Смекни!
smekni.com

Курс лекций Москва 2009 содержание введение Тема 1 Теоретические подходы к пониманию толерантности Тема 2 (стр. 10 из 10)

На первом этапе опытные преподаватели используют технологию передвижных выставок (посвященных проблематике этнического и гендерного равенства, мультикультурализма, правовых аспектов толерантного поведения) для разъяснения и углубленно изучения вопросов, связанных с нетерпимостью. Целевая аудитория – молодежь в возрасте 11 – 17 лет. Второй этап – участие старших школьников и студентов к аудиторным дискуссиям по указанным проблемам. Третий этап – самостоятельная разработка молодыми гражданами Франции проектов по преодолению дискриминации в различных её проявлениях.

В современной России средняя школа представляет собой важнейший институциональный ресурс развития детской и подростковой толерантности. Её безусловное преимущество – возможность органично вписать процесс формирования толерантных установок в общую логику развития личности ребенка. Толерантность в таком случае генетически выступает в роли неотъемлемой части социальной действительности: через исторические, культурные, литературные, географические примеры, рассматриваемые на соответствующих уроках. Образовательный процесс позволяет осветить многогранность и динамичность поликультурного мира и, тем самым, помочь ребенку самостоятельно выработать установку на уважение к социальным, культурным, этническим различиям.

Очевидно, в ходе процесса образование происходит взаимно направленный процесс:

– когнитивного освоения «других» в их культурном многообразии (уроки географии, истории, акцентирующие внимание на зарубежных государствах и нациях, знаковых событиях в их развитии, традициях и обычаях населяющих их этносов и т.д.);

– эмоционального проникновения в мир других, в том числе, с точки зрения «своих» этических установок «хорошо» и «плохо». Поэтому важнейшей задачей педагогов является на ранних этапах обучения (начальная школа) заинтересовать детей историей и культурой «других» как важной части единого мира. Средняя школа (подростковый возраст) – этап кристаллизации установок на социокультурное и религиозное многообразие мира. Важно продемонстрировать, что такое многообразие открывает возможность синтеза культур и технологий, духовного и материального обогащения каждого из участников такого дистанционного диалога

Типичная ошибка связана с тем, что акцент в средней школе делается на взаимопроникновение и унификацию, а не взаимоуважение культур. В этом случае у подростков теряется ценность культурной индивидуальности как основы личностного роста.

При этом анализ возможностей диалога культур часто выводит на периферию сознания подростков тот важный факт, что толерантность – существенный компонент обмена технологиями между странами, обусловливающий потенциал привлечения интеллектуального капитала («мозги») других наций для развития российской экономики и науки.

Современный процесс реформирования российского образования (предпрофильное и профильное обучение) открывает новые методические возможности формирования установок толерантного сознания и поведения у российской молодежи.

Важный аспект данного процесса - использование регионального компонента (занятия посвященные истории и культуре родного края). Данный формат позволяет отразить три взаимосвязанных аспекта:

– многогранный характер региона, его этническое, религиозное, культурное, социально-бытовое разнообразие;

– уникальный характер региона (традиции, промыслы, географические условия);

– место региона в историческом развитии Российской Нации (имена и биографии известных выходцев из региона, их вклад в российскую экономику, политику, науку, спорт и т.д., участие региона в общенациональных исторических событиях, место в национальной экономике).

Таким образом, формируется двухуровневая установка восприятия «своей» территории как целостной многокультурной уникальности и в качестве части уникального культурно-исторического макропространства.

Эффективными технологиями, способствующими формированию толерантных установок и моделей поведения у школьников, могут выступать:

– «уроки дружбы» (ознакомление с культурой и бытом других этносов через общение с их представителями);

– «уроки – путешествия» (например, «Российская кругосветка», направленные на ознакомление с культурой российских регионов, традициями и историей этносов, в них проживающих);

– марафон «Российская машина времени» (тематическая серия занятий, посвященная историческому процессу становления Российского государства, его взаимоотношениям с соседями)

– урок - дебаты «Россия – привлекательная страна» (обсуждение культурной, исторической и нравственной привлекательности России как центра притяжения других народов)

– урок – дебаты «Феномен Российской цивилизации» (демонстрация преимуществ открытости и этнического разнообразия в современном мире перед закрытостью и унификацией»);

– урок – экскурс «Культурные лики России: разнообразие и гармония»;

– урок – дискуссия «Россия и ближнее зарубежье: общность истории и близость культур».

