Смекни!
smekni.com

Курс лекций Москва 2009 содержание введение Тема 1 Теоретические подходы к пониманию толерантности Тема 2 (стр. 1 из 10)

МГГУ им. М. А. Шолохова

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Курс лекций

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема 1

Теоретические подходы к пониманию толерантности

Тема 2

Современные концепции толерантности: российский и зарубежный опыт

Тема 3

Информационно-сетевые технологии толерантности

Тема 4

Социально-гуманитарные технологии толерантности

Тема 5

Социально-политические технологии толерантности

Тема 6

Социально-образовательные технологии толерантности

Введение

Одним из ключевых направлений молодежной политики в современной России является целенаправленная деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на формирование толерантности в молодежной среде

Российская молодежь – наиболее динамичный субъект российского социума, сочетающий традиционные и инновационные социальные практики. Очевидно, что в условиях социально-экономической и политической модернизации Российской нации как общества, интегрирующего многообразие этнических, конфессиональных, регионально-культурных укладов, проблема гражданской толерантности, взаимоуважения и солидарности становится приоритетом национального развития. Молодое поколение в данном ракурсе выступает как наиболее подвижный социально-психологический слой (в том числе, подверженный влиянию различных интолерантных субкультур и установок). Поэтому актуальная задача российского образования и проводимой молодежной политики – выработка практически ориентированного учебного курса, направленного на обучение государственных и муниципальных служащих (прежде всего, работающих в молодежной сфере) использованию инновационных социальных технологий в целях формирования толерантных моделей социально-политического поведения российской молодежи.

ТЕМА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Лекция обобщает современные теоретические подходы к осмыслению толерантности как многоуровневого социально-психологического, политического и культурного феномена. Формулируется комплексная (многофакторная) динамическая модель толерантности. Особый акцент направлен на специфику формирования инновационных толерантных установок сознания и поведения молодежи.

Освоив данную тему, слушатели должны:

знать содержание основных подходов к пониманию толерантности в современной науке и практике (экономические, социально-политические, психологические, культурные и т.д.);

уметь анализировать и синтезировать теоретические подходы, выбирать их ключевые элементы для реализации в конкретно-прикладном (проектном) контексте;

обладать навыком информационно-аналитической оценки теоретических моделей толерантности, видеть потенциал их адаптации к реалиям конкретного региона или муниципального образования.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Одной из знаковых проблем современного глобального развития выступает процесс формирования толерантности. Можно утверждать, что преодоление интолерантности во всех ключевых сферах общественной жизни является серьезной задачей мирового макросоциума при его переходе к информационной экономике и социокультурным моделям постмодернизма. Особую остроту проблема формирования толерантности приобрела в современной России. Системный ценностно-психологический кризис, поразивший российское общество в 90-е гг. прошлого века и не исчерпанный и по сегодняшний день, негативно сказался на динамике социальных взаимоотношений, привел к резкому росту числа и агрессивности этнических, конфессиональных, идейно-политических конфликтов на территории нашей страны. Поэтому задача формирования толерантности является для современной российской Федерации одним из приоритетов социально-политического развития. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что на рубеже тысячелетий в отечественном и зарубежном интеллектуальном сообществе сформировалась своеобразная «мода на толерантность». При этом сам термин был подобен теннисному мячу на корте: « участники игры», различные политические силы (не особо пытаясь разобраться в его научном содержании) при малейшей возможности «перебрасывали» проблему толерантности на сторону оппонентов, обменивались взаимными обвинениями в «нетерпимости» и «экстремизме». В современном мире толерантность понимается как сложный культурно-психологический комплекс, в основании которого лежит взаимоуважение и равноправие взаимодействующих социальных субъектов. Необходимо особо подчеркнуть, что речь идёт именно о бинарной психологической схеме: полноценное психическое состояние толерантности невозможно, если одна из сторон взаимодействия интолерантна к другой. Подчеркивая сложность толерантности как социокультурного феномена, О.Я.Бондаренко пишет: «Сегодня слово «толерантность» стало модным, особенно за рубежом. Но существует ли толерантность на самом деле? Или это не более чем миф, призванный идеологически обосновать западное «общество всеобщего процветания»?»

