Смекни!
smekni.com

Курс лекций Москва 2009 содержание введение Тема 1 Теоретические подходы к пониманию толерантности Тема 2 (стр. 4 из 10)

По-существу, в современных странах Запада состоялся «Интернет-проект» как специализированный формат «продвижения» толерантности (например, «Multicultural pavilion» в США). В его основании лежит технология интерактивно-сетевого вовлечения, свободный обмен мнениями и опытом кросс-культурного взаимодействия. Фактически, вокруг таких проектов, «живущих в сети», складывается «рынок инноваций» в сфере социального поведения. Проект в этом случае – не административно-управленческий, но интеллектуально-ресурсный центр, выполняющий функцию технологического, правового, финансового и кадрового консультирования.

Таким образом, проведенный анализ позволяет (с известной долей условности) выделить три модели формирования толерантности:

– франко-германскую – «толерантность через автономию»;

– индийскую – «толерантность через солидарность» (прежде всего, социально-экономического характера);

– американскую – «толерантность через идентичность» (сила Нации - в её культурном и этническом разнообразии).

Говоря о возможном месте российских программ толерантности в рамках указанной выше системы координат, следует признать, что российский опыт – достаточно противоречив. С одной стороны, очевидны два аспекта:

– уклон российских проектов к тематике этнической и конфессиональной терпимости;

– стремление продекларировать национальное единство через разнообразие и взаимное влияние этносов и культур (что в некоторой мере «сближает» российские проекты с американскими).

Немаловажный «фактор сходства» российского и американского опыта – преимущественно региональный характер реализуемых проектов. При этом в России интеллектуальный и творческий потенциал местных сообществ оказывается фактически не задействованным. Муниципалитеты в таких условиях не являются полностью «выключенными» из данной сферы, но выполняют функцию «нижнего этажа» региональных программ, реализуя (часто формально) региональную политику по развитию толерантности с использованием административных механизмов.

В то же время существенное различие американского, европейского и российского опыта связано с источниками финансирования. Во Франции и Германии более существенную роль играют пожертвования частных лиц (в том числе, через Интернет – деньги), в США – среднего и крупного бизнеса. В России данная практика не укоренилась и, в силу этого, отечественные НКО, работающие в сфере формирования толерантности, ориентированы на получение средств из бюджетов различных уровней.

На наш взгляд, среди реализуемых проектов толерантности можно выделить специфический вектор – программы и технологии, направленные на воспроизводство национальной идентичности («проекты идентичности»). В их основании лежит идея мультикультурализма и этнического многообразия как необходимого условия гражданской консолидации и «силы» Нации. Данные проекты подчеркивают именно приоритет гражданственности и политико-правового равноправия над различными деструктивными формами политической фрагментации (этноцентризм, ксенофобия и т.д.)[5].

Таким образом, можно констатировать, что зарубежный опыт формирования толерантности представляет особый интерес с точки зрения возможного использования отдельных методик и организационных форматов в современных условиях («информационное разнообразие – сетевая интеграция – социальная инновация»). Очевидно, что процесс формирования толерантности в России 21 века должен строиться, как исходя из национальных социальных и политико-культурных особенностей, так и с учетом новейших тенденций совершенствования технологий толерантности, связанных с импульсами информационной макроцивилизации, активным развитием кросс-культурных и сетевых коммуникаций.

Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта шести стран (Франция, Германия, Украина, США, Индия, ЮАР), безусловно, не может выступать «рецептом» одномоментного решения российских проблем. Отечественные социальные и политические реалии 90-х гг. 20 века в полной мере высветили слабую жизнеспособность иностранных «клонов» на российской «почве». Но детальное осмысление страновой специфики, методологических и прикладных инноваций в рассматриваемой сфере (получивших широкое распространение в мире) – важный шаг к выработке российских национальных форматов и технологий толерантности.

ТЕМА 3

Информационно-сетевые технологии толерантности

Лекция направлена на осмысления специфических психологических и культурных характеристик процесса формирования толерантности в Интернет-пространстве. Осуществляется анализ особенностей продвижения установок терпимости и соответствующих им поведенческих моделей в условиях сверх-динамичной виртуальной среды. Акцент сделан на понимании Интернет как культурно-преобразовательного ресурса современной социальной реальности.

