Смекни!
smekni.com

Курс лекций Москва 2009 содержание введение Тема 1 Теоретические подходы к пониманию толерантности Тема 2 (стр. 2 из 10)

Теория «самоисполняющегося пророчества» (self-fulfilling prophecy, SFP) базируется на основной теореме социальных наук, сформулированной старейшиной американской социологии У.А. Томасом. Теорема звучит так: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по свои последствиям». Общественные определения ситуации (пророчества или предсказания) становятся неотъемлемыми компонентами ситуации и тем самым влияют на последующие события. Американский учёный Р. Мертон объясняет механизм развития этнического и расового конфликта в Америке через действие «самоисполняющегося пророчества», то есть такого изначально ложного определения ситуации, которое вызывает новое поведение, делающее изначально ложное представление истинным. Кажущаяся обоснованность СП закрепляет заблуждение. Собственная пропаганда СП часто приводит к самогипнозу, когда реальные факты уже просто не замечаются. Мертон объясняет, почему нельзя рассчитывать на искоренение этнической вражды при помощи просветительских кампаний, прибегнув к терминам «своих» (in-groups) и «чужих» (out-groups) групп. «Чужие» отличаются от «своих» по национальности, расе, религии, причём границы между этими группами изменяются во времени. Эти резкие изменения границ группы могут создавать серьёзные трудности. Во-первых, «чужие» группы осуждаются, если они не проявляют (открыто) добродетелей «своей» группы (считается, что они их не имеют) и осуждаются, даже если их имеют и демонстрируют. Систематическое осуждение представителя «чужой» группы продолжается независимо от того, что он делает. Так, одни и те же качества оцениваются по-разному в зависимости от того, какой человек их проявляет – «свой» или «чужой». Исследователь называет это явление «моральной алхимией» (пример: «я непреклонен – ты упрям – он тупоголов»). В условиях дискриминации представители «чужой» группы, исходя из потребностей своей безопасности, начинают демонстрировать поведение, противоположное обвинениям большинства. Р.Мертон настаивает на том, что «предрассудки и дискриминация, направленные на «чужую» группу, не являются результатом поступков «чужой» группы; напротив, они глубоко укоренены в структуре общества и социальной психологии его членов»[3].

Экономическая теория толерантности – совместное детище двух учёных Джакомо Корнео и Оливье Жане. Её создание связано с потребностью показать, что толерантное рыночное общество более эффективно экономически, нежели другие формы хозяйствования. Теория связана с такими научными концепциями, как модель культурной эволюции (Bisin and Verdier, 2000, 2001), теория идентичности (Akerlof and Kranton, 2000, 2005), идея культурной трансмиссии от родителей к детям (Fernandez et al. (2004), модель просоциального поведения (Benabou and Tirole, 2006). Авторы разрабатывают экономическую теорию толерантности, в которой черты характера и стили поведения наделяются символической ценностью. Ценностные системы эндогенны и передаются от родителей к детям. В сочетании с действительным поведением, ценностные системы определяют уровень уважения по отношению к индивиду. Интолерантные индивиды инвестируют всю символическую значимость (стоимость) в один тип поведения и ограниченное число качеств, неуважительно относятся к людям с другими качествами, в то время как толерантные люди имеют диверсифицированные ценности и уважают социальное разнообразие.

Предложенная авторами-экономистами модель устанавливает связь между непредсказуемостью образов жизни детей и толерантностью. Ученые исследуют формирование ценности, приписываемой как внутренним качествам, так и внешним атрибутам, и определяют условия, в которых толерантность возникает спонтанно. В условиях неопределённости открытый ум выступает страховкой от риска испытать большие удары по самооценке во взрослом возрасте. Также толерантность помогает людям полностью использовать рыночные возможности. Политика способна повлиять на развитие толерантности, и иногда публичная политика, поощряющая толерантность, может быть рекомендована по соображениям экономической эффективности.

Толерантность как уважение к «разности», – пишут авторы – часто рассматривается как определяющая черта современных западных обществ и как несвойственная традиционным обществам. Толерантность приветствуется, поскольку обеспечивает мирное сосуществование различных групп в обществе, поощряет развитие талантов и способностей индивида, обеспечивает защиту меньшинствам. Однако не все современные общества могут быть названы толерантными, о чём свидетельствуют данные Мировых опросов по ценностям.

