1. Переход от социально-депрессивной стратегии «доживания» к инновационной модели ре-актуализации смысложизненных ориентаций старшего поколения (через повышение трудового и социально-культурного статуса пенсионеров);
2. Формирование целостной (а не фрагментированной) национальной социально-исторической реальности через преодоление межпоколенческих разрывов, сокращение ментальных дистанций между «внуками» и «дедами».
Второй вектор – формирование толерантности общества к инвалидам. Данное направление органически связано с решением двух фундаментальных проблем – социально-материальной и психологической.
Материальный аспект предполагает приемлемый (аналогичный уровню жизни здорового населения) уровень жизни и социального комфорта инвалидов в конкретном регионе или муниципальном образовании. Решение материальных проблем инвалидов – важнейший импульс в трансформации общественного сознания, переход к новой парадигме восприятия данной проблемы. В таком случае проводимые тематические акции («день человека с ограниченными возможностями», «Мы вместе!» и т.д.) начинают восприниматься не как одноразовая «компенсация» неспособности власти к системной поддержке инвалидов, а как свидетельство общественной значимости и заинтересованности. Такие мероприятия становятся важным шагом решения психологической проблемы – разрушения стереотипа отторжения, выход людей с ограниченными возможностями из разряда психологических «чужих».
Таким образом, психологический аспект формирования толерантных установок и моделей поведения по отношению к инвалидам заключен в преодолении фобий, психических барьеров и стимулировании социальной солидарности. Для решения указанной задачи в рамках региона или муниципального образования могут быть использованы такие традиционные технологии как добровольная регулярная помощь (шефство) и регулярные тематические встречи.
Важно подчеркнуть, что:
1. добровольная регулярная помощь (в отличие, например от меценатства) предполагает в большей степени не материальное, а бытовое и психологическое содействие;
2. добровольная регулярная помощь не допускает анонимность или организационную безличность («детскому дому – от завода № 312»), а основана на глубоких личностных взаимоотношениях;
3. добровольная регулярная помощь не предполагает получение ответных преференций (дотации, льготы) и основана исключительно на статусном вознаграждении. Высокий социальный статус добровольного помощника – главный аргумент привлечения человека к содействию инвалидам.
Говоря о роли тематических встреч в процессе формирования толерантного отношения к инвалидам, следует сказать о необходимости обсуждения максимально широкого спектра вопросов, относящихся к повседневности «здоровых людей».
Типичная ошибка. Нередко общение инвалидов со «здоровыми» людьми протекает в ограниченном и эмоционально-депрессивном режиме «заповедника». Стороны играют роли «страдающих» и «сочувствующих». Не затрагиваются актуальные темы общественно-экономической, политической и духовной жизни региона или местного сообщества. Социальная коммуникация ограничивается следующим форматом: «здоровая» аудитория выслушивает жалобы и просьбы людей с ограниченными возможностями, проявляет эмоциональное сочувствие, обещает содействие в решении конкретных материальных вопросов и т.п. Естественно, что такая модель обладает существенным дефектом. Она формирует установку не на равноправное общение, а на закрытость (косвенно доказывает «ущербность») сообщества инвалидов как у них самих, так и у «здоровых» участников такого диалога.
Особенно важно максимально использовать потенциал социальной адаптации в отношении детей-инвалидов и детей с задержкой психического развития. Очевидно, что специфика детской и подростковой аудитории создаёт дополнительные трудности в процессе формирования толерантности к указанным социальным меньшинствам. Поэтому, резко возрастает роль социально-педагогических технологий как инструментальной основы формирования толерантности в детской и подростковой среде. Один из методов такого формирования – институт школьного наставничества, когда здоровые подростки активно взаимодействуют со своими сверстниками, обладающими ограниченными физическими возможностями и психическими особенностями.
Таким образом, ключевыми технологическими блоками, используемыми в рамках социально-гуманитарных проектов, выступают:
– правовое консультирование и судебная защита жертв дискриминации;
– волонтерские кампании на уровне регионов и муниципалитетов, направленные на «минимизацию различий» между основной частью общества и социальными меньшинствами;
– информационное позиционирование и консультирование (пропаганда толерантного поведения, внедрение в массовое сознания дополнительной информации о проблеме и механизмах её возможного решения, активное обсуждение в Интернете);
– информационно-деятельностное вовлечение («дни помощи», «дни прогулок», совместные театральные постановки, позволяющие всем нуждающимся в помощи менее остро переживать собственную «инаковость»).[6]
– социально-реабилитационная работа (прежде всего, психологическое консультирование, создание специализированных центров).
Тема 5.
Социально-политические технологии толерантности
Лекция направлена на осмысление эффективности и организационно-управленческих особенностей «больших» (часто, поддерживаемых государством или международными организациями) проектов, интегрирующих толерантность как один из приоритетных векторов развития современных социумов.
Освоив данную тему, слушатели должны:
– знать специфику различных типов социально-политических проектов толерантности (социально-исторические, толерантность через идентичность, технологии преодоления мигрантофобии и адаптации мигрантов);
– уметь применять социально-политические технологии развития толерантности на практике; разрабатывать и реализовывать региональные и локальные программы развития толерантности;
– обладать навыком эффективного внедрения инновационных технологий социального управления в процесс реализации социально-политических проектов толерантности.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Важным направлением региональной и муниципальной политики выступают программы формирования толерантности, основанные на использовании разнообразных социально-политических технологий. Социально-политические проекты представляют широкий и разнообразный диапазон форматов как общенационального, так и местного уровня. Как правило, в центре данного типа проектов лежит исторически острая политическая проблема, принявшая латентные формы, но не искорененная на уровне массовых стереотипов и девиантных социально-политических субкультур, радикальных молодежных сообществ (например, расизм в США, неонацистские молодежные объединения в Германии, активное неприятие мигрантов из центрально-азиатских республик в современной России).
Важно подчеркнуть, что социально-политические проекты ни в коей мере не являются прерогативой государственной власти. Местные сообщества и «третий сектор» также способны выступать эффективными субъектами их реализации. Типичный пример локального социально-политического проекта – немецкая организация «Инициатива «Гражданское мужество», которая была основана в 1999 году в районе Саксонская Швейцария (ФРГ) в связи с ростом ультраправых настроений в регионе (и опосредованным ими успехе правых партий на выборах в представительные органы земли Саксонская Швейцария). Важно подчеркнуть, что организация не является политической с точки зрения заявленных целей (не претендует на власть, не участвует в электоральной конкуренции), но опосредованно оказывает серьезное воздействие на социально-политические умонастроения жителей района в целом и, в особенности, молодежи.[7] Мессидж проекта - «Мы не можем изменить прошлое, но мы должны бороться за создание демократического будущего».
Важно отметить, что современный социально-политический проект по формированию толерантности – широкий коммуникативно-управленческий комплекс, аккумулирующий образовательные, информационно-сетевые и гуманитарные технологии.
Как правило, социально-политические проекты ориентированы на широкий спектр коммуникативных технологий и форматов. Так, среди новых технологий, получивших распространение за рубежом и в России, следует выделить следующие форматы:
1. «рынок культур» (ярмарки этнической музыки и промыслов народов мира, временные кафе с национальным колоритом);
2. Активные мероприятия (путешествия, посещение музеев, «поезд толерантности и т.п.);
3. «Альтернативный мониторинг» общественных процессов и уровня социально-политической напряженности, направленный на преодоление недостатков «официальной статистики» и преактивную диагностику латентных конфликтогенных ниш;