Таким образом, можно констатировать, что в современной науке толерантность рассматривается как сложный феномен, соединяющий в себе социокультурные, политические, экономические, исторические и психологические элементы. Первоначальное становление концепции толерантности связано с идеей гражданского равенства и политической демократии как фундаментальных оснований развития современных обществ. На современном этапе особое значение приобретают социально-экономические и символические аспекты формирования толерантности как многомерного культурно-исторического состояния, основанного на взаимном уважении и социальной солидарности граждан и их объединений.
ТЕМА 2
Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт
Лекция обобщает и анализирует современный опыт реализации проектов, направленных на развитие толерантности, в Российской Федерации и зарубежных странах. Фиксируются и характеризуются основные направления данной деятельности. Затрагивается проблематика специфики национально-культурной среды как операционального поля реализации программ толерантности.
Освоив данную тему, слушатели должны:
– знать содержание современных российских и зарубежных проектов толерантности, видеть их технологические и социально-культурные особенности;
– уметь анализировать социокультурную среду реализации проекта (риски, общественное мнение, психологические спецификации молодежной аудитории и т.п.);
– обладать навыком прогнозирования динамики реализации проекта толерантности в условиях турбулентной внешней социально-экономической и политической среды.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
В начале третьего тысячелетия проблема формирования толерантности является общепризнанным глобальным приоритетом. Сегодня очевидно: эффективное и динамичное общество возможно только там, где сложился высокий уровень толерантности. Вместе с тем, следует понимать, что толерантность – не только продукт «объективной» социально-исторической эволюции, но и, во многом, результат целенаправленного социокультурного управления. В центре такого рода управления - инновационные технологии социального дизайна (технологии толерантности).
Социальная и политическая динамика современной России порождает острый запрос именно на масштабные проектно-технологические форматы общественного развития. В связи с этим, серьезный интерес представляет обобщение и анализ российского и зарубежного опыта в сфере «менеджмента толерантности» [4].
Проведенное нами исследование охватывает Россию и шесть стран (Германия, Франция, США, Индия, ЮАР, Украина), принципиально разных по уровню социально-экономического развития и политико-культурным укладам. Опыт каждой из них – своеобразен и самоценен. В связи с этим, важно подчеркнуть, что авторы не говорят о «заимствовании» методов и технологий, и, тем более, об их искусственном внедрении в российскую социальную реальность. Общеизвестно: толерантность невозможно «установить», имплантировать «сверху». На наш взгляд, обращение к опыту мультикультурных и полиэтнических социумов (коими является большинство стран исследуемой «семерки») дает возможность оценить масштабный инновационно-технологический потенциал в сфере толерантности, накопленный «Западом» и «Востоком» за последние десятилетия, через призму его адаптации к социально-экономическим и политическим задачам Российской нации в 21 столетии.
Главная особенность современных программ толерантности – их широкая социально-преобразовательная (творческая) направленность, в основании которой лежит сочетание различных коммуникативных форматов (от вполне традиционных «деловых игр» и технологий кейс-стади - до «поездов толерантности»). Очевидно, что в наступившем третьем тысячелетии проблема формирования толерантного общества не сводится к «управлению впечатлениями» и массовыми эмоциями по поводу значимых «других». На первое место выходят кросс-культурные практики социального взаимодействия. Обмен «символический» (совокупность локальных «ознакомлений» с «чужой» культурой через её атрибуты) уступил место многоуровневой коммуникации (институциализированная жизнь «рядом с другими», многократная ценностная рефлексия собственной идентичности).
Такое социально-модернизационное видение нашло свое яркое отражение в миссии американской программы «Teaching Tolerance»:
«Для нас толерантность – это образ мысли и чувства, но что гораздо важнее это образ действия, который дает каждому из нас шанс не бояться своей индивидуальности, уважать других и получать уважительное отношение в ответ, быть мудрым, чтобы найти настоящие человеческие ценности и храбрым, чтобы хранить их…».
Можно отметить, что указанная триада «образ – ценности – поступок» – инструментальное основание современных концепций развития толерантного сознания и поведения.
Образ – это представление активного субъекта о потенциальном объекте, на который направлено толерантное/интолерантное отношение.
Ценности - интерпретируются нами в широком инструментальном понимании как социокультурные и личностно-психологические императивы позитивного/негативного восприятия объекта социальной реальности.