Социологи и политологи, отмечают авторы, обычно считают, что с нарастанием экономического благосостояния и углублением рыночных отношений подчинение интересов личности интересам сообщества уступает место приоритету демократической личности и либеральным отношениям, что поощряет дальнейшее развитие толерантности.

Взгляд на толерантность с экономической точки зрения может дать новое понимание её определяющих факторов и последствий. Авторы в своей модели применяют оригинальную теорию символических ценностей, которая базируется на 4 постулатах:

1. Оценочное отношение – индивиды выносят суждения, одобряя, восхищаясь и т.д. и наоборот – по поводу определённых черт, поступков и их следствий. Каждый индивид обладает ценностной системой, т.е. способом приписывать ценность той или иной характеристике. Формально ценностная система индивида – функция, которая накладывает набор оценочных суждений на карту реальности. Набор оцениваемых характеристик задаётся изнутри личности.

2. Стремление к утверждению – индивиды жаждут хорошей оценки себя со стороны других людей. Соответствующим окружением для апробации являются семья индивида, его друзья, коллеги, соседи или общество в целом.

3. Самоутверждение – каждый индивид нуждается в самоуважении. Позитивное представление о себе предполагает самоосознание. Поскольку индивиды наделены ценностной системой, они способны судить себя.

4. Последовательность – стандарты одобрения/неодобрения, которые индивид применяет к себе, он применяет и к другим людям. Хотя психологи выявили методы самообмана личности, в основном индивиды находятся под контролем логики последовательности. Трудно систематически одобрять в себе те черты, которые осуждаешь в других, и при таком поведении другие люди быстро указывают на непоследовательность индивида.

Основная идея экономической теории толерантности заключается в том, что каждый индивид обладает системой ценностей, которая определяет его самооценку и оценку им других. В свою очередь, самооценка и оценка других являются показателями полезной функции индивида. Исследователи изучают равновесие, в котором не только распределение ресурсов и относительные цены, но и символические ценности определяются эндогенно. Формирование ценностей может быть объяснено в соотнесении с различными структурами социализации. Как идеальная рыночная конкуренция является сравнительным механизмом при изучении цен, идеальная социализация альтруистичными родителями выступает как модель для изучения символических ценностей. Это означает, что родители выбирают систему ценностей своих детей с расчётом максимизировать их будущую общественную полезность. И хотя не только родители инвестируют в ценностные системы детей, но и школа, церковь, коммерческая реклама, семья играет ключевую роль в формировании ценностей человека.

Авторы теории предлагают рассматривать толерантность как принадлежность ценностных систем, поддерживаемых людьми. Личность толерантна, если наделяет символической значимостью не только собственные характеристики, но и те, которых у неё нет, но они есть у других. Наоборот, интолерантная личность обладает несбалансированной ценностной системой, которая делает её одновременно самодовольной и неуважительной по отношению к чертам и образу жизни других людей. Теория толерантности должна выявить условия, при которых у родителей есть стимул передавать детям толерантную систему ценностей. Оцениваемыми атрибутами, входящими в ценностные системы и по которым можно определять толерантность, являются этническая группа, пол, профессия и сексуальная ориентация. Авторы разделяют все атрибуты на эндогенные (например, род занятий), экзогенные вероятностные (например, гомосексуальность) и экзогенные детерминистические (например, раса). Некоторые атрибуты сложно отнести к определённой категории (например, религия).

Пример традиционных (доиндустриальных) обществ показывает связь между предсказуемостью жизни и интолерантностью. В них наблюдалась редкая смена профессии и низкая географическая мобильность, что предполагало относительно высокую степень предсказуемости будущего жизненного занятия и места жительства человека. Это может объяснить цеховую гордость и местечковый патриотизм, как и их постепенное исчезновение с увеличением профессиональной и географической мобильности в результате технологических и политических новаций.

Основные принципы экономической теории толерантности:

1. черты характера и стили поведения индивидов авторы наделяют символической ценностью;

2. родители выбирают систему ценностей своих детей с расчётом максимизировать их будущую общественную полезность;

3. Интолерантные индивиды инвестируют всю символическую значимость (стоимость) в один тип поведения и ограниченное число качеств, неуважительно относятся к людям с другими качествами, в то время как толерантные люди имеют диверсифицированные ценности и уважают социальное разнообразие.

4. толерантность помогает людям полностью использовать рыночные возможности;

5. Теория толерантности выявляет условия, при которых у родителей есть стимул передавать детям толерантную систему ценностей.