. 132.
3 Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. С. 241-243.
4 Fromm E. You Shall Be As Gods. A Radical Interpretation of the Old Testament and Its Tradition. New York, 1969. P. 11.
1 Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и "позитивизме" // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 65.
1 Термин "метафизика" обозначал те разделы философии Аристотеля, которые следуют за "Физикой"; Аристотель понимал метафизику как науку о первоначалах и высших причинах сущего.
1 Кант И. Соч. В 4 т. Т. 4 (1). С. 162.
2 Там же. С. 203.
1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 29.
1 Швейцер А. Культура и этика. M., 1973. С. 37.
2 Там же. С. 114.
3 Там же. С. 118.
4 Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
1 Kruks S. The political philosophy of Merleau-Ponty. N. Jersy, 1981.
2 Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. С. 92.
1 Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 307-308.
2 Там же. С. 306.
1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1992. С. 167.
2 Heller A. The contingent person, and the еxistential choice // The philosophical forum V. XXI, № 1-2. Fall-Winter 1989-1990.
3 Сорокин П. Этическая мысль. М., 1990. С. 352.
1 Лосев А. Этика как наука // Человек. 1995. № 2. С. 94.
2 Там же. С. 95.