Смекни!
smekni.com

Основные моральные понятия и вехи истории этики (стр. 132 из 133)

3 Там же. С. 93.

1 Шопенгауэр А. Идеи этики. Избранные произведения. M., 1992. С. 74.

2 Бибихин В.В. Язык философии. M., 1993.

3 Дюпрон А. Язык и история. M., 1970. С. 3.

1 James М. Jasper. The Politics of Abstractions: instrumental and moralist rhetoric in public debate // Social Research (1992) Vol. 59. N 2.

1 Геллнер Э. Слова и вещи. М., 1962. С. 33-34.

2 Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

С. 75.

3 Там же.

1 Вильгельм фон Гумбольдт. Указ. соч. С. 77.

2 Лосев А.Ф. Диалектика имени // Контекст. M., 1993.

1 Чернышевский Н. Полное собрание сочинений. Т. 13. С. 218.

2 Малкольм Н. Мур и обыденный язык. В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993. С. 87.

3 Там же. С. 98.

1 Малкольм Н. Указ. соч. С. 98.

2 Чизолм Р. Философы и обыденный язык. В кн.: Аналитическая философия. М., 1993. С. 105.

3 Hare R.M. The Language of morals. Оxford., 1972. Р. 86.

4 Ibid. Р. 91.

1 Хайдеггер П.М. Путь к языку. Из диалога о языке // Время и бытие. М., 1993.

1 Яворский Б.Л. Избранные труды. Т. 2. Ч. 1. М., 1987. С. 45.

2 Там же. С. 104.

3 Там же. С. 120.

4 Там же. С. 58.

1 Виттгенштейн Л. Лекция по этике // Общественные науки за рубежом. Философия. М., ИНИОН. 1991, № 3. С. 90.

2 Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика. В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1953. С. 164.

1 Хейзинга И. Осень средневековья. Соч. В 3 т. T. 1. М., 1995. С. 232.

2 Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. 475.

3 Там же.

1 Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема. В кн.: Мораль и рациональность. М., 1995. С. 49-50.

1 Холмс Р. Мораль и общественное благо. В кн.: Мораль и рациональность. М., 1995. С. 67.

2 Там же. С. 72.

1 Такая позиция была выражена А. Шопенгауэром (см.: Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. М., 1992). В нашей современной философско-этической литературе она представлена Ю.Н. Давыдовым (см.: Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. С. 133-139, 154-156, 261 и др.); М.К. Мамардашвили (см.: Мамардашвили М.К. Сознание - это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Интервью с М.К. Мамардашвили. Вопросы философии. 1989. № 7. С. 116.); Л.В. Максимовым (см.: Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М., 1991) и др.

1 Максимов Л.В. Проблема обоснования морали: Логико-когнитивные аспекты. М., 1991. С. 9.

2 Там же. С. 11.

3 Там же.

1 Максимов Л.В. Указ. соч. С. 11-12.

2 Рорти Р. Релятивизм: найденное и сделанное // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997. С. 39.

3 Там же.

1 Рорти Р. Указ. соч. С. 234-235.

1 Рорти Р. Указ. соч. С. 75.

1 Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1992. №. 2. С. 40.

1 Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 49.

2 См.: Мельвиль Ю.К. Новые веяния в метафизике США // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 146.

3 Рикер П. Указ. соч. С. 48.

1 Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема. В кн.: Мораль и рациональность. М., 1995. С. 58-61.

2 Там же.

1 О несовместимости смертной казни с идеологией прав человека см.: Когда убивает государство, смертная казнь против прав человека. Пер. с англ. М., 1989.

1 Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 358.

2 Там же.

1 Толстой Л.H. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 37. С. 69.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 148.

2 Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 259.

1 Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 373.

1 Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. СПб., 1896. Цит. по: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 194.

1 Соловьев B.C. О смертной казни. В кн.: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 17.

1 Толстой Л.Н. Царство божие внутри вас. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 28.

С. 251.

2 Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 315.

1 Будзинский С. Начала уголовного права. Варшава, 1870. С. 256.

1 См.: Шишов О.Ф. Смертная казнь в истории России; Он же. Смертная казнь в истории советского государства. В кн.: Смертная казнь: за и против. М., 1989. С. 10-96, 97-130.

1 См.: Уиклер Д., Брок Д. и др. На грани жизни и смерти (краткий очерк современной биоэтики в США). М., 1989.

1 Под прикладной этикой понимается не просто приложение теоретических формул к ситуациям реального выбора. Она не сводится также к этико-педагогическим аспектам теории морали. Ее нельзя понимать и как конкретизацию общих принципов морали применительно к отдельным профессиям или сферам жизни (этика учителя, этика труда и т.п.). Прикладная этика свидетельствует о новой стадии развития этики и морали, когда осуществляется их органический синтез, в результате чего этика теоретизирует в терминах жизни, а моральная практика включает в качестве своего элемента теоретически аргументированное осмысление проблем. Речь, разумеется, пока идет о некой практически наметившейся тенденции, которая прослеживается лишь в отдельных областях общественной жизни и суть которой состоит в слиянии двух процессов - процесса обоснования морального выбора и процесса принятия решения.

