Математические системы тоже иногда строятся циклическим образом. Абрам убежден, что десятеричная система исчисления возобладала над другими системами счета ещё и потому, что она в каждом следующем разряде повторяет те десять цифр, которые были кирпичиками в первой десятке. За счёт этого обеспечивается прозрачность, простота и надежность системы в применении: она удобна в чтении и для быстрого восприятии любого числа, сколь бы велико это число ни было, с ее знаками легко производить операции.
Письменные языки, неизвестные азбуки, секретные коды
Письменные языки изучаются отдельно от устной речи, их скорее можно объединить с неизвестными азбуками и секретными сообщениями с криптокодом. Сюда входит также изучение коннотаций буквенных обозначений, рукописных или печатных и самые общие вопросы письма.
Естественные языки
Это область собственно лингвистики и этнолингвистики, и здесь на этом нет смысла останавливаться. Скорее есть смысл показать конкретизацию семиологических исследований на примере изучения лексикодов и подкодов: от языковых клише до всей системы риторических приемов, и далее вплоть до более частных лингвистических конвенций; от специализированных лексикодов (политических, технических, юридических, исключительно важный раздел массовых коммуникаций) до исследования групповых лексикодов, таких как выкрики бродячих торговцев, тайные языки и жаргоны, разговорный язык. И наконец, сюда же относится использование риторического арсенала языка повседневности для построения сообщений с несколькими семантическими уровнями, как это имеет место в угадайках, загадках или кроссвордах.
Визуальные коммуникации
Рассмотрим те области в которых настоящее время ведутся исследования:
Сигналетика с высокой степенью конвенционализации. Морские ражки, знаки дорожного движения, воинские знаки различия, разного рода универсальные азбуки, базирующиеся на общепризнанных узуальных символах.
Хроматические системы: это поэтические попытки соотнести различные цвета с какими-то точными значениями, и семантические системы, связанные с цветом, характерные для первобытных обществ, цветовых коннотаций в западных обществах (черный траур, белый траур, белый свадьба, красный революции, черное благородство).
Одежда: исследования Бартом моды, распространяющиеся только словесные обозначения, не исчерпывают тему одежды как средства коммуникации, достигшей пика формализации в семиотике военной формы и облачений церковнослужителей. Визуально-вербальные системы, здесь поле деятельности безгранично. Оно охватывает кино и телевидение, коды денотативной коммуникации (кино и ТВ составляют главы в исследовании крупных повествовательных синтагм), комиксы, рекламу, бумажные деньги, ребусы, семиотики игральных и гадальных карт и вообще всех игр шашки, шахматы, домино и т. д.); кроме того, имеются научные работы, посвященные географическим и топографических картам и оптимальным способам картографической денотации, а также исследования диаграмм и архитектурных проектов, хореографических нотаций и астрологической символики.
Семантика
Все перечисленные выше системы располагают семантическим уровнем, но трудно не заметить, что большое количество исследований посвящены семантике как таковой, в связи с чем они выделяются в отдельную рубрику.
Когда речь заходит о семантике, мы сталкиваемся с такой научной сферой, существование которой то отрицается, то к ней сводят все семиологические штудии. Имеются в виду исследования, объединенные под общим названием семантических, всегда актуальные для истории философии как предмет неизменных споров и теоретизирования и в последние два века приведшие к тому, что Де Мауро назвал "боязнью значения".
От Карнапа до Квина, от Витгенштейна до английской аналитической школы, от Кроче до Калоджеро или Пальяро, философское размышление над значением всегда искало собственные пути: это и представление о значении как непрерывном творении субъектов речи и как об узусе, установившемся в определенном сообществе, проблемы его экстенсивности и интенсивности и т. п., все это делает важным вопрос о том, насколько семиология со своими собственными методами может способствовать продвижению в этой области.
С другой стороны, оставаясь в рамках собственно лингвистики, мы имеем ельмслевскую, строго аксиоматическую семантику, дистрибутивный анализ, новые теории семантических полей, взятые на вооружение структурализмом с целью разработки компонентного анализа, анализа сем и семантических факторов.
Структурная семантика, разрабатывая понятие семы, стремится выделить единицы значения, организуя их в систему оппозиций, которая и стала бы их основанием. Поэтому она занимается не только общими лексическими значениями, но и терминами родства, цветовыми кодами, религиозными системами, классическими таксономиями, системами ценностей. Она пытается описать системы значений в творчестве какого-либо художника или даже выявить круг понятий моральных, биологических, воспитательных, лежащих в основе разных религиозных систем, например, анализ понятий Корана с помощью перфокарт.
Каждое языковое сообщество пользуется определенными средствами общения – языками, их диалектами, жаргонами, стилистическими разновидностями языка. Любое такое средство общения можно назвать кодом. В самом общем смысле код – это средство коммуникации: естественный язык (русский, английский, сомали и т.п.), искусственный язык типа эсперанто или типа современных машинных языков, азбука Морзе, морская флажковая сигнализация и т.п. В лингвистике кодом принято называть языковые образования: язык, территориальный или социальный диалект, городское койне и под.
Наряду с термином «код» употребляется термин «субкод». Он обозначает разновидность, подсистему некоего общего кода, коммуникативное средство меньшего объема, более узкой сферы использования и меньшего набора функций, чем код. Например, такие разновидности современного русского национального языка, как литературный язык, территориальный диалект, городское просторечие, социальный жаргон, – это субкоды, или подсистемы единого кода (русского национального языка).
Субкод, или подсистема также может члениться на разновидности и тем самым включать в свой состав субкоды (подсистемы) более низкого уровня и т.д. Например, русский литературный язык, сам являющийся субкодом по отношению к национальному языку, членится на две разновидности – кодифицированный язык и разговорный язык, каждая из которых обладает определенной самодостаточностью и различается по функциям: кодифицированный язык используется в книжно-письменных формах речи, а разговорный – в устных, обиходно-бытовых формах. В свою очередь кодифицированный литературный язык дифференцирован на стили, а стили реализуются в разнообразных речевых жанрах; некое подобие такой дифференциации есть и в разговорном языке.
СоциокодЕсли поведение - это объективизация психики (которая преимущественно отражает среду), то двигательное действие, свойственное только человеку (акция деятеля), это - объективизация так называемого деятельностного сознания личности. Последнее не столько отражает, сколько преобразует среду с помощью психосемантических механизмов управления "живыми движениями": доминирует ценностно-ориентированное отношение человека к действительности. Смысловая картина мира, интерпретированная на основе ценностных шкал человека значит для него неизмеримо больше, чем система сигнальных раздражителей, воспринимаемых рецепторными полями головного мозга. Здесь наряду с биологическим, генетическим кодом (ДНК, РНК), который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека формируется так называемый социокод (надбиологические программы). Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме (семиотических системах). Если сигнальность - самая низшая сфера информационных связей (присущая животным, технико-машинным и социальным системам), то знаковость - самая высшая сфера информации, действующая лишь в социокультурных системах. Знак коммуникативен и интерактивен - предназначен для диалога.