Поступок - социально-преобразовательное действие, как правило, интерактивного характера, направленное на изменение доминирующих социальных практик.
В центре такой концепции «человека толерантного» лежит идея широкой личностной социализации, «поликультурного образования», которое «должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными группами…» (проект «Региональный центр толерантности социальной безопасности», Республика Карелия).
Модели формирования толерантности в современном мире:
инновации, традиции, национально-культурная специфика
В то же время, следует подчеркнуть известную страновую специфику рассмотренных нами проектов. Так, в европейских государствах и США преобладает более узкий, «специализированный» подход к формированию толерантности, отдельных её аспектов (например, преодоление мигрантофобии). Яркий пример такого рода «узкой» проблемно – технологической специализации – проект «Create don’t hate», реализуемый компанией Worldstudio в рамках многоуровневой программы Design Ignites Change» («Дизайн изменит мир»). Его ключевая идея – дать молодежи высказаться о проблемах толерантности (Giving Youth a Voice Around Issues of Tolerance). Форма самовыражения молодых людей – билборды, посвященные борьбе с расизмом и этносоциальным экстремизмом.
Анализ опыта Индии и ЮАР позволяет выделить принципиально противоположную тенденцию: в данных странах проекты, направленные на развитие толерантности, носят, как правило, недифференцированный «смешанный» характер, охватывают целый комплекс социально-экономических, политических и этических проблем (от конфессиональной терпимости до гендерного равенства и защиты прав студентов). В данном ракурсе показателен индийский проект PRAVAH, в рамках которого соседствуют такие приоритеты, как, например, «преодоление сложившихся в обществе стереотипов и предрассудков», «выявление и воспитание будущих лидеров, представителей государственной власти, элиты общества» и «предотвращение вынужденной депортации беженцев из Республики Бангладеш».
Второе существенное различие связано с уровнями реализации проектов толерантности. Европейские страны (в несколько меньшей степени, США) ориентированы на активное использование муниципальных ресурсов развития. При этом подчеркивается прикладной характер решаемых задач, непосредственное взаимодействие производителя и потребителей услуг «социального рынка», в полной мере задействован организационный потенциал местного сообщества. Население в данном случае – не «потенциально опасный» (агрессивный, этнофобный и т.д.) объект информационно-технологического воздействия и социально-психологической «работы и заботы», а полноценный участник процесса выстраивания толерантной атмосферы в локальном (микрорегиональном) социуме. Отличительная черта таких местных проектов – их высокий репутационный капитал в сочетании с мобильностью и меньшей «привязанностью» к финансовым ресурсам (прежде всего, за счет использования фактора социальной солидарности и содействия волонтеров).
Третье различие проистекает из социально-политических реалий рассматриваемых нами стран. Так, европейские программы толерантности в большей степени ориентированы на две проблемы:
– адаптация мигрантов и сокращение этнопсихологических и социокультурных дистанций;
– преодоление остаточных фобий по отношению к всевозможным «альтернативным» субкультурам и социальным сегментам.
В США особое внимание уделяется продвижению «американской идентичности» на основании концепции «единства и многообразия», противодействию социально-бытовым проявлениям расизма и ксенофобии в молодежной среде. В связи с этим интересен проект «Tolerance Minnesota», организаторы которого подчеркивают: «Культурные различия делают общество сильнее, их должны уважать и охранять».
Специфическим социальным контекстом реализации проектов развития толерантности в Индии является бедность и низкий уровень грамотности (отсюда, крайне заметная «гуманитарная» составляющая индийских программ и, нередко, их массовый общенациональный характер). В ЮАР, помимо низкого уровня жизни населения, все более остро вырисовывается проблема ВИЧ и СПИД, отношение общества к людям, с ней столкнувшимся.
Четвертый аспект – высокий уровень информатизации проектов толерантности, реализуемых в США и Европейских странах. Если наличие сайтов и технология webmoney получили распространение независимо от страновой специфики, то в западных обществах сетевой ресурс рассматривается скорее не как презентационный (общая информация о целях и задачах, контакты), а как интеллектуальный механизм. Вокруг которого складывается не только «виртуальное» дискуссионное сообщество, но и круг «заинтересованных» волонтеров, участвующих и практическом осуществлении проектов.