2 О различных проблемах биоэтики см.: Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. М., 1997; тематическая подборка статей под названием: "Биоэтика: проблемы и перспективы" в журнале "Вопросы философии" (1984. № 3. С. 49-105).

1 Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 63.

1 См. например: Дж. Рейчелс. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль. М., 1990. С. 205-211.

1 См.: Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. Кн. 3, § 24 // Секст-Эмпирик. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1976. С. 369.

1 См. об этом.: Эвтаназия: милосердие или преступление? (Обзор О. В. Захаровой) // Биоэтика. Реферативный сборник. M., 1993. С. 135-153.

1 Ганди М. Сатьяграха // Ненасилие. Философия. Этика. Политика. М., 1993. С. 171.

1 См. о нем в кн.: Шварцман К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. М., 1983. С. 103-121.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. № 12. С. 130; Он же. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 286.

1 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. III. М., 1966. С. 302.

1 Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 244-245.

2 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. С. 234-235; Т. VII. С. 137.

1 Подробнее об этических и социально-психологических аспектах поступков и поведения можно прочитать в книге С.Ф. Анисимова "Мораль и поведение" (М., 1985).

1 Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. III. С. 302. М., 1966.

1 Perry R.B. Realms of Value. A Critique of Human Civilization, Harward Univ. Press, 1954. Р. 1-14.

1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 260, 270.

1 См.: Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура // Вопросы философии. 1972. № 2; Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М., 1972; Селиванов Ф.А. Оценка и норма в моральном сознании. М., 1989.

1 Ивин А.А. Логика. М., 1996. С. 89; Он же. Некоторые проблемы теории деонтических модальностей. В кн.: Логическая семантика и модальная логика. М., 1967; Он же. Логика норм. М., 1973.

1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М., 1987. С. 67.

2 Там же. С. 68.

1 Чистое учение о праве Ганса Кельзена. С. 96.

1 В данном случае мы приводим деонтический варинт парадокса "брадобрея", который в своей логической форме был сформулирован Б. Расселом (см.: Карри Х. Основания математической логики. М., 1969. С. 22).

1 Кант И. Критика практического разума. М., 1995. С. 218.

1 Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974. С. 87-121.

1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. ч. 1. М., 1963-1966. С. 248.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. § 91. М., 1990. С. 141.

1 Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль. 1991. Ред. А.А. Гусейнов. М., 1992. С. 240.

1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. § 93. М., 1990. С. 142.

1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 37. С. 76.

2 Там же. С. 190-191.

1 Ганди М. Сатьяграха. В кн.: Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 168.

1 См.: Оссовская М. О некоторых изменениях в этике борьбы // Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. С. 490-511.

1 См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия. В кн.: Избранные произведения. М., 1990. С. 645.

1 Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. XXIV, § 6. С. 761.

1 Вопрос о том, остается ли моральное благо благом тогда, когда оно оборачивается исторической катастрофой с огромными жертвами, требует отдельного специального рассмотрения, и пока этика еще не выработала категориального аппарата для его конкретного исследования.

1 Гегель. Лекции по истории философии. Книга вторая. М., 1994. С. 82.

2 Гоббс. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. М., 1965. С. 671.

3 Там же. Т. 1. С. 370.

4 Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4 (2). С. 90.

1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 245.

2 Кант И. Там же. Т. 6. С. 303.

3 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 194.

4 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. С. 303-304.

1 Не анализируя специально вопрос о позитивных моральных требованиях, заметим, что они по большей части или тавтологичны, являясь различными формулировками общего требования быть моральным, или выдвигают саму мораль как самоценность личности, человеческую солидарность, гуманность и т.д. в качестве предела, ограничивающего условия деятельности.

1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. § 91. М., 1990. С. 141.

1 Троцкий Л.Д. Их мораль и наша // Этическая мысль. 1991. Ред. А.А. Гусейнов. М., 1992. С. 240.

1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. § 93. М., 1990. С. 142.

1 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 37. С. 76.

2 Там же. С. 190-191.

1 Ганди М. Сатьяграха. В кн.: Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. С. 168.

1 См.: Оссовская М. О некоторых изменениях в этике борьбы // Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987. С. 490-511.

1 См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия. В кн.: Избранные произведения. М., 1990. С. 645.

1 Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. XXIV, § 6. С. 761.

1 Вопрос о том, остается ли моральное благо благом тогда, когда оно оборачивается исторической катастрофой с огромными жертвами, требует отдельного специального рассмотрения, и пока этика еще не выработала категориального аппарата для его конкретного исследования.

1 Гегель. Лекции по истории философии. Книга вторая. М., 1994. С. 82.

2 Гоббс. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. М., 1965. С. 671.

3 Там же. Т. 1. С. 370.

4 Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4 (2). С. 90.

1 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (2). С. 245.

2 Кант И. Там же. Т. 6. С. 303.

3 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 194.

4 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. С. 303-304.

1 Гаагская конвенция (1907), Женевская конвенция (1949) и др.

1 Клаузевиц К. О войне. 3-е изд. Т. II. М., 1937. С. 378.

2 Законы Ману. М., 1992. VII, 89.

1 Платон. Государство. Гл. V. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

1 Walters L. The just war and the Crusade. Antitheses or Analogies // The monist. La Salle, 1973. V. 57. N. 4.