Реализация рассмотренных форматов позволяет задействовать в образовательном процессе подход «толерантность через идентичность», способствует познанию учащимися многомерности российского общества, побуждает подростков к системно-аналитическому поиску решений и отказу от простых «объяснительных фобий» («во всем виноваты приезжие: везут грязь, СПИД, занимают наши рабочие места»). Крайне важно, чтобы процесс выстраивания личностной толерантности был органичен и не рассматривался ребенком или подростком как технология педагогического давления, попытка принуждения к определенной модели в противовес принципиально иным (например, семейным или сформировавшимся в кругу сверстников) установкам.

Следует признать, что фактором, серьезно уменьшающим эффективность образовательных программ толерантности, являются «конкурирующие» стереотипы и фобии, воспроизводимые в ближайшем социальном окружении российских школьников (прежде всего, мнения семьи и близких сверстников). В этом случае не происходит трансляции когнитивной проекции «чужих»: ребенок или подросток не получает практически никакой объективной информации о «других» этносах, странах, религиях и культурах. Исключительным фактором его социализации выступает системный эмоциональный негатив: рассказы «взрослых» о том, какие проблемы создают «всякие приезжие» как российскому обществу в целом, так и им самим – в отдельности. В связи с этим, одним из центральных элементов успешного развития толерантности как базовой модели поведения подростка является тесное взаимодействие с его ближайшим социальным окружением, реализация комплексного подхода, в рамках которого семья и сверстники выступают не «противовесом» (генерирующим интолерантные установки и конфликтные образцы поведения), а соучастниками процесса подростковой становления подростковой толерантности.


[1] Frank Cunningham, Democratic Theory and Socialism (Cambridge [Cambridgeshire] ; New York: Cambridge University Press, 1987). 76-77

[2]James L. Gibson, "Enigmas of Intolerance: Fifty Years after Stouffer's Communism, Conformity, and Civil Liberties, "Perspectives on Politics 4, no. 1 (2006).21; James L. Gibson and Arthur J. Anderson, "The Political Implications of Elite and Mass Tolerance,"Political Behavior 7, no. 2 (1985). 118

[3]Merton R. Self-Fulfilling Prophecy/R.Merton//Prognosis. - №1 (5), 2006. – p. 230.

[4] Следует оговориться, что в рамках данной брошюры акцент сделан на осмыслении зарубежного опыта в его социокультурном (страновая специфика) и технологическом ракурсах.

[5] К таким проектам могут быть отнесены французский «Фонд толерантности», американские «Мультикультурный павильон» и проект «Мозаика», индийский проект «PRAVAH».

[6] Например, французский проект помощи детям-инвалидам «Дети толерантности».

[7] Примечательно, что представители Инициативы «Гражданское мужество» заявляют о необходимости постоянной работы по недопущению деятельности праворадикальных организаций в районе. Представители инициативы утверждают, что основную опасность для демократического развития Саксонской Швейцарии представляют не организованные группировки, но общий негативный социально-политический климат, так называемый «повседневный расизм».

[8] К таким проектам могут быть отнесены французский «Фонд толерантности», американские «Мультикультурный павильон» и проект «Мозаика», индийский проект «PRAVAH».

[9] От вербального неодобрения на уровне слухов и изоляции диаспоры до прямых этнических столкновений.

[10] Так в 2007 году «Обучение толерантности» оказала финансовую поддержку 70 проектам из разных уголков страны в общем сумме: 33. 250 долларов США, в 2008 57 грантов и сумма составила $28,500.