Большой энциклопедический словарь определяет слово «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; происходит от латинского tolerantia – «терпение». То есть в основе термина – согласие воспринять нечто (духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное) даже в том случае, если это нечто противоречит мировоззренческим установкам самого наблюдателя. Как говорил в свое время Вольтер: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».

Строго говоря, толерантность нельзя изучать саму по себе, в отрыве от ее первопричины – равенства, знаменитого французского egalite. Равенство в нормальном обществе должно быть первичным, категория толерантности подчинена ему и обслуживает, главным образом, его. «Без равенства толерантность теряет смысл».

Проблема толерантности может быть рассмотрена с разных позиций:

– как этико-философская норма;

– как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований;

– как метод социально-политических решений и действий;

– как важная черта воспитания подрастающего поколения;

– как обязательное условие любого социального - светского или конфессионального - служения, и т. д.

Распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу предполагают наличие целого комплекса условий - объективных и субъективных. На процесс становления толерантности той или иной мере оказывают воздействие многообразные факторы:

– исторические традиции, ментальность различных слоев народа;

– политическая воля и особые интересы центральной и региональных элит;

– степень правовой и политической культуры граждан;

– наличие соответствующего законодательства и эффективность деятельности правоохранительной системы;

– социально- экономические особенности;

– специфика взаимодействий между этносами и религиозными общностями, их открытость другим культурам;

– отношение к социально уязвимым слоям, мигрантам и другим маргинальным группам;

– содержание сообщений СМИ.

Теория толерантности в рамках политической теории тесно связана с понятиями гражданского общества и качества демократии. Основной тезис заключается в том, что в странах, где существует полная политическая демократия, наблюдаются более высокие уровни выразительного участия в общественной жизни и толерантности граждан, что приводит к повышению качества демократии. Низкий уровень нетерпимости к различиям является одной из ключевых характеристик демократического гражданства.

Понятие толерантности играет важную роль в либеральной демократической теории. Согласно предпосылкам этой теории, образование и широкие возможности участия в общественной жизни делают людей способными понимать интересы других и действовать в интересах всего общества. Соответственно, люди с более высоким уровнем образования и активно задействованные в жизни социума должны быть более терпимы по отношению к группам, в отношении которых существуют негативные общественные настроения и более активно выступать в поддержку толерантности как принципа. Более того, такая тенденция должна быть достаточно устойчивой, чтобы в перспективе создать толерантное электоральное пространство. В таком случае толерантность гарантирует возможность высказать непопулярное мнение без страха репрессий.

Точные «границы толерантности» неясны, однако в зрелой демократии они должны быть весьма эластичны. Согласно Ф. Каннингему, «ценности уважения и толерантности сначала постигаются людьми в преследовании одних и тех же целей при разных мнениях относительно способов их достижения, а затем уважение и толерантность могут быть распространены и на людей, чьи цели лишь частично совпадают с целями данной группы. Предубеждённости, сдерживающие развитие демократии (расистские, национально-шовинистические), процветают в условиях взаимной изоляции различных групп людей, но начинают ставиться под вопрос во взаимодействии, которое облегчается участием в совместных проектах»[1].

Современные исследования в рамках либеральной традиции описывают толерантность как «одно из немногих жизнеспособных решений для урегулирования тех напряжений и конфликтов, которые порождаются мультикультурализмом и политической гетерогенностью в современных демократических общностях. Исследователь Джеймс Гибсон полагает, что толерантность является «одним из нескольких определяющих факторов индивидуальной политической свободы» и что через свое соотношение с «политической культурой и публичной политикой она влияет на объём и распределение свобод в обществе»[2].