Освоив данную тему, слушатели должны:

знать о существовании и специфике применения сетевых технологий толерантности;

уметь использовать новые информационные технологии в целях формирования толерантности; планировать реализацию сетевого проекта с учетом многообразия социальных факторов и особенностей Интернет-аудитории;

обладать навыками прогнозирования динамики сетевого проекта, его коррекции и интерактивного реагирования на возможные социально-политические и психологические изменения установок и запросов целевой аудитории.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Информационно-сетевые технологии представляют собой специфические механизмы формирования толерантности через использование Интернет-ресурсов. Их ключевая особенность – ориентация на существующую и потенциальную аудиторию сети Интернет.

В таком случае Сеть выступает не вспомогательным, а системообразующим информационным полем проектной деятельности.

Таким образом, информационно – сетевой проект толерантности основан на использовании возможностей сети Интернет в целях конструирования инновационной социальной реальности. В его основании – технология интерактивного символико-смыслового обмена, воспроизводство идентичности «сообщества» на основании признания важности его участниками проблемы толерантности.

В рамках данного учебника информационно-сетевой проект (ИСП) рассматривается нами как особый ресурс, размещенный в Интернете и выполняющий следующие главные функции:

– функцию социального информирования и привлечения внимания к проблеме;

– функцию он-лайн консультирования по актуальным проблемам толерантности;

– функцию информационного обмена и расширения социальных контактов между заинтересованными субъектами;

– функцию образовательного ресурса (он-лайн библиотеки и т.д.);

– функцию методологического ресурса (пособия, программы тренингов в открытом доступе и т.д.);

– функцию «каталога толерантности», аккумулирующего информацию в страновом или международном масштабе.

Анализ современной российской и зарубежной практики позволяет выделить два направления web‑дизайна информационных ресурсов толерантности. Первое направление – консультативно-информационное (каталог проектов толерантности, библиотека, правовое консультирование, истории отдельных успешных проектов), ориентированное на общенациональный или макрорегиональный масштаб. Второе направление – локально-проблемное, в рамках которого акцент сделан на подробное освещение проблемы местного или регионального масштаба и путей её решения (например, механизмы адаптации мигрантов в Саксонии).

Важнейший шаг в процессе конструирования ИСП – выбор ключевого «виртуального» ресурса. Наиболее традиционным способом развития ИСП выступает сайт, аккумулирующий различные аспекты проблематики толерантности. Главное преимущество сайта – возможность комплексной презентации информации в сочетании с разнообразным её характером. В то же время, широкое распространение в современной России получила идея официального сайта. Существенный недостаток многих официальных сайтов – нацеленность на презентацию организации (например, муниципального образования), справочную информацию в ущерб обратной связи (возможность обсуждения на форумах) и различным формам творческой деятельности. В этих случаях «официальное мнение» нередко воспринимается молодежью как формальность и закрытость власти. Данную проблему частично преодолевает Интернет-блог – персонифицированный источник информации, нацеленный на высокий уровень групповой динамики и постоянный обмен мнениями. В то же время следует отметить, что блог (в сопоставлении с сайтом) ограничен в разнообразии информационного контента, всегда персонифицирован и, как правило, заостряет внимание пользователей на одном или нескольких текущих аспектах толерантности/интолерантности. Поэтому существенным условием успешной «раскрутки» блога является личность самого блоггера: например, им может быть человек, являющийся лидером общественного мнения в молодежной среде города или региона.

Интенсивное развитие виртуальных социальных сетей в современной России открывает новую возможность: создание тематических групп, охватывающих разнообразные аспекты проблемы формирования толерантности. Важнейшее преимущество таких групп – их участники чувствуют себя не субъектами-пользователями информации, а соучредителями ресурса. Его развитие (новые видео и фото, обсуждаемая тематика) в большей степени зависит не от модератора, а от активности виртуального сообщества в целом. Вместе с тем, существенный недостаток таких тематических площадок – их привязанность к динамике популярности социальной сети. Происходит известная потеря масштаба обсуждаемой проблемы в сознании молодых «юзеров». Условно говоря, группа «толерантность и межконфессиональные отношения в регионе N» стоит в одном ряду с множеством развлекательных сообществ (например, «Сникерс – наше все!» и т.п.). Кроме того, доступ к группе в социальной сети возможен только через первоначальный вход в саму социальную сеть (что усложняет доступность размещенной там информации в режиме простого поиска).